Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сбербанк задолжал бабушке «сто лет назад»

13 августа, 2018

А сегодня, к счастью, отдает галерее!

Познакомился я с душевной в ту далекую пору сберкассой года в три-четыре, да так тесно, что начал играть в кассира, а со Сбербанком не расстаюсь и поныне!

В песочнице я, конечно, тоже играл, причем довольно усердно. Лет в пять «проработал» в ней целое лето под окном кухни в пионерлагере, где бабушка была поваром. Отсюда, видимо, тяга и к общепиту (рестораны «БарДо», «Старый Мюнхен»), и к строительству (комплекс на Цесовской Набережной и др.).

1.jpg

Но больше, чем песочница, помнится мне малюсенькая уютная сберкасса с чернильницами-непроливашками, перьевыми ручками и кассиршей тетей Шурой, бабушкиной приятельницей, с которой нередко бывала и ее красивая, загадочная для меня внучка Томочка.

Свою невеликую пенсию бабушка, дожившая, к слову сказать, до 90 лет, делила на две неравные части: большую клала на три сберкнижки нам – внукам, а значительно меньшую оставляла на свой грех – курево, тем самым создавая себе как бы преграду в покупке папирос. В сберкассу каждый раз все-таки не набегаешься, а  сразу же много на эту пагубу она не брала. Поскольку на бабушке были мы и два «больших» квартирных хозяйства дочерей, то остальные финансовые заботы ее не касались. Она обеспечивала наше будущее, а конкретно – свадьбы!

Мне очень нравилось играть с Томочкой, да и другие пенсионеры нередко приходили с внуками, поэтому я сам тянул бабу Катю в сберкассу, где хранилось ее «курево», и, кашляя по утрам, она, конечно же, вспоминала «добрым словом» и меня, и тетю Шуру, которую просила не выдавать денежки спецназначения особенно часто. Через несколько лет бабушка все же напрягла свою немалую волю, прекратила игру со сберкнижкой в «кошки-мышки» и бросила курить. К тому же и тетя Шура ушла на пенсию, а мы с Тамарой вдруг выросли и оказались в школах, к сожалению, разных: я в школе № 15, она, кажется, в № 17.


Как после выстрела из пушки,
Дрожало эхо сорок дней.
Родня и добрые подружки
Без нашей сгорбленной старушки
Как будто стали вдруг бедней
И взору вечности видней.

Кто в Пасху нынче нас приветит,
Настойки ягодной нальет,
С любовью неприютных встретит,
Седины первые заметит,
Рукой шершавой их сотрет
И в детство на часок вернет?..

Июль 2008 г.


Бабушка же еще много лет ходила в свою заповедную сберкассу, но уже без меня и только один раз в месяц, а впоследствии еще долго вспоминала те далекие времена. Я не без удовольствия слушал эти воспоминания: и когда был студентом, и когда стал кандидатом наук и начальником крупнейшего цеха на иркутском радиозаводе, который, казалось бы, совсем недавно громыхал сотнями прессов, сеял, как будто от радости, заревом сварки и кормил более шестисот человек. Теперь на этом месте торговля и развлечения. А там, где громыхали мои стотысячные прессы, делая продукцию для обороны СССР, стоит торговый центр, заполненный в основном шмотьём потенциальных противников тех времен, а возможно, и этих!

Инфляция в ту далекую советскую пору была практически нулевой, и тем не менее на вклад ежегодно начислялось три процента. Неплохо было бы эту практику возобновить, прибавляя те же советские три процента, а не минусовать их, как делает большинство банков.

В свое время на свадьбу я не снял невеликие бабушкины накопления. Подумал: «Пусть растут и далее, по принципу Нобелевской премии, и, может быть, долежат до свадьбы моих детей, а то и внуков». Но гайдаровские реформы, увы, похоронили собранное по крохам бабушкино наследство…

И вот сейчас, открыв мировую премьеру совершенно новой коллекции Даши Намдакова «Другое измерение» совместно со Сбербанком, оплатившим доставку скульптур с родины Микеланджело и их таможенное оформление, я от души благодарю сегодняшнее руководство во главе с Александром Николаевичем Абрамкиным. И кланяюсь памяти бабушки, очевидно, много лет назад «запрограммировавшей» на скрижалях судьбы нашу дружбу.

Хочется поблагодарить и бывшего директора Байкальского Сбербанка Максима Владимировича Полетаева. В свое время он внес неоценимый вклад в судьбу моего старшего сына Станислава, не пожалев времени на неторопливый обед, который мы посвятили выбору моим сыном вузовской специальности. В результате он пошел на «математику в экономике» нашего университета, а позже – в магистратуру при Высшей школе экономики в Лондоне и теперь работает в том числе и со Сбербанком в рамках крупнейшей консалтинговой фирмы, нередко вспоминая добрым словом ту судьбоносную встречу.

2.jpg

И все же мне немного жаль, что в далекое прошлое ушли душевные сберкассы с персональным дружеским общением, причем не только с VIP-клиентами, как сегодня. Вместе с ними исчезли и простенькие небольшие магазинчики, вытесненные бездушными «конвейерами продаж» – «суперами» и «гиперами».  

Давно уже, увы, нет бабушки, чернильниц-непроливашек, перьевых ручек и тесной сберкассы напротив драмтеатра. Но, к счастью, мы по-прежнему дружны, и новые руководители, пришедшие на смену тете Шуре, оказались, по-моему, не менее душевны, чем бабушкина приятельница. Новая выставка мирового уровня – ярчайшее тому доказательство. За что еще раз огромное спасибо и низкий поклон всему коллективу Сбербанка и лично Герману Грефу, поддерживающему настоящее искусство и культуру и, что особенно отрадно, далеко за пределами и Белокаменной, и Питера!

Виктор Бронштейн, специально для «Байкальских вестей».

Фото из личного архива автора.

На фото: 1950-е. Я с бабушкой Катей
(Катерина Васильевна Миронова) и «царицей» Тамарой;

2018 год. На мировой премьере «Другое измерение»
в Галерее Виктора Бронштейна. Слева направо:
Виталий Барышников, Александр Абрамкин,
автор этих строк, Даши Намдаков, Владимир Дмитриев

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии