Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Россия: нужна смена парадигмы развития

25 ноября, 2013

 

 

Окончание. Начало в № 71


Природные ресурсы

Общеизвестно, что в настоящее время основой экономики России являются отрасли, добывающие и экспортирующие природные ресурсы, однако эффективность их достаточно низка. Поэтому дальнейшее развитие экономики возможно только при целенаправленных действиях по углублению переработки этих ресурсов. Надо сделать ставку не на первичную, а на вторичную и последующие стадии переработки наших ресурсов. Лес при переработке — целлюлоза, бумага, мебель; газ, нефть — нефте- и газопродукты; руда — металлопрокат, метизы и т. п. Китай, Япония, Корея — наши естественные партнеры в таком разделении труда, и транспортные потоки «Север — Юг» будут полностью загружены.

Наш товарооборот с Китаем составляет около 80 млрд долларов в год. В ближайшие 5—10 лет его намечено довести до 200 млрд долларов. Но и это, по нашему мнению, не предел. Можно выйти и на 300—400 млрд долларов товарооборота. Если этот показатель поставить в качестве ориентира, а он вполне реальный, то его можно достигнуть только через кооперацию. В предыдущих публикациях нами предлагалось включаться уже не просто в торговые отношения с Китаем, а в более сложные — кооперационные.

Китай — плановое государство. Мы тоже были плановым государством. Я предлагаю вернуть элементы планирования во взаимоотношениях двух государств. А через плановое начало ввести кооперационные отношения в промышленном сотрудничестве с Китаем, т. е. завязывать предприятия с предприятиями, предлагать поузловую специализацию, развивать совместное производство. Например, совместное самолетостроение. «Аэробус» производит объединенная Европа. Почему бы и нам с Китаем так не развернуться?! В России имеются огромные заделы (мощные КБ и т. д.). Взаимными усилиями наши страны могут быстро наладить совместное производство, имея огромный общий рынок сбыта.

И Россия, и Китай нуждаются в производстве высокоточных станков. Их сейчас делают Япония, Европа и Америка. У Советского Союза была мощнейшая база по производству станков. Она частично утрачена, частично устарела, но еще не окончательно. Нам сейчас просто необходимо объединиться с Китаем и совместно производить новые модели станков. Что значит создать новый высокоточный и высокопроизводительный станок? Это значит обеспечить возможности для производства продукции по новейшим технологиям, которые будут актуальны как минимум через десять лет. Это именно те высокоорганизованные производства, которые нужны и нам, и Китаю: самолеты, корабли, железнодорожные локомотивы, космические аппараты и т. п.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть: не торговый обмен — штука на штуку, а совместное производство на кооперационных началах — стратегический курс наших взаимоотношений с Китаем. Если мы будем объединяться на такой основе, то сможем достичь искомых сумм товарооборота. Китай торгует с Америкой с огромным профицитом, и американцы в любой момент могут ограничить поставки китайских товаров на свой рынок, этой угрозой добиваясь размещения свободных валютных средств Китая в американские ценные бумаги. Сотрудничество Китая с Россией могло бы строиться на принципиально новой, взаимовыгодной основе.

Период недоверия между нашими странами прошел. Китай — большая страна с самым большим количеством населения, Россия — огромная страна с самой большой территорией и самым большим запасом сырья. Из этого со временем может возникнуть могучий союз. Пример такого сотрудничества уже есть — это взаимодополняющие соседские экономики США и Канады.

У Китая нет к нам барственного, снисходительного отношения, как у стран Запада. И не надо бояться допускать китайцев к управлению совместными предприятиями, к бухгалтерской отчетности. Что там скрывать? Мы не перестаем зазывать французские, немецкие, американские фирмы, а китайцев боимся! Почему считается, что французская фирма или немецкая может к нам приходить, а китайская — нет? Что значит внешний инвестор — китайский он или западный? Он рискует своими немалыми деньгами, он строит, например, предприятие, которое не сможет увезти с собой. Поэтому он вправе требовать реального участия в управлении предприятием, построенным на его деньги.

Естественно, что образованию союза России и Китая будут яростно сопротивляться США и ЕС, потому что этот союз станет серьезным противовесом политической и экономической гегемонии Запада.

Усиление Китая неизбежно ведет к потере веса Европы. Европа была вторым экономическим центром после Америки, а сейчас Китай вытеснил Европу с этого места. И если и дальше будет происходить усиление Китая, это задвинет уже США на вторую линию с точки зрения экономического и политического потенциала, а значит, и мирового влияния. При этом развиваться Китай будет не только экономически, но и интеллектуально. Это опять отодвигает Запад с передовых позиций, и с этой точки зрения он будет всячески стараться ограничивать Китай, не давать ему возможности создать союз с Россией. Запад будет и Россию настраивать на конфликты с Китаем, будет создавать политические и экономические ловушки, совершать провокации или делать какие-то подачки. Подкупами и заигрываниями формируется целый слой интеллектуалов, сеющих недоверие между Россией и Китаем.

Поэтому важно понять, что мы гораздо больше в выигрыше, когда дружим с Китаем. Ведь когда в 60-е годы прошлого века отношения между Советским Союзом и Китаем ухудшились, западные страны не скрывали своей радости. И сегодня нас пытаются поссорить, используя для этого подконтрольные Западу российские СМИ. Автор достаточно хорошо знает Китай и уверен — у него нет претензий к нам, по крайней мере на официальном уровне. А вот высказывание госпожи Олбрайт о том, что надо поделиться с Западом ресурсами Сибири — угроза конкретная. Так называемая «желтая опасность» — это специально созданная фобия, с помощью которой пытаются управлять нашими отношениями с Китаем, влиять на них. А фобии — это эффективный инструмент организационного оружия, которое используется для того, чтобы не допустить нашего эффективного взаимодействия с Китаем, в том числе и по возрождению Дальнего Востока и Сибири.

Теперь о Японии, в лице которой мы должны получить также доброго соседа и надежного (без капризов) экономического партнера. При рассмотрении вопросов сотрудничества с этой страной неизбежно встает проблема «северных территорий». Эта проблема в наших отношениях давно зашла в тупик. Но решать ее надо. Как?

Предлагаем это сделать через торговую сделку, выведя ее из сферы политики. Красиво было бы за 1 рубль продать острова в надежде на широкомасштабное сотрудничество. Прагматичнее — продать их на основе рыночной цены (предположим, за 200—250 млрд долларов) при условии, что эти средства Япония вкладывает в течение пяти-семи лет в программу развития Сибири и Дальнего Востока, которая сейчас не имеет достаточного финансирования. И только после этого провести фактическую передачу островов. На наш взгляд, и Японии это будет выгодно — иметь реальные территории в отличие от американских ценных бумаг (которые в любой момент могут оказаться фантиками). Всем, кто сейчас меня начнет обвинять в предательстве, я скажу: а где вы были в начале девяностых, когда раздавались российские земли под песни и танцы тогдашнего президента? Или что вы скажете через двадцать лет, если мы сейчас Россию не поднимем? Можем оказаться и без спорных территорий, и без платы за них.

Нерешенность территориального спора с Японией сейчас выгодна США и Европе, ибо сдерживает сближение России и Японии.

Для изыскания финансовых ресурсов ускоренного подъема экономики России надо использовать все рычаги, вплоть до сдачи части земель в концессию или аренду, например, таких, как остров Врангеля или часть Новосибирских островов, Северной Земли. Таким образом можно подключить и Китай, и Японию к интенсивному освоению Северного морского пути, а также северных территорий Сибири и шельфа Северного Ледовитого океана.

 


Китай — плановое государство. Мы тоже были плановым государством. Я предлагаю вернуть элементы планирования во взаимоотношениях двух государств. А через плановое начало ввести кооперационные отношения в промышленном сотрудничестве с Китаем, т. е. завязывать предприятия с предприятиями, предлагать поузловую специализацию, развивать совместное производство. Например, совместное самолетостроение. «Аэробус» производит объединенная Европа. Почему бы и нам с Китаем так не развернуться?! В России имеются огромные заделы (мощные КБ и т. д.). Взаимными усилиями наши страны могут быстро наладить совместное производство, имея огромный общий рынок сбыта.
 

Людские ресурсы

Крупномасштабное восстановление потенциала России невозможно без дополнительного привлечения в большом количестве рабочей силы. Вообще, многочисленное население и высокая рождаемость на протяжении веков были третьим важнейшим ресурсом России. Именно огромные людские ресурсы (при наличии других факторов) помогли нам сломать хребет крупнейшим завоевателям последних столетий Наполеону и Гитлеру.

Сегодня мы должны поставить цель — восстановить народонаселение России. Через сто лет оно может и должно быть удвоено (300 млн человек). А в ближайшие годы целесообразно завозить рабочую силу в количестве 40—50 млн человек, а в перспективе и более (недавно опубликованы цифры, показывающие, что в полуторамиллиардном Китае работает около 40 млн мигрантов, в том  числе около 300 тыс. русских, украинцев, белорусов). Это позволит обеспечить новые рабочие места и, кроме того, даст дополнительный источник дохода, поскольку рабочая сила мигрантов приносит и прибавочный продукт, который остается на территории страны. Кроме того, иммигранты выплачивают социальный и подоходный налоги. Эти средства надо сделать базовыми для проведения активной демографической политики и перечислять в специальный фонд. Но чтобы не было той дикости, которая творится в настоящее время с мигрантами в России, необходимо принять четкие, ясные и понятные миграционные законы. Такие законы давно уже действуют в разных странах, надо только грамотно перенять их и уметь ими пользоваться. И конечно, надо отказаться от той незрелой миграционной политики, которая проводится сейчас.

Основным источником мигрантов также могут стать страны Азии. Под крупномасштабные проекты совместно с Китаем, Японией, Кореей надо разрешить им сразу же завозить рабочую силу, соблюдая древнее правило об опасности расселения мигрантов в приграничных районах.

Надо принять закон об автоматическом предоставлении гражданства России для русских из ближнего и дальнего зарубежья, создать действенные фонды для их переселения и поддержки. Кроме того, необходимо по упрощенной схеме предоставлять гражданство иностранцам, обладающим высокой квалификацией. Еще в Древнем Риме было выработано правило предоставления гражданства образованным людям — врачам, инженерам, писателям, актерам и т. д. Предоставление гражданства России высокообразованным и высококвалифицированным иммигрантам качественно усилит кадровый потенциал страны. Надо предоставлять гражданство, по примеру США, лицам, которые обладают капиталом в размере не менее 300 тыс. долларов, шире привлекать молодежь из других стран в наши учебные заведения с последующим предоставлением гражданства всем желающим остаться. Возможны и другие меры.

Внутри России необходимо приступить к проведению более активной демографической политики, стимулирующей рождаемость. Ввести, например, выплату материнского капитала на всех рождаемых детей с последующим возрастанием суммы, которая после рождения пятого ребенка должна равняться средней заработной плате по стране. Все эти выплаты целесообразно осуществлять с учетом 40-летнего ценза оседлости, т. е. только для укоренившегося населения. Многодетным семьям бесплатно предоставлять жилье. В обществе должен формироваться культ и эталонность семьи именно многодетной. Одновременно надо направить усилия на сохранение жизни населения, увеличение ее продолжительности. Система здравоохранения должна стать приоритетной, ее финансирование — масштабным.

Последовательно проводя активную демографическую политику, Россия за 30—50 лет восстановит свой третий и главный ресурс — многочисленное здоровое и образованное население.

Михаил Винокуров, ректор Байкальского государственного университета экономики и права,
доктор экономических наук, профессор, «Аргументы недели»,
7 ноября 2013 г. (перепечатано с разрешения редакции «АН»)

Фото Алексея Ильина.

На фото: Михаил Винокуров в гостях у «Байкальских вестей»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии