Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Счет на миллиарды

02 декабря, 2010

 

Иркутская область может добывать и поставлять на рынок миллионы тонн угля и нефти, цветные металлы и до 90 тонн золота ежегодно — к такому выводу пришли участники Межведомственного совета по вопросам развития минерально-сырьевого комплекса при правительстве Иркутской области. В заседании совета, состоявшемся 30 ноября под председательством министра природных ресурсов и экологии областного правительства Ольги Гайковой, приняли участие представители управления по недропользованию по Иркутской области, управления Росприроднадзора, геолого-разведочных и добывающих компаний — ООО «Газпром добыча Иркутск», ФГУНПГП «Иркутскгеофизика», ЗАО «Восточный геофизический трест», ОАО «Сосновгео», ООО «Иркутская нефтяная компания», ООО «НафтаБурСервис».

Как рассказал в своем докладе начальник управления по недропользованию по Иркутской области Владимир Назарьев, недра области достаточно хорошо исследованы еще в советские времена, однако добыча существенно отстает. Например, уголь в области добывают в трех бассейнах, в зависимости от объема заказов — от 10 до 15 млн тонн в год, однако разведанные и описанные запасы таковы, что без ущерба для месторождений  можно добывать до 80 млн тонн в год. Соседний Красноярский край, давно уже захвативший все рынки в Восточной Сибири, добывает до 100 млн тонн — правда, бурого, но много. И именно поэтому добыча в Иркутской области под вопросом — на наш уголь просто нет спроса. Иркутские геологи разработали большие месторождения слюды: когда-то область славилась своими слюдяными фабриками, потом они перестали приносить прибыль и были ликвидированы, а сейчас потребители слюды завозят ее из Индии.

Параллельно идет разведка месторождений урана. Хотя в области не были найдены эндогенные месторождения (то есть залежи полезных ископаемых, образованные геохимическими процессами в глубинных частях земной коры), были обнаружены месторождения гидрогенные (то есть сформированные благодаря действию подземных вод в водоносных пластах) — с большими запасами, но более низкой рентабельностью добычи. Параллельно с этими работами в Восточном Саяне найдены месторождения металлов, используемых при изготовлении легированных сортов стали — меди, никеля и других, а также платиновой группы. И тут мы отстали от Красноярского края, где (в Западном Саяне) открыты месторождения со схожим составом руд, но по масштабам месторождения в Иркутской области превосходят красноярские (геологи говорят о целой провинции) и выходят на мировой уровень.

Отдельного разговора заслуживает ситуация в золотодобыче. Даже без использования Сухого Лога область может увеличить добычу до 20 тонн рудного и 10 тонн рассыпного золота в год, а с началом освоения Сухого Лога цифра может вырасти до 90 тонн. Если эти планы будут реализованы, Иркутская область войдет в число мировых лидеров по добыче золота. Все эти проекты тормозятся по одной причине: отсутствие инфраструктуры. Необходимо строить дороги, линии электропередачи и вахтовые поселки — без всего этого о развитии минерально-сырьевой базы области можно забыть. Красноярский край, сравнения с которым не избежать и в этом вопросе, еще несколько лет назад добывал от силы пять-шесть тонн золота в год. Но после решительного участия правительства края в решении инфраструктурных вопросов, освоения новых и возрождения старых, еще советских времен, рудников объемы добычи в кратчайшие сроки выросли до 42 тонн в год. Между тем геолого-разведочные партии в последние годы поработали так активно, что увеличили запасы уже действующих приисков настолько, что они могут бесперебойно работать еще 20—30 лет, а также нашли два месторождения с запасами 100 и 250 тонн.

Стимулом для развития нефтедобычи в области стал нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», однако Иркутская нефтяная компания, которая начинала разработку мелких месторождений несколько лет назад, добыла первый миллион тонн еще в 2008 году, в 2010-м добудет второй миллион, а в следующем году должна выйти на темпы добычи миллион тонн в год. Вообще же область должна добывать — для полного заполнения ВСТО — по 23 млн тонн в год, и для этого имеются все предпосылки: достаточно сказать, что до 2003 года в области были известны 11 месторождений, сейчас их уже 24. Имея три разведанных месторождения газа с доказанными запасами свыше одного триллиона кубометров, область может (оставляя необходимые для загрузки химических предприятий региона объемы на своей территории) отправлять на экспорт 40—50 млрд кубометров газа в год. Из 760 тысяч квадратных километров территории области более 200 тысяч уже распределены как перспективные для добычи углеводородного сырья, и сейчас перед геологами стоит задача  найти и подтвердить месторождения, которые дали бы в сумме миллиард тонн нефти.

Красноярский край еще несколько лет назад практически не занимался добычей нефти — на сегодняшний день объемы добычи составляют 12 млн тонн в год. Иркутская область не отличается от соседей ни климатом, ни транспортной обеспеченностью — нужно, по словам Владимира Назарьева, более тщательно заниматься, «стучаться в высокие кабинеты, где принимают эти решения», активнее использовать механизм частно-государственного партнерства. Эта схема могла бы вывести Иркутскую область в русло общемировой практики поиска, разработки и освоения месторождений: государство финансирует разведку (сейчас в области на эти цели выделяется до 1 млрд рублей в год), участки передаются недропользователям, те проводят доразведку и разрабатывают месторождения. В схеме найдется место и научно-исследовательским организациям, и органам власти, которые, в частности, должны следить не только за соблюдением природоохранного законодательства, но и за «правильным расходованием полученных средств».

Завершая свой доклад, Владимир Назарьев отметил, что геологи сейчас работают на устаревшем оборудовании и не могут получить пробы и керны требуемого качества. Однако даже в том случае, если сохранится финансирование в нынешних объемах, они готовы обеспечить промышленность области работой на много десятилетий вперед. Если же власть пойдет навстречу и сумеет организовать оснащение геологоразведки более современными инструментами и оборудованием, результаты превзойдут все ожидания, а область получит в бюджет «колоссальные средства». Для начала нужно хотя бы провести на эту тему отдельное совещание с участием заинтересованных структур.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии