Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Русский с нерусским братья на час?

30 января, 2012

 

 

Спустя три дня после выхода в свет второй программной статьи председателя правительства РФ Владимира Путина, посвященной на этот раз национальному вопросу, иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» провело обсуждение этого текста.


Не исключено, что свой приоритет в организации мероприятия будут оспаривать Общественная палата Иркутской области, Общероссийский народный фронт и Законодательное собрание, —все эти структуры делегировали на мероприятие своих представителей, а Общественная палата даже предоставила помещение.

С этого начались проблемы: помещение не смогло вместить всех желающих, а микрофоны не работали — в аудитории в несколько десятков человек это означало, что выступающего будет слышать только ближайшее окружение и мыслями поделиться не удастся. Так и вышло.

 


Встреча в зале Общественной палаты создавала двойственное впечатление: с одной стороны, зал был полон — значит, интерес есть. С другой стороны, на весь разговор организаторы заложили всего час — что не только недостаточно для глубокого осмысления проблемы, но в чем-то и оскорбительно для Путина: все-таки почти полоса в «Независимой газете» — это довольно большой текст.
 

 

Открывая мероприятие, депутат Законодательного собрания Тимур Сагдеев сказал все приличествующие случаю слова о своевременности появления статьи Путина и важности высказанных в ней предложений.

В сущности, реалистичное предложение там было одно:

— Считаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Сейчас эти проблемы находятся в ведении Министерства регионального развития и за ворохом текущих задач вытесняются на второй, а то и на третий план, и такую ситуацию надо исправить.

Это не должно быть стандартное ведомство. Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия.  Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединения.

Напоминать что бы то ни было высокому начальству —непозволительная наглость, однако приходится говорить об этом снова: нет ничего проще, чем создать очередное ведомство или структуру, которая точно так же, как все предыдущие, вскоре зароется в ворохе проблем.

И можно даже заранее сказать, что это будут за проблемы: если структура необычная и ее глава взаимодействует непосредственно с президентом — значит, чин не ниже министерского. А это, в свою очередь, означает штат помощников и заместителей, приличествующее рангу помещение в центре столицы, парк машин представительского класса и сопутствующее финансирование из бюджета. До межнациональных конфликтов руки вряд ли дойдут — бытовых проблем выше головы.

Что, собственно, мы можем наблюдать на примере той же самой Общественной палаты. В ней, как известно, есть целая комиссия по межнациональным отношениям, которая — как, впрочем, и все остальные комиссии — занята почти исключительно собой.

Пока в стране бушевали упомянутые в статье Путина страсти по поводу Кондопоги, Сагры, Манежной площади и неупомянутые, но гораздо более многочисленные конфликты рангом ниже, палата в целом и комиссия в отдельности пребывали в неописуемой неге и покое.

В Иркутске счет убитым мигрантам и просто нерусским людям пошел на десятки, в судах прозвучали первые приговоры убийцам с нацистскими взглядами, — а в очередном докладе о состоянии гражданского общества об этом ни слова. Как, впрочем, и в ежегодном докладе о положении молодежи, издаваемом министерством по физической культуре, спорту и (так, довеском) молодежной политике.

«В Иркутске все спокойно», — рапортовали чиновники и приближенные к ним общественники, а список иркутских нацистов на специальном сайте перешагивал очередной десяток имен и фотографий.

В целом встреча в зале Общественной палаты создавала двойственное впечатление: с одной стороны, зал был полон —значит, интерес есть. С другой стороны, на весь разговор организаторы заложили всего час — что не только недостаточно для глубокого осмысления проблемы, но в чем-то и оскорбительно для Путина: все-таки почти полоса в «Независимой газете» — это довольно большой текст.

Участники встречи, получившие право на выступление, потратили его с разным результатом. Профессор Иркутского государственного университета Лев Дамешек рассказал о решении национального вопроса в Российской империи, которая, по его версии, вовсе не была «тюрьмой народов».

Вероятно, в советской историографии действительно были перегибы, причем грубые, тем не менее почти райская Финляндия поспешила отделиться от империи при первом удобном случае и впоследствии не упускала ни одного повода, чтобы отомстить бывшим «благодетелям». Точно так же поступила Польша, а тяга Украины к «самостийности и незалежности» и вовсе ни с чем не сравнима.

Профессор завершил свое выступление справедливым упреком в адрес правящей партии: пока она официально празднует день народного единства, по улицам Иркутска марширует «Русский марш», состоящий почти сплошь из бритоголовых подростков с непонятными представлениями о межнациональных отношениях.

(Для симметрии стоит добавить, что в это же самое время в социальной сети «Одноклассники» работает группа «Даги в армии» с весьма поучительным содержимым, которое почему-то все никак не интересует военную прокуратуру.)

Профессору тут же возразил постоянный участник этих самых маршей — бывший депутат Государственной думы и действующий проректор одного из иркутских вузов Николай Курьянович. По его мнению, повергшему в шок многих присутствовавших, в маршах участвует чуть ли не лучшая часть нашего общества, а будущее России — в упразднении национальных субъектов федерации и возрождении унитарной империи, включающей Украину, Казахстан, Белоруссию и почему-то Южную Осетию (почему не Приднестровье с Абхазией?!).

Когда Курьянович заявил о наличии у него дара предвидения (или дара программирования действующей власти) и привел в качестве примера «материнский капитал», будто бы предложенный им еще в 2004 году, ему тут же попыталась возразить многолетний член ОП ИО Альбина Широбокова. По ее версии, получалось, что материнский капитал она вместе со своей организацией предлагала еще в 2000 году, о чем сохранились какие-то протоколы. Курьянович казался вполне довольным — против унитарной империи госпожа Широбокова не возражала.

Зато она рассказала, как женские организации оказывают помощь многочисленным женщинам-мигранткам, среди которых нелегалов больше, чем мужчин. Из двух путей — ужесточать пропускной режим на границах либо помогать нелегалам — общественницы Иркутской области, разумеется, выбрали второй и сейчас проводят различные тренинги и курсы по разрешению конфликтов.

Через них, по словам Альбины Широбоковой, прошли несколько десятков человек — что, если откровенно, даже не капля в море, а так — легкий туман, прикрывающий огромную проблему.  Альбина Широбокова заявила, что межнациональные конфликты исчезнут, если не будет бытовых и прочих проблем. Наверное, это правильно, но в таком случае это навечно: нет ни одного географического или исторического примера, чтобы все проблемы были решены.

 


Пока в стране бушевали упомянутые в статье Путина страсти по поводу Кондопоги, Сагры, Манежной площади и неупомянутые, но гораздо более многочисленные конфликты рангом ниже, палата в целом и комиссия в отдельности пребывали в неописуемой неге и покое. «В Иркутске все спокойно», — рапортовали чиновники и приближенные к ним общественники, а список иркутских нацистов на специальном сайте перешагивал очередной десяток имен и фотографий.
 

 

Представитель Русской православной церкви пытался было вывернуть дискуссию на роль религии в установлении межнационального мира, но все время говорил такое, что вызывало у присутствовавших легкую оторопь недоумения.

В частности, он заявил, что сам русский язык (которому Путин в своей статье уделяет особое внимание как одной из скреп, связывающих государствообразующий русский народ с другими народами России в единое целое) появился из церковнославянского.

Это полная историческая абракадабра, потому что Русь крестилась в христианство, будучи уже крупным государством с многовековой историей и развитой письменностью.  Акцентировать внимание на слове «Русская» в названии церкви, которая в начале своем получила инструкцию «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос», — как-то слишком странно и не способствует налаживанию хоть какого-то диалога.

Представители национально-культурных обществ, принявшие участие в собрании, как-то дружно промолчали — ни один не стал перебивать депутатов Синцову, произнесшую торжественный панегирик в духе обсуждения книги Леонида Брежнева «Целина», и Светлану Бардымову, которая призвала восстановить советские традиции и забыть о существовании всех национальностей, кроме русской, как в свое время все считали себя советскими.

Принципиальная разница между «тогда» и «сейчас» заключается в том, что СССР был мировой сверхдержавой, одним из полюсов мира, а из России за последние десять лет уехало больше двух миллионов граждан. Мы не можем отдать свою образовательную систему для интеграции мигрантов в наше общество — у нас и коренному населению не хватает мест в школах и вузах, а любое квотирование тут же перерастет в торговлю привилегиями и конфликты, перед которыми любая Сагра покажется детским лепетом.

Как и следовало ожидать, в запале дискусии о первопричине сбора вскоре забыли, а в целом разговор закончился абсолютно ничем: ни резолюций, ни рекомендаций. Если кто-то из власть имущих понял, что предмет для разговора есть и встречаться надо чаще, — и то ладно...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Андрей 30 января 2012, 14:52
Мне 27 лет. Прочитал бегло статью. Приходилось скользом общаться с молодыми людьми, которых называют бритоголовыми. ЭТо нормальные парни(с женским полом не общался). ЭТо потерянные интеллектуалы для родины. Это вина культурных дяетелей. И удар прямой наводкой из телевизора."Нацисты" (задумался сам, почему взял их в ковычки), из моего СУБЪЕКТИВНОГО опыта это люди которые не хотят видеть в Иркутске иностранцев. Логически они это не объясняют. Ну не хотят. Но кто то им подбрасывает информацию следующего толка:1 русский слабый народ.2 Русский народ станет сильнее, заккалившись в борьбе с не рускими.Государство опровергает только то что я обозначил цифрой2.До 1-го госсударству дела нет. Оно в знак согласия молчит.