Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Самый молодой и – эпохальный

18 ноября, 2013

 

 

К юбилею Владимира Потапова

Окончание. Начало в № 70

 

«Прежде всего — накормить»

На тот момент в экономике Иркутской области были серьезные проблемы, решение которых и положили в основу программы модернизации. Ее приоритет — освоение природных ресурсов. Программу разработали начиная от научно-проектных работ и заканчивая созданием новых производственных комплексов, особенно в нефтегазовом и химическом секторах. Это должно было стать локомотивом дальнейшего форсированного развития экономики, которое, в свою очередь, подстегнуло бы социальное развитие, повысило качество жизни в регионе. Программа модернизации экономики началась в 1987 году, включала три этапа, рассчитанные на срок до 2005 года. Первый, до 1990 года, оказался успешным — но единственным реализованным…

Исходные данные в социальной сфере были сложные. Пустые полки в магазинах, дефицит, карточная система — градус социального напряжения надо было снижать, причем не путем затыкания ртов, а конкретными мерами. Потапов сам ходил на митинги, чтобы выслушать людей.

Первоочередная задача — подъем сельского хозяйства. Начали c развития подшефных хозяйств при крупных промышленных предприятиях. Занялись строительством социальных объектов на селе (ежегодно в сельскохозяйственных территориях вводилось до двадцати детских садов). В 1989 году стали реальностью двенадцать перерабатывающих производств. А начало этому положил случай. На прием по личным вопросам, который Владимир Иванович вел регулярно, пришел один из первых в регионе фермеров Александр Пасков. Свои планы он подкрепил выкладками и пожаловался: не дают землю. На служебной «Волге» тут же вдвоем выехали в Иркутский район, в Дзержинск. Место, где сейчас действует цех по производству колбас и копченостей, тогда представляло собой четыре поросшие бурьяном заброшенные фермы. Свои планы Пасков реализовал за год, и вскоре в Дзержинске собрали партактив — секретарей райкомов и горкомов. На этом полевом собрании и решили внедрять повсеместно опыт первого фермера…

 

Талоны — отменить

Активно взялись и за другие направления этой «продовольственной программы областного уровня». За сельскохозяйственными районами закрепили площадки на Центральном рынке Иркутска. И территории начали соревноваться в ассортименте! Каждый из членов бюро обкома и руководителей облисполкома персонально отвечал за результаты конкретных территорий области. Поначалу это решение вызвало некий ропот — мол, работу местных властей выполняем! — но отстающие районы через некоторое время действительно удалось подтянуть.

Эти и другие шаги привели к решению об отмене талонов на продукты питания — Иркутская область стала одним из первых регионов страны, где это произошло. Принимали и это, и другие решения не на пустом месте — и не только на основе сухих статистических данных. Владимир Потапов считал неотъемлемой частью своей работы в каждой территории пройти по улицам, пообщаться с людьми, провести прием. Одна из встреч с населением в Черемхово продолжалась с трех часов дня до четырех утра следующих суток, до последнего посетителя.

Много было успехов, которые подтверждают правильность предпринятых мер. Так, поставленную цель в 2 млн квадратов жилья ежегодно достигли в 1990 году (при предшественнике Потапова хорошим показателем была цифра в 1,5 млн). Для сравнения: в 2010 году в Иркутской области ввели 628 тыс. квадратных метров жилья, в 2011 — 750 тыс.

Какими Владимир Потапов видит сегодня пути благоприятного развития области в будущем? Прежде всего, необходимым шагом он считает развитие нефтехимического и газового комплексов на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Это станет логическим продолжением индустриального развития региона после этапов электрификации, а также строительства БАМа, Братского и Усть-Илимского промышленных комплексов.

 


15 ноября родные, коллеги, друзья поздравили Владимира Ивановича с 75-летием. Среди тех, кто знает Владимира Потапова по совместной работе и желает ему здоровья, оптимизма и творческих свершений — депутат Законодательного собрания Владимир Матиенко. Журналисты «Байкальских вестей» присоединяются к поздравлениям.
 

 

Ответ американцу

В «Восточно-Сибирской правде» в январе 1990 года (кто бы мог предположить это в 1960-м, когда боец Потапов читал в поезде объявление о наборе в институт) вышло интервью с Владимиром Потаповым — кандидатом в Иркутский областной Совет народных депутатов. Предвыборная платформа заключалась в двух словах заголовка: «Ради созидания». Те выборы Потапов выиграл, несмотря даже на то, что все общесоюзные проблемы бросали тень и на областную власть. На первой сессии первого в истории области выборного  парламента, в апреле 1990-го, его избрали председателем Совета.

…В начале августа 1990 года поездка на побережье Байкала была включена в программу встречи госсекретаря США Джеймса Бейкера с тогдашним министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Руководитель Иркутской области Владимир Потапов был свидетелем этого общения на байкальской земле. Услышав, как американец превозносит события в Прибалтике, Нагорном Карабахе и Абхазии, Владимир Иванович опешил. Обидно было слышать это ему, совсем недавно ведшему очередной жесткий разговор с министром обороны Язовым и президентом Горбачевым, чтоб не отправлять новобранцев на бойню. Еще обиднее было услышать благодарность за похвалы от Шеварднадзе… Как представитель принимающей стороны Потапов взял слово: «Сомневаюсь, что демократией может называться процесс расчленения огромной страны».

…Летом 1991 года Владимира Потапова вызвали к Горбачеву, и первый и последний президент теперь уже не существующей страны объявил о переводе Владимира Ивановича в Африку, в посольство СССР в Гвинее. Хотя в отношениях Горбачева с Потаповым давно было отчуждение, известие прозвучало как гром среди ясного неба. Все планы, начатые в регионе, рушились. На дипломатическую службу Потапова перевели в обход положенных процедур. От должности председателя областного Совета народных депутатов освободили, не рассматривая этот вопрос на сессии… В Африку Потапов уехал за две недели до августовского путча…

Чтоб смотреть людям в глаза — без стыда

Начиналась новая эпоха. Но и в ней Владимир Иванович не оставался в стороне от жизни Иркутской области, и всем, что сделано и что он выбирал в жизни, гордится: «Мне не стыдно смотреть людям в глаза».

Одна из ситуаций, когда судьба ставила Потапова перед испытанием и выбором, связана с взаимоотношениями с Борисом Ельциным. Знакомство с ним состоялось еще в период работы Владимира Ивановича в ЦК партии — по делам приходилось бывать в Свердловской области, где Ельцин возглавлял обком. Когда Борис Николаевич ушел в отдел строительства ЦК КПСС, во время выяснения какого-то совместного вопроса он призвал держаться поближе друг к другу «как сибирякам» и завел разговор о раскладе сил в ЦК. Да и позже Ельцин тяготел к неформальному общению, часто при встрече предлагая рюмку-другую коньяку.

Впрочем, в первые годы своей работы в Москве Борис Николаевич располагал к себе деловым подходом — без лишних слов, в манере многих выходцев с регионального уровня, являя контраст с собой «образца 90-х». Но уже тогда другие его человеческие качества менялись. В той же манере позже Ельцин прямо предложил Потапову поддержать его и перейти в оппозицию к Горбачеву: сам Борис Николаевич заявил, что намерен идти на демарш и положить партбилет на стол. Потапов идти в оппозицию и участвовать в подготовке переворота отказался, понимал – это прямая угроза порядку в стране. Но и позже, в бытность Владимира Ивановича первым секретарем обкома партии, Ельцин, собирая региональную команду, звал: «Давай в нашу десятку», уже без обиняков говоря о своем стремлении прийти к власти. Добавил даже: «Хочешь быть богатым?» Потапов отказался опять, а Ельцин ткнул в него указательным пальцем: «Ты еще пожалеешь!» Потапов не пожалел.

Позже Владимир Потапов пришел к выводу, что пережить такого руководителя, как Ельцин, Россия могла бы, но в другой исторический момент. Он считает: после смерти Андропова у страны все же был шанс на будущее, если бы в противовес Горбачеву выступил талантливый и очень подготовленный человек, председатель Совмина СССР Николай Рыжков. Потапов даже предполагает, что Николай Иванович предвидел катастрофу. В одной из бесед он сказал Владимиру Ивановичу: «У тебя много интересных идей, Иркутская область могла бы стать экспериментальной площадкой по многим научно-рыночно-экономическим вопросам. Если мы устоим, то вы многого добьетесь»… Тогда Потапова больше зацепил сложный рыжковский «трехсоставный» термин… А загадочное и еще непонятное по тому времени «если мы устоим» уже позже заставило крепко задуматься. Но случилось то, что случилось. Конечно, речь идет не о недостатке смелости у Рыжкова — «просто он не смог противостоять напористому говорливому генсеку, его поначалу необоримому обаянию, придававшему такую силу — разрушительную силу — «реформаторским» идеям»…

Но сослагательного наклонения — нет.

Наталья Антипина, «Байкальские вести»

На фото: В армии. Старший сержант Владимир Потапов – помощник командира взвода;

Май 1989 года. Михаил Горбачев в Иркутске. Слева — Александр Яковлев
и Эдуард Шеварднадзе. Справа — Раиса Горбачева и Владимир Потапов

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии