Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Спасение Байкала – в руках жителей побережья

26 августа, 2019


4-11.jpg

«Экспертный клуб – Иркутск», созданный в Иркутске в июле 2019 года, провел второе за август заседание, посвященное на этот раз не политике и предстоящим выборам в городскую думу, а экологии. Руководитель клуба Алексей Петров сформулировал тему так: «Кто все-таки спасет Байкал – власти или общественность?».

Поводов для такой постановки вопроса более чем достаточно. Многие жители нашей страны уверены, что «Сергей Зверев спас Байкал от китайского завода», хотя решения об отмене стройки принимал суд по протесту прокуратуры. Шоумен из Иркутской области пытался оседлать и тему лесных пожаров, но тут масштаб трагедии затмил скромную фигуру Зверева, и о его эскападах в Инстаграме быстро забыли. Однако о работе тех, кто пытается защищать Байкал на протяжении многих десятилетий, а речь идет и об ученых, и о чиновниках, и об экологах-общественниках, знают еще меньше.

Алексей Петров собрал на дискуссию весь цвет иркутской экологии – президента фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елену Творогову, журналиста Юлию Мамонтову, руководителя проекта «Байкальская экспедиция» Марину Рихванову, представителя ОНФ Сергея Матвеева, общественного активиста и лидера группы защитников экс-мэра Ольхонского района Сергея Перевозникова, орнитолога Виталия Рябцева и других.

– Наше объединение не коммерческое и не политическое, мы хотим собрать разные мнения и все будем публиковать. На повестке дня три вопроса: 1. Общая ситуация вокруг озера Байкал: насколько серьезен тот негативный общественный фон, который создан в последние месяцы. 2. Местное население: выселять или не выселять? 3. Московские звезды в защиту Байкала: реакция власти, реакция пользователей соцсетей, – этими словами Алексей Петров открыл встречу.  

Первой слово взяла Елена Творогова, которая считает, что на Байкале решения принимает власть, а давление, понуждающее к принятию таких решений, оказывает общество. Социальные сети действительно играют здесь большую роль: каждый человек сегодня может высказать все, что думает, немедленно после формирования мысли. А на Байкале сегодня очень много людей – если в прошлом человек на озере был редкостью и передвигался пешком, то теперь можно куда угодно в любое время доехать на машине. При этом Байкал не Европа, где в любом туристическом месте есть вся необходимая инфраструктура для сбора и переработки отходов, здесь нет даже места, куда сам турист может сложить собственный мусор.

Сергей Перевозников и Виталий Рябцев высказали противоположные мнения – первый против запретов на хозяйственную деятельность, второй решительно за; первый против деятельности Сергея Зверева, второй считает, что шоумен имел полной право и сыграл большую роль в запрете на строительство завода. Причина расхождений понятна: Перевозников предлагает жить на Байкале и развиваться вместе с ним, а Рябцев видит только негативные проявления человеческого присутствия, из-за которого в Байкале нельзя купаться, не то что пить воду. Сергей Матвеев попытался примирить обе позиции, но вызвал только очередной всплеск эмоций, напомнив, что в общественном совете Министерства природы РФ нет ни одного эксперта по Байкалу.

– Вы можете что-то немедленно предложить? – поинтересовался Алексей Петров.

– Мы вместе с Юлией Мамонтовой сформировали 12 предложений. Но если вам дают 200 млрд на решение проблемы, а тут выходят люди и говорят, что можно все сделать проще, ваши предложения точно не пропустят, – объяснил Сергей Матвеев.

Противодействие наведению порядка оказывают и стихийное, и организованное, пояснила Юлия Мамонтова. Владельцы турбаз, которые зарабатывают огромные средства, уже несколько лет ведут в судах споры, отстаивая свою правоту в деле о сливе сточных вод прямо на грунт, даже не в септики. Местные власти добавляли в это дело хаоса, раздавая землю кому попало без всяких ограничений. Национальный парк имел и имеет полное право ввести запрет на въезд туристов – хоть на Ольхон, хоть на материковую часть парка. Да, людей выселять с Ольхона нельзя, будет бунт. Но навести порядок с тем, что в одно и то же время на самых популярных мысах острова присутствует до тысячи человек, просто необходимо.

Представитель клуба «Байкальские стратегии» Андрей Бородин представил точку зрения жителей Бурятии. Есть не только локальные процессы, происходящие на Байкале, но и глобальные, затрагивающие весь мир. Предложение «Байкальских стратегий» – решить, что будет с Байкалом на многие годы вперед. Если расселять людей – это один вариант: нужно строить новые города, приглашать жителей с Байкала на новые места. Если иначе, то давайте думать, что делать с действующим законодательством, по которому нельзя собирать даже мусор, – ни новая, ни старая система не работают.

– Министр природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин тоже жалуется, что ничего не может сделать. дескать, у себя в регионе, когда был губернатором, любую проблему решал одним звонком, а здесь ничего нельзя сделать, сплошные тупики. Но у нас есть один принцип: прежде всего на Байкале должны быть экология, этика и эстетика, а они вместе вытянут экономику. Если мы сохраним редких краснокнижных птиц, то можно будет организовать все как в Японии, где люди со всего мира приезжают их фотографировать, – заявил Андрей Бородин.   

Мнение о том, что жители побережья Байкала – враги озера и именно они его губят, существует и часто звучит. Но это ошибочное мнение, потому что корень зла в неэффективности российского государства. Есть муниципальные образования на берегах Байкала, есть два субъекта федерации, есть федеральный центр, и в какой-то момент все вопросы природоохранной деятельности забрали себе центральные органы власти. Однако это не помогло: на Байкале острый экологический кризис, который имеет политические, социальные, экономические и даже культурные последствия.

Участники дискуссии вспомнили пример Женевского озера, которое находится в центре Европы, и каждый год на его берега приезжают два миллиона туристов. Но на берегах озера работают 750 очистных сооружений, поэтому озеро остается чистым. А в нашей стране принимаются решения, по которым 30 населенных пунктов будут включены в границы национального парка, а жители этих поселков утратят многие гражданские права и практически все экономические перспективы. Невозможно понять логику, по которой Листвянка не включена в границы парка, а Большое Голоустное включено. Ощущение такое, что границы рисовали в Москве по крупномасштабной карте, где показаны далеко не все населенные пункты.

Попытка подвести итог могла вызвать разве что депрессию. Часть экспертов считает, что проблемы Байкала можно решить только в масштабах всей страны, а граждане должны активнее высказывать свое недовольство властям всех уровней – от депутатов местных дум до президента. Другие призывают помнить только об интересах Байкала и готовы содействовать тому, чтобы люди уезжали с берегов озера. Звучали и простые радикальные предложения: уволить всех чиновников, отвечающих за строительство очистных, за охрану лесов, за тушение пожаров… Ни одно мнение не набрало двух голосов – каждый говорил о своем.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии