Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Рожденные вместе с областью

12 марта, 2012

 

 

Выставка юбилеев и юбиляров

 

В галерее современного искусства «Дом художника» привычно многолюдно. Так бывает, когда здесь происходит очередное открытие выставки, которая интересна многим. И этот вернисаж собрал не только тех, кого интересует исключительно изобразительное искусство, но и тех, кто близок к литературным кругам.

Не будем дальше интриговать — торжественно открылась выставка, приуроченная к 75-летию Иркутской области, и связала она две творческие организации — художников и писателей.

 

Прошлое и настоящее

Выставка называется «Ровесники Иркутской области» и организована правлением регионального отделения Союза художников. А ее главные герои — личности, много значащие для области: драматург с мировым именем Александр Вампилов, не менее известный писатель Валентин Распутин, а также народный художник России профессор Виталий Смагин и известный художник Валерий Зверев. В экспозиции представлены произведения живописи, графики, скульптура — самых разных авторов.

— Всматриваясь в свое прошлое, в лица тех людей, которые всем нам дороги, мы пытаемся разглядеть суть сегодняшних событий, всего происходящего, и в этом смысле выставка очень значима. Достаточно беглого взгляда, чтобы понять ее глубинный философский смысл, — говорит Сергей Ступин, первый заместитель министра культуры и архивов Иркутской области. — Здесь не только классики, утвердившиеся в мировом художественном пространстве, но и те, кто наполняет это пространство сейчас. А сам этот проект — очень интересная идея организаторов.

Хозяйка галереи Надежда Куклина напомнила всем собравшимся ключевую дату: Иркутская область была создана 26 сентября 1937 года по постановлению ЦИК СССР о разделении Восточно-Сибирской области на области Иркутскую и Читинскую.

— Но нам интересны и личности тех людей, которые оказались ровесниками области, — это, как мы уже говорили, Александр Валентинович Вампилов, Валентин Григорьевич Распутин, Виталий Георгиевич Смагин, Валерий Алексеевич Зверев, — добавляет она.

 

Александр Вампилов — единый и многоликий

На выставке представлены портреты наших «именинников», написанные разными авторами. Портрет Вампилова, написанный Юрием Квасовым и ставший уже классическим, знаком нам и по разным выставкам, и по увеличенной копии на стене жилого дома в микрорайоне Первомайском. Это портрет-символ, и именно таким мы в основном представляем теперь рано ушедшего из жизни талантливого литератора.

Иным мы видим драматурга на портрете, выполненном, скажем, Сергеем Жилиным. Здесь совсем другая палитра — характерная именно для этого живописца. И сам Вампилов выглядит не столь монументальным, что ли, — совсем молодым человеком. Эта работа написана автором именно к этой выставке и кажется незавершенной, что, возможно, недалеко от истины. Что ж, думается, в процессе доработки портрет еще более выиграет и обретет свой окончательный вид.

И еще один «Вампилов» поразил своим попаданием в характер —  это работа Владимира Шипунова, изображающая драматурга в театральной обстановке, — такое ощущение, что он волнуется и нервно курит, стоя за кулисой в ожидании начала спектакля или репетиции. У него здесь более взрослое лицо — может быть, оттого, что взрослыми, зрелыми, пережившими свое время оказались его пьесы.

 

Друзья, прекрасен наш союз!

Анатолием Костовским, Владимиром Кузьминым написаны интересные портреты Распутина.

Виталий Смагин удивил своими автопортретами (их два, графический и живописный; оба — неожиданные, не совсем реалистичные, но этим они и интересны). Еще один портрет Смагина представила его бывшая ученица, а ныне коллега Анастасия Ижганайтене: создавая этот живописный образ народного художника, Анастасия использует некоторые приемы, свойственные самому Смагину, — и потому они срабатывают на точность, показывают его новаторское мышление и любовь к абстрактным образам.

На выставке немало работ, передающих многолетние дружеские связи иркутских художников и иркутских литераторов.  Действительно, многие из тех и других были хорошо знакомы, тесно общались, приятельствовали, если не сказать больше.  Может быть, поэтому столь часто находились у художников точки пересечения с мастерами слова.

Характерен в этом смысле триптих Льва Гимова, посвященный иркутским писателям, который можно назвать многофигурным коллективным портретом. Трудно назвать имя прозаика, драматурга, поэта, известного иркутянам, который бы не попал в поле зрения Льва Гимова. Изображая их, художник старается передать не только характерные особенности внешности каждого, но и особенности внутреннего мира и даже стиля.

Можно спорить о том, насколько удался образ каждого из них, но то, что Лев Гимов зримо передает впечатление о могучей «иркутской стенке», — бесспорно.

 

В минорном настроении

Есть в экспозиции работы, которые несколько иначе работают на тему проекта. Не только портреты, но и сюжетные, философские произведения разных авторов. Скажем, парный портрет кисти Татьяны Ларевой, на котором изображен режиссер Александр Ищенко, поставивший спектакль по повести Распутина «Прощание с Матерой», и исполнительница главной роли —  народная артистка России Людмила Стрижова, к сожалению недавно ушедшая из жизни.

Есть работы жанровые, — скажем, у Ольги Ильиной, запечатлевшей трагедию малой родины писателя Распутина, деревни Аталанки: стоит пожилая женщина, а вода уже заливает ее дом... У Виталия Рогаля — изображение отчего уголка Распутина в той же Аталанке: притихшего дома с палисадником, дорогого и утраченного.

Несколько удивительно проникновенных пейзажных работ Валерия Зверева привлекают внимание зрителя своим минорным настроением. То есть в этой экспозиции — немалый диапазон мыслей и настроений, визуальных впечатлений и более глубоких внутренних переживаний.

 

Книжных дел мастера

И еще об одном аспекте искусства — о книжной графике —  говорит руководитель регионального отделения Союза художников Наталья Сысоева:

— На базе Восточно-Сибирского книжного издательства выросла целая плеяда книжных графиков, которые работали практически со всеми издаваемыми в Иркутске авторами. Это художники Анатолий Аносов, Раиса Бардина-Шпирко, Александр Муравьев, Александр Шипицын... Они проиллюстрировали всю детскую литературу, на которой мы выросли. Это главное доказательство нашей дружбы, наших общих дел. И вообще, в связи с юбилеем области мы подчеркиваем наше единство, ведь мы живем и работаем рядом, и наши организации — отделение Союза писателей и отделение Союза художников — почти ровесники.

— А Анатолий Аносов, художник-редактор, книжный график, вообще достоин отдельной выставки, — добавляет Виталий Смагин.

Да, экспозиция дает представление о том, что Союз художников и Союз писательский во многом едины и своими работами обогащают друг друга. Живопись и литература, слово и кисть, писатели и художники — всегда были и остаются рядом.

Об этом говорили и куратор выставки Юрий Квасов, и один из «ровесников области» народный художник России Виталий Смагин, и секретарь правления Союза писателей России поэт Владимир Скиф.

— Я хотела бы добрым словом вспомнить недавно ушедшего от нас прекрасного художника, сына писателя Валерия Алексеевича Зверева, потрясающего живописца. Многим помнятся замечательные поездки по Байкалу, которые он устраивал друзьям-художникам; это удивительно талантливый, творческий человек, которому нынче тоже исполнилось бы 75 лет. Он был человеком удивительно разносторонним — играл на пианино, был капитаном корабля, писал картины, был невероятно начитанным... — говорит Наталья Сысоева.

О художнике Звереве говорит и хорошо знавший его Владимир Скиф:

— Дорогие друзья, писатели и художники — они всегда были рядом, и наши юбилеи идут один за другим: в 1931 году образовался Союз писателей СССР, в 1932-м — Союз художников. Знаю из нашей общей истории, да и из собственного опыта, что писатели и художники во все времена дружили, общались. Все знают и многие помнят удивительного, блистательного художника Алексея Жибинова. Я тоже помню его огромные выставки, которые едва вмещали все то, что он успевал наработать. Он дружил с семьей Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского, и мне известно, что в этом доме до сих пор висят жибиновские работы.

Владимир Скиф рассказал о беде Валерия Алексеевича Зверева — у него сгорела мастерская почти со всеми картинами. Для художника это величайшая трагедия. С большим трудом он потом возрождался, возвращался к жизни, хотя это, безусловно, подействовало и на его здоровье, и на творческий тонус: он тяжело переживал это и вскоре после случившегося ушел из жизни...

 

Продолжим список!

Обращают на себя внимание пластические работы — это белые гипсовые и тонированные под бронзу работы скульптора из Ангарска Анатолия Осауленко. Гипсовый бюст-портрет, фигура в рост —  все эти работы или их копии могут быть очень востребованными и обрести свое место в Доме Александра Вампилова, что на улице Богдана Хмельницкого, или в театральных фойе, в городских скверах, на улицах города и малой родины драматурга — поселка Кутулика.

Хочется сказать еще несколько слов о Виталии Георгиевиче Смагине — до конца года будет проведена целая серия выставок его самого и его учеников, будет и большая персональная. Так что ровесники достойно представляют Иркутскую область.

А вот что говорит Виталий Георгиевич по поводу всего проекта в целом:

— Мы часто слышим, что работники культуры и искусства нуждаются в более внимательном отношении к себе со стороны города, области, да и страны тоже, и это справедливо. Но как бы проблемно нам ни жилось, это не останавливает работу художников, литераторов, актеров. Мы продолжаем работать, работать вместе, и на сегодняшней выставке, первой в своем роде, это отчетливо видно. Интересный, замечательный проект!

С этим трудно спорить. А что касается ровесников области, то нынче уже отметил свое 75-летие известный иркутский прозаик Арнольд Харитонов, летом будет отмечать такой же юбилей лауреат Госпремии кинооператор Евгений Корзун... Продолжите список!

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии