Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Пенсионер привел в порядок целый дом

29 августа, 2011

 

350 добрых дел — юбилею Иркутска

 

А во дворе построил мини-клуб для детей

 

Валерий Александрович Шерстеникин живет в доме на улице Польских  Повстанцев, 10, пятьдесят лет. Он первым въехал в новенькую, с иголочки, пахнущую свежей краской четырехэтажку. С этим домом у него почти «роман»: ведь вместе они прожили целую жизнь, наблюдая за тем, как менялся Иркутск и иркутяне.

 

Строили клуб своими руками

— Наш дом построили в 1961 году, — вспоминает Валерий Александрович. — Предназначался он для преподавателей пединститута и иняза. Я заселился на сутки раньше других: мне выпало дежурить как раз накануне заселения. Тогда были случаи, когда в новостройки несанкционированно заселялись люди, вот мы и дежурили по очереди. Дом был очень дружный. Все друг друга знали, деревья вместе высаживали — теперь под окнами разрослись огромные красивые тополя. Раньше  здесь все было утыкано маленькими частными домишками.

По тем временам наша пятиэтажка считалась элитной: просторные комнаты, хорошие планировки. Но со временем дом дряхлел, двор пришел в запустение. До 2007 года мы жили, не зная, кто должен заняться капитальным ремонтом…  В 2007-м собственники дома — владельцы 47 квартир — обратились в управляющую компанию по поводу ремонта здания и благоустройства двора. Меня избрали уполномоченным представителем от собственников жилья.

— И чем вы занялись в первую очередь?

— Привел в порядок дом. Мне удалось добиться, чтобы нам перестелили крышу, покрасили фасад, заасфальтировали дорогу у дома. Отремонтировали отопительную систему. Обустроили детские площадки: поставили качели, карусели, горку. А еще построили вот это служебное помещение, которое используется и для собраний жильцов, и как детский клуб.

— Вы сами строили это помещение?

— Все своими руками. Мне помогали заместитель директора 11-й школы, мой сосед Владимир Альбертович Кошмелев с сыном. Я купил брус, доски, рамы, стекла. Сам стелил линолеум, стеклил окна. Деньги, потраченные на материал, потом вернули, но работали мы абсолютно бесплатно. Благоустройство двора мы еще не закончили. В планах приобрести теннисный стол, поставить во дворе малый спортивный комплекс со шведской стенкой, трапецией, турниками, баскетбольным кольцом.

 

Штаб для детей, клуб для стариков

— Вы были проректором ИГУ. А где вы научились строить?

— У меня три профессии. В 1951 году окончил горно-металлургический институт, в 53-м — Бугурусланское летное училище, в 57-м — Иркутский институт народного хозяйства. Так что моего образования хватило бы на троих. Умею и строить, и самолетом управлять.

— Трудно было строить?

— Работал каждый день с мая по октябрь. Работалось легко, на одном дыхании. Как и всякий человек, созидая, получал удовольствие. К тому же у меня была цель — сделать помещение для нашего домового комитета. И о детях, конечно, думал. У нас в доме живут 14 дошколят и 6 школьников. У них разные интересы, но мальчишкам во все времена нравилось играть в штаб. Штаб был окружен тайной, никто из «чужих» в него не допускался. И, выражаясь военным языком, я создал детворе такой штаб. Они собираются здесь в любую погоду. И маленькие, и большие — смотрят мультики, играют в настольные игры, в шашки, шахматы, читают книжки. Все это жильцы сюда приносили: кто — игры, кто — телевизор, кто — видеомагнитофон. Здесь ребята оставляют свои велосипеды. Еще они очень любят пить тут сок и чай. Одна женщина из нашего дома часто кормит здесь своего внука и заодно всех его друзей: говорит, дома в него ничего не засунешь, а в клубе ест прекрасно.

— Наверное, и бабушки любят здесь посидеть? Комфортнее, чем у подъезда на лавочке?

— Да, в непогоду пожилые люди собираются в нашем домике, общаются, смотрят телевизор. Устраивали здесь чаепитие, посвященное дню соседей. Зародился этот праздник во Франции, хотя в России и в деревнях, и в городе раньше все друг к другу в гости ходили. К нам в гости с домашним пирогом пришла депутат Ирина Всеволодовна Ежова, она нас очень поддерживает в благоустройстве дома. Наша задача — сдружиться. По-моему, клуб нас, действительно, объединяет. Народ у нас доброжелательный, скандалов не бывает. Дружим мы и с соседними домами. Любые решения мы принимаем сообща. Например, один жилец захотел поставить во дворе гараж. Мы посоветовались с людьми из соседнего дома. Они были против, не хотели жить в «колодце». И установку гаража отменили.

 

Занозы от деревянных тротуаров

— Вы, наверное, помните еще послевоенный Иркутск. Как изменился город за эти годы?

— Разительно. Помню Иркутск с начала 30-х годов двадцатого века. Раньше это был провинциальный городок с маленькими деревянными постройками. Жил я на 1-й Красноармейской, недалеко от кинотеатра «Художественный». Улица Ленина была  выложена камнем-кругляком, по обочинам дорог пролегали огромные канавы. После дождя там образовывались небольшие речки, где мы с мальчишками бродили, бултыхались, пускали кораблики.

Байкальской академии в ее сегодняшнем виде не было, а  на углу Ленина и Карла Маркса стояло четырехэтажное здание финансово-экономического института. В «Художественном» был очень красивый расписной потолок, после войны его закрасили. Начиная от Киевской, улица Карла Маркса была покрыта деревянными чурбачками. Помню, как вытаскивал из ног занозы от этих деревянных тротуаров.

— А горожане тоже изменились с тех пор?

— Психология изменилась. Раньше благородство, честь, доброта были необходимыми атрибутами жизни. Сейчас люди во всем ищут личную выгоду.

— А детские игры и увлечения свои вы помните?

— Мы собирались во дворе ватагой — десять-двенадцать пацанов. Любимым нашим местом был чердак двухэтажного дома. В то время в моде были тимуровские идеи. Мы забирались на чердак и обсуждали план добрых дел: кому сложить дрова, кому принести воду из колонки, кому помочь выбить старый ковер…

Мы были горды своими делами. Нас благодарили, и мы чувствовали себя чуть ли не героями. Как и все мальчишки, мы обожали играть в войну с ребятами из соседних дворов. «Противники» ни за что не должны были проникнуть  в штаб. Мы закрывали дверь и заматывали замок проволокой. Ведь там хранились важные сведения — списки тех соседей, кому нужна наша помощь. Но при этом, увы, мы любили лазить в соседний двор за яблоками. За это нас по головке, понятно, не гладили. Это было нашим пиратством, антигеройством.

 

 

Екатерина Санжиева, «Байкальские вести».

На фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»: Валерий Шерстеникин

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии