Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Попали в историю

12 ноября, 2013

 

 

Удивительное рядом

 

В одном из интервью директор крупнейшего в стране Российского архива социально-политической истории Андрей Сорокин назвал в числе дискуссионных вопрос о том, когда Советский Союз вступил во Вторую мировую войну — то ли 22 июня 1941 года, с нападением нацистской Германии, то ли раньше, в августе 1939-го,  подписав секретные протоколы все с теми же нацистами.

Собственно, сенсации в словах Сорокина нет: историкам эта тема и эта дискуссия хорошо знакомы, причем у каждой из точек зрения имеются свои сильные и слабые стороны. Интереснее, пожалуй, другое. Следующий вопрос Сорокину звучал так: «Почему же тогда в едином школьном учебнике истории представлена только одна точка зрения — для СССР Вторая мировая и Великая Отечественная война начались одновременно, то есть 22 июня 1941 года?». Ответ маститого ученого был поразителен: «Мало ли о чем спорят специалисты, но зачем выносить дискуссию в школы, на широкое обсуждение?».

Попробуем перевести сказанное на житейский, повседневный  уровень. Школьник (или школьница) увлекается историей и знает о дискуссии вокруг начала войны. Благо сейчас материалы на эту тему доступны каждому, кто пожелает. И не просто знает, а считает более убедительным вариант вступления СССР в войну в 1939 году. И не просто считает, а пришел к такому выводу сознательно, познакомившись с доводами и возражениями обеих сторон. А на уроке (экзамене) подробно, обстоятельно доказывает свою точку зрения. Повторюсь — не совпадающую с официальной. Как быть учителю?

Один из ответов: «Смотря какой учитель». Но он означает, что возникает пространство для необъективности, субъективизма, предвзятости в оценке знаний ученика. И при этом надо не забывать, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, спорный вопрос, о котором шла речь, в истории далеко не единственный. Их там пруд пруди. Во-вторых, подобные разногласия — это как раз хорошо. История — наука, прежде всего, интерпретаций, версий, подходов, дискуссий. Да, какой-то объем фактов бесспорен, но чтобы понять прошлое, оценить настоящее и предвидеть будущее, важны мотивы, обоснования, точки зрения. В истории метод познания, умение размышлять, сопоставлять, убеждать, причем на основе максимально обширной информации, не менее важны, чем знание назубок дат или фамилий. Иначе будет не увлекательная наука, а фикция, Краткий курс истории ВКП(б), «идеологический сникерс», когда «съел — и порядок». Отсюда, кстати, и несомненная, на мой взгляд, пятерка тем школьникам, кто умеет размышлять, пусть и вразрез с официальной версией.

В общем, как ни крути, а интервью с Андреем Сорокиным — один из множества аргументов против единого учебника истории как такового. Впрочем, сам факт его появления и печален, и закономерен. «Такие сейчас времена», — говорит в подобных случаях известный телеведущий Первого канала.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии