Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Русский фарфор: превратности судьбы

09 июля, 2018

21 июня в главном здании Иркутского областного художественного музея открылась радостная по настроению, познавательная и очень красивая выставка «Русский фарфор. Династии Кузнецовых, Переваловых».

Много ли мы знаем о людях, положивших начало фарфоровому производству в России, как пришла к ним эта идея, что двигало ими, что лежало в основе, откуда бралось мастерство?

– Мы редко делаем такие выставки в главном здании, – рассказывает главный хранитель художественного музея, куратор выставки Анастасия Грызлова. – Так повелось, что здесь проходят в основном большие выставки живописи. Мы не очень часто показываем русский фарфор, хотя у нас есть большая коллекция, и выставки такого плана чаще проходят в усадьбе Сукачева. А эту мы решили провести именно здесь, в главном здании, потому что родилась интересная идея рассказать о двух главных династиях, владевших крупнейшими фабриками по выпуску фарфоро-фаянсовых изделий в России конца XIX – начала XX века: семьях Переваловых и Кузнецовых.

16-2.jpg

Переваловы работали у нас, в Сибири, а Кузнецовы – в центральной части России. Обе династии достигли небывалого расцвета, размаха, популярности своей продукции. По сути, из кустарных промыслов они выросли в большие производства. До Перевалова в Восточной Сибири этого никто не мог сделать, так же, как и до Кузнецовых.

На выставке можно увидеть красивые овальные блюда и супницы, тарелки, кувшины, изящный кофейник, чашки и блюдца, сувенирную продукцию – всего более ста  изделий фарфоровых предприятий Кузнецовых и Переваловых, выполненных в XIX – начале XX столетия. Каждый предмет может много рассказать о себе, а та или иная чашка имеет свою историю, в каждое изделие вложен большой труд, фантазия, мастерство и душа мастеровых людей того времени, отражающие народное  творчество.

Русские мастера умели создавать настоящие произведения искусства. И если пофантазировать, то можно представить одного из таких русских народных умельцев, склонившегося над пока что белым изделием, раздумывая над рисунком: как интереснее и изящнее провести завиток или веточку к основному цветку, как достовернее нарисовать листок или бутон, в какой гамме.

Выставка раскрывает историю двух главнейших фарфоровых производств России. Одно из них, теперь известное как «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», начиная свое развитие еще в начале XIX века, за сто лет выросло в настоящую монополию, объединившую под одной фамилией восемь крупнейших заводов по всей европейской части Российской империи.

В конце XIX века кузнецовский фарфор стали поставлять Царскому двору, а в 1902 году Кузнецовы получили звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Изделия товарищества пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах.

В Сибири же самой известной фарфоровой династией стала семья Переваловых, открывшая в 1869 году свою фабрику в поселке Мишелёвка, ныне Усольского района. На выбор места производства повлияли исключительные свойства местной глины, которую возили из поселка Узкий Луг, и которая по качеству была сравнима со знаменитыми бельгийскими каолинами. Расцвет фабрики пришелся на период с 1880 по 1907 год, когда здесь выпускались высококачественная недорогая посуда и предметы культа, отличающиеся ослепительной белизной, молочной прозрачностью и плотностью черепка. Чистота и звонкость переваловского фарфора славилась по всей России, а люди не переставали восхищаться искусством изготовления посуды, ее оригинальными, необычными  росписями и рисунками тонкой работы.

16-3.jpg

Но… есть в празднике, который устроил для всех нас художественный музей, и нотка грусти. С печалью приходится констатировать факт, что сегодня того прославленного фарфорового завода в Мишелёвке нет, остались только стены. Завод развален, и некому делать красивую посуду, которой он был знаменит и славился много лет.  В годы перестройки он пал под натиском перемен, его зачислили в разряд нерентабельных, и было решено, что выгоднее покупать посуду в Китае.

 Тем не менее в 2019 году у Хайтинского фарфорового завода большая памятная дата, исполняется 150 лет со дня его основания братьями Переваловыми.

Публика, собравшаяся на открытие, была благодарна организаторам за идею такой выставки, за экскурс в историю, за память  о двух славных, великолепных династиях-тружениках, работавших не только для своего капитала, но и во славу России.

История русского фарфора богата и насыщена событиями. До сих пор существует немало фабрик и заводов (например, производство того же кузнецовского фарфора), которые продолжают дело отцов-основателей, передавая мастерство и традиции из рук в руки.  

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии