Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жители Пивоварихи сказали «нет» строительству аэропорта

02 марта, 2015


1.jpg

Публичные слушания по вопросу утверждения проекта генерального плана Ушаковского муниципального образования прошли в селе Пивовариха 24 февраля. Мероприятие настолько заинтересовало население, что местный Дом культуры чуть не лопнул от нахлынувшего в него народа, — в небольшом актовом зале собралось около 450 человек. Особый интерес у граждан вызвал вопрос, связанный с отведением в генплане зоны под строительство нового иркутского аэропортового комплекса, под который предлагается отвести часть территории, где расположены Мемориал жертвам политических репрессий, поселок Пивовариха, деревня Новолисиха и дачное некоммерческое партнерство «Миловиды». Жители муниципалитета на протяжении четырех часов, пока шли публичные слушания, высказывали категорическое «нет» возведению объекта.

О строительстве аэропорта речи не идет!?

В начале публичных слушаний в течение получаса перед гражданами выступала представитель разработчика генерального плана Ушаковского муниципального образования ОАО «Иркутскгражданпроект» архитектор Ирина Лобанова. Все это время из зрительного зала то и дело звучали требования «перестать вешать лапшу на уши» и перейти к вопросу, который действительно волнует всех. Ирина Лобанова пояснила, что генеральный план устанавливает только функциональную зону под развитие существующего аэропорта, о взлетно-посадочной полосе речи не идет.

На помощь коллеге пришел начальник юридического отдела ОАО «Иркутскгражданпроект» Петр Свих, который пытался убедить присутствующих, что генплан — это концепция развития территории до 2031 года, в котором зоны под развитие аэропорта только выделены и зарезервированы, и объект может быть построен в другом месте. Не обязательно в Ушаковском муниципальном образовании, потому что на сегодняшний день существует еще два варианта расположения аэропорта: в районе деревни Позднякова и Хомутово.

— Генеральный план — документ территориального планирования. Он устанавливает модель стратегического развития муниципального образования на определенный срок. Территории, которые отмечены на генплане, это функциональные зоны. Та часть, которая вас интересует, называется «Функциональная зона транспорта», она предполагает размещение на ее территории различных объектов транспортной инфраструктуры. Возможные варианты размещения иркутского аэропортового комплекса в настоящее время рассматриваются на федеральном уровне. Даже не согласовываются, а только рассматриваются, — сообщил Петр Свих.

Несмотря на все уверения проектировщиков, жители муниципалитета им не верили и высказывали недовольство тем, что проект генплана оказался непонятным для населения.

Мы вам не верим!

В своих выступлениях граждане называли причины, почему они опасаются, что строительство аэродрома будет вестись именно в Ушаковском муниципальном образовании. Так, было отмечено, что губернатор Сергей Ерощенко в интервью газете «Восточно-Сибирская правда» сообщил, что есть цивилизованный способ перенести останки жертв политических репрессий с Мемориала в Пивоварихе, а также возможно изменение направления взлетно-посадочной полосы. Это, по мнению граждан, выражает настроенность главы региона строить аэропортовый комплекс именно здесь.

Помимо того, по мнению присутствовавших на публичных слушаниях, изменения в генплан решили принимать сразу после того, как появилась информация о передаче аэропорта из государственной собственности в областную в конце 2014 года.

Еще один настораживающий факт — зонирование под развитие транспортного узла Ушаковского муниципального образования совпадает с проектом строительства новой взлетно-посадочной полосы аэропорта.

— Вы говорите о том, что никакого официального документа о строительстве «взлетки» нет. Но структура определенной под новый аэропортовый комплекс территории как раз подходит под проект 2001 года, который предполагает разворот новой взлетно-посадочной полосы на 33 градуса по отношению к действующей. Так как большинство из нас не хочет, чтобы аэропорт был в черте города, я бы предложил из генерального плана, который нам сегодня представили, убрать функциональную область, которая хотя бы намекает на возможное существование там взлетно-посадочной полосы. Давайте попросим убрать из генплана спорную область и примем документ без нее, — отметил житель ДНТ «Лесное» Артем Корнилов.

Успокоить гнев протеста попытался первый заместитель мэра Иркутского района Александр Менг, зачитав письмо администрации иркутского аэропорта на обращение администрации территории. В письме указывалось, что инфраструктура аэропорта будет развиваться только в существующих границах и дополнительного места, в том числе в Ушаковском муниципальном образовании, для этого не потребуется.

«На ваш запрос администрация иркутского международного аэропорта сообщает, в долгосрочной программе развития аэропорта с 2013 по 2022 год предполагается проведение мероприятий по улучшению качества предоставляемых услуг, обеспечение авиационной безопасности полетов в рамках существующего на сегодняшний день землеотвода. В течение 2015 года будет проведена реконструкция ограждений территории аэродрома, которая пройдет по контуру существующего. Информацией по расширению существующего аэропорта в сторону Пивоварихи и Новолисихи аэропорт не располагает», — говорится в письме.

2.jpg

А о Мемориале кто-нибудь подумал?

Обеспокоенность ситуацией на публичных слушаниях выразили представители общественного движения «Мемориал», опасаясь, что строительство новой взлетно-посадочной полосы пройдет по местам захоронения жертв массовых политических репрессий в Пивоварихе. По данным государственных архивов, территория Пивоварихи и прилегающие земли были переданы в распоряжение Управления НКВД по Иркутской области в начале 1930-х годов. В первое время на участке разместили дачи и пионерский лагерь, затем был образован совхоз «Первое мая». В 1937—1940 годах на землях совхоза производили массовые захоронения жертв политических репрессий, казненных по обвинению в принадлежности к якобы существовавшим на территории области антисоветским организациям. По материалам следственных дел и протоколам заседаний «тройки» УНКВД установлено, что вблизи Пивоварихи захоронили около 17 тысяч казненных. Место погребения было обнаружено общественниками в 1989 году, поднято и перезахоронено чуть более 300 тел. На месте расстрелов установлена «Стена скорби» с фамилиями и портретами репрессированных.

Для того чтобы выступить на публичных слушаниях против строительства «взлетки на костях», в Пивовариху приехала жительница Улан-Удэ, она выразила огромную боль за судьбу Мемориала. 

— Я дочь «врага народа», и здесь лежит мой отец. Таких там лежат тысячи человек. И я от лица всех детей «врагов народа» прошу не трогать их останки. Прошу проектировщиков отвести от Мемориала взлетную полосу.

По этому вопросу также высказались сразу два крупных чиновника. Главный архитектор Иркутской области Алексей Буйнов сообщил, что на территории Мемориала нельзя ничего строить, в том числе взлетно-посадочную полосу, помимо этого, надо приводить памятник культуры в порядок.

— Я специально приехал сюда, чтобы вас послушать, потому что у меня стоит задача, поставленная губернатором: максимально учесть интересы жителей данной территории. Мемориал — это сложнейший момент. В 1991 году за счет эрозии почвы захоронения стали выходить на поверхность, этот процесс продолжается, и решение у проблемы какое-то должно быть. Это трудные, очень трудные вещи, один человек не может принять решение о том, что делать с мемориалом, решение может быть только коллегиальным.

Руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко под аплодисменты присутствующих заявил о незаконности ведения любой хозяйственной деятельности на территории Мемориала жертвам политических репрессий в Пивоварихе, часть которого может попасть в зону строительства новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Иркутска:

— Границы территории памятника никуда не исчезли и охраняются федеральным законом. Строительство, землеустройство, другие виды работ на этой территории запрещены. Федеральный закон о защите памятников будет стоять на своем. Вся территория Мемориала освоению не подлежит. С точки зрения своего отношения к делу я заявляю, что на территории объекта культурного наследия никаких других работ, кроме как по сохранению памятника, вестись не будет. Кроме того, я считаю, что останки тел лучше не трогать, это процедура ужасно сложная и очень дорогостоящая.

Итог многочасовых перипетий

В конце публичных слушаний, когда все вопросы были исчерпаны, население призвало местных депутатов обратиться к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко с просьбой учесть мнение тысяч несогласных людей.

— Дума Ушаковского муниципального образования на основании публичных слушаний должна принять решение и выйти с соответствующим обращением к губернатору. Мы опасаемся, что если генплан примут сейчас без учета нашего мнения по поводу строительства взлетно-посадочной полосы, то потом будет поздно что-то менять. Просто записать мнения граждан в протокол слушаний — этого мало, должно быть принято решение, — заявил житель Пивоварихи Юрий Вахрин, выступая от лица местного населения на публичных слушаниях.

Публичные слушания, где рассматривались изменения в генплан Ушаковского муниципального образования, предусматривающие строительство аэропортового комплекса, на этой неделе также прошли в поселке Горячий Ключ, деревне Новолисиха и поселке Патроны. Теперь думе Ушаковского муниципального образования предстоит принять документ или отправить его на доработку с учетом заключения о результатах публичных слушаний.

Снежана Масник, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Местный Дом культуры чуть не лопнул
от нахлынувшего в него народа;

В президиуме слушаний (слева направо) глава Ушаковского
муниципального образования Александр Кузнецов,
начальник отдела градостроительства и земельных отношений
Ушаковского МО Наталья Захарова, первый заместитель мэра
Иркутского района Александр Менг

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии