Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

По зову памяти о морской службе

18 августа, 2020

Окончание. Начало в № 32

«Старики» и «молодые»

База наша была береговой. Не всем по ходу службы удалось даже один раз побывать в море, но дух на ней был морской, и задавали тон ему наши офицеры. Командиром базы был капитан первого ранга Иконников. В войну он был одним из моряков-торпедистов дивизиона торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана первого ранга Михаила Малика. Одной из уникальных операций того времени было торпедирование этим дивизионом кораблей в бухте Цейсин. Катера, используя набегающую большую волну, перемахнули на ней через боновые заграждения и торпедировали стоявшие у стенок и на якорях японские корабли. А затем таким же приемом ушли в открытое море.

Молодые офицеры базы, не прошедшие войну, были для нас тоже примером исполнения своих служебных обязанностей, но еще и были проводниками общекультурных интересов. Так, капитан третьего ранга Покидов мог при проведении тяжелых и сложных работ во время короткого перекура для поднятия духа и сил на память декламировать стихи Пушкина, незнакомые нам, те, которые мы могли прочесть только в полном собрании сочинений поэта.

Многие из них были широко эрудированными и в то же время порой снисходительными к нашим проступкам и высказываниям. Все это способствовало тому, что у большинства из нас было стремление к общему развитию, несмотря на плотный график службы.

В новый мир с «Новым миром»

Мне, как неосвобожденному секретарю комсомольской организации базы, все это хорошо запомнилось. Помимо имеющейся библиотеки и централизованно поступающей почты, мы сбрасывались и дополнительно выписывали такие журналы, как «Октябрь», «Новый мир», «Иностранная литература» и другие.

Также сообща приобрели магнитофон «Гинтарас» и соорудили радиоузел. Во время моей службы кардинально улучшили условия проживания, разместив спальные места в просторных помещениях, избавившись от двухъярусных коек. Смогли открыть спортивную комнату со стандартными атрибутами: перекладина, штанга, теннисный стол. На территории углубились в сопку и на расчищенном месте соорудили открытую площадку для волейбола, баскетбола, мини-футбола и хоккея. Организовывали соревнования по шахматам и даже по результатам присуждали разряды. Проводили музыкальные викторины, и талантов у нас хватало. Организовали самодеятельный ансамбль, с которым выступали в базовом матросском клубе и побывали даже на «гастролях», сходив на катере в подшефный совхоз где-то в Амурском заливе.

В 1966 году мы смогли в прямом телеэфире с разрешения командования смотреть после отбоя матчи чемпионата мира по футболу из Англии. Это было первое спутниковое телевидение, потом получившее название «Орбита».

Конечно, не забывали о главном и оборудовали учебный торпедно-минный класс, где качественно и наглядно проводились занятия по повышению знаний и изучению новых изделий. Главное, что смогли начать обучение поступающих к нам моряков из экипажа в качестве строевых и делать их классными специалистами.

На кухне и в бою

В то время, во всяком случае на нашей базе, «дедовщины» не было. Был такой характерный случай. Пришла на базу даже не переодетая в форму группа новобранцев из Средней Азии. Некоторые были даже в своих национальных халатах. Мы обратили внимание на одного из них, который вел себя несколько неадекватно – устранялся от всех, вставал на колени и молился.

Поговорили с ним и поняли, что служить ему будет очень тяжело. Но выяснили, что Мамаджанов хорошо «кухарит», и по согласованию с командиром распределили его на камбуз. Вот там он раскрыл свой талант и способности. Попробовали мы тогда блюда узбекской кухни!

Главной нашей задачей было боевое обслуживание изделий на базе, изучение поступающих на базу новых типов боеприпасов. Когда на базу поступили новейшие торпедные мины, то потребовалось освоить их приготовление, а также подготовиться и произвести учебные постановки мин с подводных лодок.

Здесь потребовалась разработка схемы постановки мин, когда надо не только отстрелять их из торпедных аппаратов, но и проверить на срабатывание, а затем извлечь их из моря. Схемы эти оформлялись в рацпредложения и подтверждались на практике. У меня их за службу порядка десяти, а вот поход на подводной лодке для меня в качестве инструктора был первым. Представился командиру лодки и командиру БЧ-3. Лейтенант оказался дотошным и вдумчивым. Еще до загрузки мин в торпедные аппараты мы долго обсуждали и планировали все моменты. Для меня процесс загрузки был тоже внове, и знания для обоих были взаимными. Погрузка мин производится в темное время суток, и была технически сложная и ответственная операция, после которой мы ушли высыпаться.

Готовность № 1

Вышли в море утром, и я занял место в носовом торпедном отсеке. Отстреливали мины в подводном положении в отведенном районе моря, после чего лодка всплыла, и подготовились к проходу над местом, где на глубине они были установлены.

По распоряжению командира подлодки я был вызван в рубку, и лодка стала курсировать по месту предполагаемого нахождения мин. Практически после первого прохода за кормой лодки «вылетел» из воды на несколько метров корпус мины и опустился с ударом в воду. Тогда мне стало понятно то опасение командиров, когда они так не любят проходить над даже учебными минами, боясь получить удар в корпус. Пришлось еще не раз пройти над местом постановки, пока все мины не «украсили» полигон, а у командира развеялись сомнения, что минеры сделали что-то не так.

Меня поблагодарили, и я прямо в море перешел на подошедший торпедолов, чтобы осуществить подъем корпусов мин с якорными частями и вернуть их на базу для профилактического ремонта.

За время этого похода я удостоверился, что подводники на флоте – особая каста. Я много имел возможности слушать воспоминания настоящих подводников, ходивших в дальние походы, за экватор, и тоже выделяю из всех остальных моряков. Поэтому, несмотря на то, что имею несколько выходов на подлодках, я считаю себя не подводником, а скорее пассажиром подводной лодки.

Кроме выходов в море, регулярно проводились состязания по специальности. Были победы, было грандиозное флотское учение, проходившее под эгидой главкома флота СССР Сергея Горшкова. Тогда моей команде пришлось состязаться в непривычных условиях. Состязания проходили на базе, обслуживающей морскую авиацию. И изделия для нас были практически незнакомыми, если не считать, что мы имели теоретические знания по учебному отряду. Единственно, что было мне позволено, – выбрать по своему усмотрению второго члена запальной команды.

Так буквально за один день до состязаний я выбрал из поступивших в последний год из «учебки» моряков Володю Колчанова, который при тестировании более-менее помнил это изделие. По Правилам минной службы досконально изучили и набросали план приготовления.

Состязания проходили при большом скоплении офицеров и матросов, участвовавших в соревнованиях. По команде все мы заняли место у своих мин и по сигналу приступили к приготовлению. Тогда некогда было смотреть, как идут дела у соперников, и по готовности я доложил председателю комиссии. Оказалось, что мы первыми окончили приготовление. Конечно, мы были рады, и особенно был рад я, что не подвел своего старшего товарища и командира капитана второго ранга Ховалко, который настоял, чтобы именно я возглавил запальную команду от нашей базы.

Нам дороги эти позабыть нельзя

После последнего выхода в море на боевом корабле прошло более пятидесяти лет, но в память врезались навсегда главные события, уважаемые мной командиры, друзья. При стечении обстоятельств, во время служебных командировок всегда встречался с ними в Москве, Ижевске, Ростове-на-Дону, Владивостоке,

В 2013 году специально на пятидесятилетие службы прилетел во Владивосток, чтобы посетить свою базу, на этот раз прибыв не на пароме, а по мосту, соединившему Владивосток и остров Русский. Посетил Минно-торпедное управление флота, где имел полезную для нас обоих беседу с начальником управления капитаном второго ранга Реутовым. Наверное, многих, как и меня, тянет туда, где хотя и было порой очень тяжело, но это были годы яркой мужской юности. В нашем родном Иркутске в последние годы очень много делается по линии ДОСААФ, совета ветеранов флота для  просвещения молодежи о морской службе и о героическом вкладе моряков по защите нашего Отечества. Образована и работает Навигацкая школа при речном техникуме.

В прошлом году председатель совета ветеранов Иркутска Юрий Тимофеевич Никонов и его заместитель Георгий Иосифович Пицын посетили подводный атомный крейсер «Иркутск» и вручили морякам памятные медали и в качестве подарка от нашего города – автомобиль для служебного пользования.

Но чего действительно не хватает в Иркутске, где есть Ангара и водохранилище, так это морского клуба, где иркутяне могли бы получить начальные навыки по военно-морским специальностям. Такой клуб объединит тех, кто отслужил, кто служит, и тех, кто мечтает стать военным моряком.

1п.jpg

Иннокентий Аксенов, житель Иркутска, ветеран ВМФ,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: В отличниках «боевой и политической».
Грамота от ЦК комсомола

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии