Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Проблема островных территорий

18 апреля, 2011

 

Какой будет иркутская зона отдыха?

Юридические службы в комитете по муниципальному имуществу и в комитете по градостроительной политике работают не на город Иркутск, проигрывая один за другим судебные споры. В результате город теряет площадки и зеленые насаждения. Об этом заявил мэр Иркутска Виктор Кондрашов на заседании высшего административного комитета, где рассматривался вопрос о проекте создания на территории островов Юность, Шишиловского и Конного центральной городской зоны отдыха с современной инфраструктурой.

Градоначальник обратился к своему заместителю, главе аппарата администрации Елене Войцехович, которая курирует юридическую службу, с требованием плотнее работать с кадрами и разбираться с горе-специалистами, а также рассмотреть возможность приглашения на работу новых юристов.

Нет ясности с землей

Мэру пришлось приглашать юристов со стороны. Благодаря их вмешательству в судебный процесс строительство на Ершовском заливе, которое начала частная фирма, прекращено. Такая же ситуация возникла, только на сей раз с государственным учреждением, на Чертугеевском заливе. Суд первой инстанции мэрия проиграла.

— Будем подавать кассационную жалобу, — заявил Виктор Кондрашов.

Разговоры о проекте городской зоны на острове Юность ведутся с прошлого лета, но до сих пор непонятно, сколько и каких земельных участков на островах и в чьем владении они находятся. Мэр обратился к начальнику земельного департамента КУМИ Антону Протасову:

— Вы же в курсе, что землей спекулировали? Поэтому надо выяснять, кто и на каких условиях содержит на острове земельные участки.

В декабре 2010 года было дано поручение о проведении заказа на выполнение работ по формированию земельного участка, а ясности с землей нет. Уже подготовлены эскизы проекта парковой зоны, найдены инвесторы, а КУМИ до сих пор не может прояснить ситуацию.

Перед городом стоит еще несколько задач — перенести детский городок «Остров сокровищ» с улицы Желябова, так как на его месте начнется долгожданное строительство нового детского сада; то же самое — с аттракционами в ЦПКиО. На острове Конном предполагается парковая зона с беговыми и велодорожками по периметру, а в зимнее время — с лыжней.

— Мы должны четко знать, где будут размещаться кафе, где —гоночные трассы, где — зоопарк, — подчеркнул Виктор Кондрашов.

Как сообщил Антон Протасов, ведется работа по оформлению земельных участков на острове Юность в муниципальную собственность. КУМИ и комитет по градостроительной политике запросили проектный каталог координат земельного участка с разрешенным использованием, с учетом зонирования территории города. Это участок площадью 106 895 квадратных метров.  Согласно генплану города он предназначен для занятий спортом, активного отдыха и туризма.

В соответствии с постановлением администрации Иркутской области установлен также земельный участок, расположенный в зоне охраняемого ландшафта. Сейчас КУМИ включил его в муниципальный заказ на выполнение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.  Планируемый срок размещения муниципального заказа — второй квартал 2011 года. Срок выполнения работ, указанный проектом муниципального контракта, 1 ноября 2011 года. И только после формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет земля может быть разграничена в муниципальную собственность.

— После этого землю необходимо предоставить муниципальному учреждению либо муниципальному предприятию, — разъяснил все тонкости Антон Протасов. — К концу 2011 года надо определиться, что это будет за предприятие, разработать соответствующий проект и включить его в план финансирования 2012 года.

В КУМИ поступило обращение индивидуального предпринимателя из Владивостока, пожелавшего разместить на острове Юность три передвижных аттракциона производства США и Англии:

«Вращение», «Капсула виртуальной реальности» и «Башня свободного падения». При положительном решении предприниматель готов привезти аттракционы уже к 1 мая.

Антон Протасов сообщил, что только один из участков, выделенных под строительство кортов, сегодня используется не по назначению. Остальные предназначены под капитальные строения. К примеру, земельный участок под кафе «Малина» уже выкуплен в собственность. Участок, на котором расположено кафе «Шашлычная», находится в аренде. Еще три участка — в муниципальной собственности. Дополнительно оформляется земля для расширения зоны под муниципальную собственность.

— Прохождение документов через федеральные структуры —кадастровую палату и регистрационную службу — также идет крайне медленно. Сейчас надо выяснить, что будет с землей, на которой расположен автопарк областного предприятия «Дирекция по строительству мостов», так как участок на острове Конном предприятию выделен в бессрочное пользование, а также с землей, которую предстоит передать Горзеленхозу и УКСу администрации города, — пояснил глава земельного департамента КУМИ.

Объединить усилия архитекторов...

В 2007 году ИркутскгипродорНИИ разработал проект благоустройства территории острова Конного. Частные инвесторы сегодня предлагают организовывать в этом месте водные круизы и экскурсии, пляжный отдых и спортивно-развлекательные мероприятия с мотогонками.

Проектные организации откликнулись на предложение мэрии объединить все ранее разработанные проекты благоустройства островов с предложениями заинтересованных инвесторов и создать на территории острова Юность центральную городскую зону отдыха с современной инфраструктурой. Реализация проекта позволит не только сохранить существующие объекты капитального строительства, но и равномерно распределить на островах зоны торговли, зрелищно-аттракционного и спортивно-хозяйственного значения, а также тихого отдыха.

На заседании административного комитета был представлен проект зоны отдыха, подготовленный компанией «СТБ-Проект», с концепцией застройки островов Юность и Конного. Генеральный директор компании Андрей Белопольский рассказал, что острова условно поделены на три зоны: парково-пляжную, привлекательную для инвесторов и зону для экстремальных видов спорта.

— Один из инвесторов предложил комплекс для катания на водных лыжах. Для этого он готов заняться очисткой водоема, установить шлюзы, которые позволят днем поднимать температуру воды. Федерация баскетбола предложила разместить здесь свои объекты. Для этого выбрана более ровная, центральная площадка острова Юность. На этой же территории мы предлагаем разместить теннисные корты и картинг-клуб. При небольших вложениях эти объекты можно использовать уже в этом году, — сказал Андрей Белопольский.

Лесной массив изначально предполагается отдать под детские площадки и семейный отдых.

Доступ на острова по замыслу разработчиков проекта будет иметь только технологический транспорт — и не более: никаких парковок здесь не предусматривается.

— Гидросооружение и очистка акватории островов будут производиться за счет городского бюджета, — пояснил Виктор Кондрашов. — Локальные места отданы в аренду частникам.  Контроль со стороны муниципалитета обязательно будет. Пока нет ни одного крупного инвестора, способного устроить всех.  На создание парковой зоны может уйти лет пять. В этом году планируется только очистка акватории и установка шлюзов, чтобы избежать замерзания протоки. Это необходимо для выполнения работы по выравниванию дна и засыпки его гравием.  На это уйдет вся зима.

...и не потерять контроль над островами

Первое благоустройство островов началось еще при Николае Францевиче Салацком. Тогда освоение этих территорий было общегородским делом. При Салацком на островах были высажены деревья, построены летняя музыкально-танцевальная эстрада и лодочная спасательная станция, проложены асфальтированные дорожки и аллеи.

Второй заход на острова был предпринят уже при Владимире Якубовском и по его инициативе. В 2001 году Иркутскгражданпроект, — а именно ему был тогда дан заказ, — выполнил эскиз двух островов. Осенью 2002 года Ангарское управление водных путей очистило акваторию от мусора и замерило дно. Была сделана предварительная подсыпка пляжной зоны, чего не проводилось в течение 30 лет. Затраты города в ценах 2002 года составили 200 тысяч рублей.

На нужную высоту необходимо было поднять отдельные участки, а с рабочей документацией в мэрии не торопились. Без нее все застопорилось. Все, что требовалось от архитекторов, было выполнено, и хотя мэрия заказывала эскизы только двух островов, архитекторы выполнили эскизы всех трех.  Требовалось принятие генплана этих островов.

В 2001 году тогдашнему вице-мэру Иркутска Юрию Волкову неоднократно поступали предложения от инвесторов, в том числе иностранных. Каждый из них готов был вложить в развитие этой городской черты по 20 млн долларов в ценах 2002 года. Мэрия не приняла этих предложений.

Как пояснили на кафедре архитектурного проектирования ИрГТУ, причиной могли послужить условия. Свалившееся благо в дальнейшем могло привести к потере коммерческого контроля над островами. Запустив сюда инвесторов со столь внушительным вкладом, город мог лишиться значительных рекреационных территорий, чего сейчас и опасается Кондрашов.  Местных же предпринимателей настораживал тот факт, что мэрия не принимает официальных правил игры: подолгу не решаются вопросы с арендой земли, а вкладывать средства в территорию, откуда через год-два «попросят», никто не решался.

Инвесторам необходимо дать юридически оформленное право на долгосрочную (не менее 10—20 лет) аренду, на застройку и эксплуатацию участков, где размещались бы объекты. Из этих средств вполне можно было бы создать фонд для дальнейшего благоустройства территории. Если на острова войдут первые коммерческие структуры, за ними автоматически потянутся остальные.

Однако ангарские острова нельзя рассматривать только с коммерческой точки зрения. Это зона отдыха, и следует с осторожностью решать, на каких условиях давать землю.  Появление нового моста оживило интерес горожан к этой части города. Иркутск исчерпал рекреационные территории общегородского значения, единственный резерв — острова и набережные.

В 2002 году на вопрос, от чего в первую очередь зависит развитие территории трех островов, на кафедре архитектурного проектирования ответили: от воли и настойчивости руководства города в принятии решений. И только. Удастся ли теперь мэру Кондрашову проявить волю и довести наконец до ума развитие островов, покажет время.

Елена Чабдарова, «Байкальские вести».
Фото Анны Пьяновой, специально для «Байкальских вестей»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии