Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Реформа, постой!

24 Февраля, 2011

 

Заседание Общественного совета при Законодательном собрании, состоявшееся 21 февраля, привело членов совета к неожиданным выводам.

В состав совета, формируемого Законодательным собранием по собственному желанию без всякого учета реального веса общественных организаций, входят пятнадцать человек. Очередное заседание посетили всего десять, и для большинства из них заявленная повестка дня из трех вопросов мало что говорила. Главным номером программы был доклад председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Бориса Алексеева «О муниципальной реформе: промежуточные итоги, опыт, проблемы, перспективы. Анализ предложений органов местного самоуправления, института законодательства и правовой информации имени М.М.Сперанского по внесению изменений в законодательство о местном самоуправлении». Как и всякий иной документ, написанный юристами для самих себя, доклад изобиловал констатациями свершенных больших дел, сомнениями в эффективности разработанного на федеральном уровне законодательства и многочисленными примерами того, что закон нуждается в дальнейшей доработке. Если бы Борис Алексеев перед тем, как выступать на заседании Общественного совета попросил кого-нибудь прочесть доклад вслух, он бы понял, что документ этот не предназначен для публичного выступления — для нормального восприятия его нужно читать.

Председатель Законодательного собрания Людмила Берлина предложила членам совета высказать мнения по животрепещущему  вопросу — введению института сити-менеджера. В качестве положительного примера она привела ситуацию в Усолье-Сибирском, где отставка сити-менеджера не привела к возникновению ситуации безвластия: главу администрации тут же заменили другим чиновником. Обратная сторона медали — ситуация в Братске, где сити-менеджера еще нет, а отставка мэра произошла как-то странно и не до конца: находящийся под стражей мэр города Александр Серов заявил, что отзывает свое заявление об отставке, а горожане который раз подряд выходят на митинги протеста.

Даже если не брать экстремальное стечение обстоятельств, разные уровни власти — районные и поселковые или городские — все чаще сходятся в клинче по различным бытовым вопросам, причем обе стороны вполне уверенно ссылаются на законы, а страдают от нерешенных проблем рядовые граждане. Муниципальная реформа не будет успешной, заявила Людмила Берлина, пока сами граждане не начнут диктовать местным властям, какие услуги им нужны. Однако сами по себе не организованные ни в какие союзы граждане начать этот диалог не смогут — необходима более открытая политика властей.

Почтенные члены совета отнеслись к предложению выступить с настороженностью. Один из членов совета поинтересовался, стоит ли это делать — будет ли Законодательное собрание по итогам обсуждения доклада обращаться в Государственную думу с предложениями, которые позволят улучшить федеральное законодательство? Другой участник заседания — человек пожилой, с большим советским опытом — усомнился в правильности государственной политики, которая предполагает спешное избавление муниципальных образований от «непрофильных активов»: зачем отдавать в частные руки поселковую мастерскую по ремонту транспорта и сельхозтехники, если частные предприятия не выживают, а селянам без мастерской не жить? Людмила Берлина попыталась оправдать государственную политику, которая предполагает множество вариантов избавления муниципальных образований от различных активов, — можно передать общественным организациям, в «добрые частные руки» и так далее.

Спикеру возразил депутат Антон Романов, который последовательно забраковал все приведенные Людмилой Берлиной примеры и назвал нынешнюю государственную политику «ненужной крайностью». Государство и муниципалитеты не должны уходить ни из одной сферы деятельности, потому что в противном случае государство никак не сможет ограничить произвол спекулянтов — оно никогда не заставит частные автотранспортные предприятия возить граждан в отдаленные районы в поздние часы; никогда государство не заставит бани работать по социальным ценам. Антон Романов последовательно привел несколько примеров из опыта Франции и Японии, напомнил об отсутствии должного государственного контроля за качеством продукции — и в первую очередь продуктов питания — в частных магазинах и заявил, что никому сегодня не известна конечная цель государственной политики. Депутат абсолютно прав: несмотря на наличие колоссального спроса на товары и услуги, массового притока инвестиций в сельское хозяйство и малые города не наблюдается. А жить-то людям надо, и муниципальное предприятие во многих вопросах просто спасало.

Члены совета, часть из которых проживает именно в небольших городах и поселках области, живо поддержали Антона Романова и подкрепили его выступление собственными примерами. Прямым следствием ухода муниципалитета из сферы ЖКХ в Усолье-Сибирском стал мгновенный рост тарифов, массовые увольнения опытных работников и превращение коммунальной сферы в источник непрекращающихся проблем. Припомнили приватизацию заводов в Иркутске, реформу единой энергосистемы и в конце концов пришли к выводу, что «имущество разбазарили, а институт сити-менеджера — ерунда». Аргумент против новации был всего один, но непробиваемый: мы за него не голосовали, откуда он взялся? Более того, подлил масла в огонь представитель бизнес-сообщества, также являющийся членом совета: качество образования и опыт работы уже отработавших свое сити-менеджеров не внушают доверия предпринимателям. Это было в двух населенных пунктах, а где взять опытных и качественных работников на 430 муниципалитетов области?

Депутат Геннадий Нестерович попытался вывести разговор в нужное депутатам русло, но получилось не очень удачно. Приведя в пример акционерное общество «Искра», с проблемами которого «никакой муниципалитет не справится», депутат слегка перепутал формы собственности и  сферу ответственности — «Искра» принадлежит области и руководить его работой должно министерство имущественных отношений при активном участии депутатов. Муниципальное образование, у которого имущества намного меньше, чем у области, за своими предприятиями уж, наверное, уследит лучше.

Подводя итог, Людмила Берлина признала, что у нас в области нет ни сформированного гражданского общества, ни ответственных руководителей, ни качественного образования, способного обучать специалистов и формировать граждан. Общественный совет не дает четких установок, а его ни к чему не обязывающая резолюция предлагала всего лишь «принять информацию к сведению и продолжить мониторинг ситуации».

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии