Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Песок преткновения

31 августа, 2010

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков провел четвертое за недолгое время совещание, посвященное незаконной добыче песчано-гравийной смеси на территории так называемого Маратовского луга. В процессе общения областных чиновников с городскими выяснилось, что луг менял свое предназначение ежегодно, так что теперь никто не знает -- что это за земли и что с ними будет.

 -- Мы остановились на том, -- напомнил собравшимся Владимир Пашков, -- что городская администрация должна была подготовить перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ближайшее время и мы больше к этой теме возвращаться не будем. Еще раз скажу, что решать эту проблему должны были администрация города, управление внутренних дел, Росприроднадзор, министерство природных ресурсов и экологии областного правительства.gravel-background-7f3-gravi

  Неспешное развитие

 Почетное, но малоприятное (как вскоре выяснилось) право первого выступления досталось руководителю Службы по охране природы и озера Байкал Ирине Гальцевой. Она пояснила, что разведкой общераспространенных полезных ископаемых (к которым и относятся песок и гравий) занимаются два федеральных ведомства, а граждане, не особо разбираясь в юридических тонкостях, все свои жалобы направляют в правительство области. Служба по охране природы занимается проблемой урочища "Маратовские луга" (так эта территория называется официально) с 2008 года и за это время накопила большой объем информации -- в том числе и фотографии, которые Ирина Гальцева продемонстрировала участникам совещания.

 События развивались неспешно. В августе 2008 года руководитель одного из иркутских предприятий сообщил в Службу, что в районе Маратовских лугов неизвестные люди добывают песок и гравий. Служба обратилась с заявлениями в территориальное управление Росприроднадзора и прокуратуру. Была проведена выездная проверка, которая установила, что добыча ископаемых действительно ведется. Сотрудники Службы написали новое заявление, на этот раз в Куйбышевский РОВД с просьбой установить тех, кто организовал незаконный бизнес. Милиционеры вскоре доложили, что работает техника ЗАО Иркутскпромстрой, и на фирму вскоре наложили административное взыскание.

 Кругленькая сумма

 Однако эта была только часть проблемы -- помимо машин Иркутскпромсатроя в прибыльном деле участвовали многие, а вот их принадлежность не была установлена. Служба с привлечением специалистов из других надзорных органов установила, что водному объекту (то есть реке Ангара) нанесен существенный урон: Иркутскпромстрой на 10 млн рублей, а его неустановленные подельники -- на 450 млн. Сумма впечатлила Владимира Пашкова настолько, что он прервал Ирину Гальцеву и призвал участников совещания задуматься над ситуацией. Неизвестные лица уводят из-под носа государства полмиллиарда рублей, при это имеются фотографии машин, копии документов водителей, в конце концов, сами машины, арестованные и отправленные на штраф-стоянку -- а организаторы незаконного промысла так и остались "неизвестными".

 Отдел по борьбе с экономическими преступлениями завел по факту хищения песка и гравия уголовное дело, однако в декабре 2008 года сотрудникам Службы сообщили из Главного следственного управления при ГУВД Иркутской области, что дело прекращено "так как виновные не установлены". Проверки, проведенные Службой в 2009 и 2010 годах, показали, что добыча песчано-гравийной смеси на Маратовских лугах прерывалась исключительно зимой, когда не позволяла работать сама природа. Очередной выезд к месту событий, состоявшийся 28 июня 2010 года, явил чиновникам картину благополучно работающего предприятия: установлен экскаватор, работает фронтальный погрузчик, сделки вершатся в строительном вагончике. Служба в очередной раз обратилась в Росприроднадзор, который организовал собственный выезд 16 июля. Убедившись, что добыча ведется, Росприроднадзор передал документы в прокуратуру Иркутской области и просил установить личности нарушителей.

 Задело за живое

 На какое-то время незаконные работы были свернуты, однако 17 августа чиновники получили новые сигналы: песок вывозят. Владимир Пашков снова прервал выступающего и высказал свое отношение к ситуации. Это была речь человека, задетого за живое.

 -- Цинизм, с которым хамоватые предприниматели демонстрируют свое неуважение в власти, переходит все пределы, -- заявил Владимир Пашков. -- Я с удивлением читаю в газетах, как город преподносит эту тему горожанам, и что там якобы что-то меняется. На самом деле с 17 августа ничего не изменилось и нам всем как бы сказали: "Ну-ну, говорите себе, говорите... А мы всех вас вместе в упор не видим". Это "результат" совместной деятельности властей города, областных и федеральных структур, которые должны отвечать за охрану природы. Мы сидим, заседаем, город докладывает, что ситуация под контролем, силовые структуры говорят то же самое, а сейчас, с видео-камерами, фотоаппаратами и постами вообще все под контролем -- но добыча ведется.

 Внимание: снимаю!

 Ирина Гальцева в завершение своего выступления рассказала, что природоохранные службы сделали все, что могли, но имеющихся у них полномочий оказалось недостаточно. Конструктивное предложение руководителя Службы состояло в том, что милиция и прочие правоохранительные органы должны, в конце концов, выполнить свою работу, возбудить уголовные дела по факту хищения и установить, наконец, виновных. Территорию же Маратовских лугов, по мнению Гальцевой, следует либо передать для добычи смеси песка и гравия на законной основе, либо -- в соответствии с градостроительным планом Иркутска -- обустроить в качестве зоны отдыха горожан.

 Представитель ГУВД доложил Владимиру Пашкову, что возбудить новое уголовное дело милиционеры не могут, поскольку не определена сумма нанесенного ущерба. Тем не менее, милиция работает: 19 августа была задержана груженая машина, ведется патрулирование, а у сотрудников ОБЭП "рабочий день начинается и заканчивается Маратовскими лугами". Ситуация на лугах ежедневно попадает в доклад начальнику ГУВД. Спустя некоторое время -- ориентировочно через месяц-полтора -- над лугами будут установлены стационарные веб-камеры, картинка с которых будет выведена на пульт оперативного дежурного МЧС по Иркутской области.

 -- Что вы сделали, -- сказал Владимир Пашков, обращаясь к представителям городской администрации, -- чтобы машины, которые сейчас возвращают владельцам без всяких обременений, были проданы, разобраны или еще что-то, но только не вернулись к тем, кто цинично грабит государство? Вы сейчас предлагаете снова тратить бюджетные средства на камеры, на съемку, на то, чтобы разровнять кучу, которую они там нагребли? Что это за власть в городе, которая не управляя процессами, не несет никакой ответственности? Кто конкретно в городской администрации отвечает за Маратовские луга -- не как место, а как проблему, которая существует в городе? Кто понес ответственность?

 Не получив вообще никакого ответа, Владимир Пашков поручил своим подчиненным подготовить письма на имя мэра и начальника ГУВД с предложением провести совещание на уровне первых лиц всех заинтересованных структур.

 -- Потому что так нельзя. Это стыдно и безответственно, -- завершил свой монолог Владимир Пашков.

 Бег по кругу

 Министр природных ресурсов Ольга Гайкова тем временем нашла, как кажется, приемлемый выход из сложившейся ситуации. Чтобы ресурсы не расхищались, а природе не причиняли вред, территорию нужно на законных основаниях передать в собственность или аренду постоянному владельцу или владельцем. Проблема заключается в том, что на пути этой новации лежит деятельность прежней администрации Иркутска: в 2005 году городские чиновники отказались обсуждать этот вопрос потому что "земли являются резервом для расширения городских очистных сооружений", в 2007 году -- потому что это "зона природных ландшафтов", в 2008-м -- "рекреационная зона", в 2009 и 2010-м -- снова "зона природных ландшафтов". Министерство, кстати, совершенно не настаивает на освоении этого месторождения и единственное чего требует, так это возвращения территории в законное русло.

 Представитель городской администрации согласился с предложением министра вести дела по закону и заявил, что город готов принять любого инвестора, который построит на Маратовских лугах зону отдыха, но, в то же время, к декабрю планируется подготовить проект расширения очистных сооружений. С трудом можно представить, как будет выглядеть зона отдыха "У очистных"... Ольга Гайкаова обратила внимание чиновника на это противоречие, на что он отреагировал странно:

 -- Сейчас мы не можем дать согласие на легальную разработку полезных ископаемых, потому что по генеральному плану это рекреационная зона. После строительства очистных мы переведем эти земли в статус "земли промышленности".

 -- Не после, а до строительства! -- поправила Ольга Гайкова.

 Давайте не возвращаться!

 Завершая совещание, Владимир Пашков сделал несколько замечаний по поводу уровня компетентности городских чиновников и предупредил, что правительство области очень не хотело бы возвращаться к теме, которая целиком и полностью относится к полномочиям муниципалитета.

 -- Я думаю, - отметил Пашков, -- что в случае необходимости возвращения к этой теме, у нас хватит полномочий и политической воли устроить показательное расследование со всеми вытекающими последствиями. Я вас очень прошу не создавать такой прецедент: это крайне негативно сказывается на имидже муниципальной власти.

 

Борис Самойлов, "Байкальские вести".

 Фото: «Яблоко раздора» -- песчано-гравийная смесь (ПГС). Объем ее незаконной добычи на Маратовских лугах составил полмиллиарда рублей

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии