Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Павильоны и киоски: задание на завтра

15 марта, 2021

На февральских слушаниях в думе Иркутска депутаты обсудили тему нестационарных торговых объектов (НТО), которая, собственно, уже много лет находится в повестке городского развития. Однако попытки упорядочить ситуацию в этой сфере, предпринятые в прошлые годы, не были удачными. Чем вызвана необходимость вернуться к проблеме НТО, как ее решает руководство города, рассказал на встрече с журналистами исполняющий обязанности заместителя мэра Иркутска – председателя комитета по экономике и стратегическому планированию городской администрации Иван Фоминых.          

– В этот сегмент городского рынка включены примерно 700 юридических лиц и, согласно схеме размещения, 1022 НТО – павильоны, киоски, занятые в том числе сезонной торговлей (мороженое, квас), – отметил Иван Фоминых. –  В случае их закрытия могут потерять работу около трех тысяч человек. А если учитывать их семьи, а также работников смежных отраслей (например, поставщиков), то, как прозвучало на общественных слушаниях, эта цифра возрастает до 30 тысяч человек, а это уже пять процентов населения Иркутска. Поэтому тема НТО имеет прежде всего социальное значение. Во-вторых, эстетическое – каков внешний вид города. И только в-третьих – финансово-экономическое, налоги за пользование муниципальной землей.  

– А как выглядит эстетическая составляющая?

– Горожане оценивают ее по-разному. Бытует и такая точка зрения: «Зачем нам вообще эти киоски-павильоны? Давайте их уберем». Это поверхностное мнение, ведь ситуация в городе неодинаковая. Есть современные районы, новостройки, где торговые точки расположены на первом, коммерческом этаже и все выглядит эстетично. А в районах 70–90-х годов застройки ситуация иная. Но если убрать, скажем, нестационарный магазин Усольского свинокомплекса рядом с остановкой общественного транспорта, то сразу поступят жалобы, так как возможности арендовать рядом другое место нет, а потребительский спрос имеется. И таких примеров много.

– Какие документы необходимы для того, чтобы нестационарный торговый объект работал на законных основаниях?

– Чтобы НТО был легитимным, его необходимо внести в схему размещения на территории города. Он должен соблюдать утвержденную площадь, место расположения, специализацию (продовольственные, непродовольственные товары, бытовые услуги, общественное питание). Второй документ – договор с администрацией Иркутска. Он заключается по итогам торгов, которые проводятся на конкурентной основе. Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) следит, чтобы мы придерживались действующего законодательства.

Однако в реальности существуют операционные сложности управления процессом, он получается громоздким. Так, сейчас по долгосрочным договорам (сроком на пять лет) в Иркутске действуют 8 процентов НТО, внесенных в схему размещения (то есть чуть более 80 объектов). Такие договоры заключены по итогам торгов, которые проведены в августе-сентябре 2020 года.

Но при этом много договоров, которые заключены до 2011 года. Они имеют статус бессрочных и продляются ежегодно в случае отсутствия нарушений. В то же время действие этих договоров может быть прекращено в любой момент по решению одной из сторон, в том числе администрации города (такой пункт есть в документах). Отсюда у предпринимателей нет заинтересованности и для улучшения облика НТО, благоустройства прилегающей территории, вписывания в пространство. Таких НТО 48 процентов их общей численности.  

Еще около 9 процентов – это сезонные НТО. 17 процентов – свободные места в схеме. Еще 17 процентов – это места в схеме, занятые «по факту», то есть с владельцами этих НТО не заключены договоры. Причины тут могут быть разные. С кем-то были расторгнуты соглашения из-за запрета на торговлю алкогольной продукцией в НТО, введенного после «дела боярышника». Можно сказать, что в соответствии с Положением о размещении НТО эти объекты незаконные.

– Что будет с теми, кто действует на основе бессрочных договоров, но не проходил через торги?

– Администрация предложила ввести переходный период на один год для НТО, работающих по бессрочным договорам, после чего заключать новые, долгосрочные, на основе торгов. После этого началось всестороннее обсуждение проблемы с участием предпринимателей, и в итоге этот пункт исключили. Создана рабочая группа с участием администрации города, Управления ФАС, Службы потребительского рынка правительства области. прокуратуры, общественных организаций, областного уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Кроме того, 30 января вышло распоряжение правительства РФ с рекомендацией продлить договоры на размещение НТО, и муниципальным образованиям предложено в течение двух месяцев подготовить свои проекты нормативно-правовых актов по этому вопросу. Такой документ мы готовим совместно с областной Службой потребительского рынка.

– То есть идут переговоры, поиск совместного решения?

– Совершенно верно. Предпринимателю невыгодно вести бизнес в условиях непредсказуемости. Тем более что нередко семья работает в одном и том же НТО чуть ли не десятилетия на основе бессрочных договоров и давно считает этот бизнес своим. Тем не менее нужно упорядочить место расположения, внешний вид НТО, прилегающую территорию, в том числе обеспечить безопасность посещения объектов. Иногда павильоны и киоски вообще поставлены с выносом на проезжую часть.

Город тоже заинтересован в стабильных, прозрачных, единых для всех правилах. У администрации должны быть инструменты для приведения в порядок внешнего вида города, обеспечения качества товаров и услуг, соблюдения санитарных норм.  

Правила благоустройства, которые действуют в Иркутске, требуют доработки. Поставить новый объект в соответствии с правилами гораздо проще, чем привести в соответствие с ними уже существующий НТО. По поручению вице-мэра комитету по градостроительной политике сейчас готовятся изменения в правила благоустройства, чтобы мы синхронизировали свои действия с текущими документами, с распоряжением правительства РФ. В случае совместного решения для 48 процентов НТО будет проведен аудит на их соответствие правилам благоустройства в течение переходного периода и по результатам аудита подписан договор на долгосрочный период.

– Без проведения торгов?

– В соответствии с тем, какой будет позиция ФАС. Еще раз подчеркну социальное значение темы – и в смысле занятости, и в смысле благоустройства, комфортности городских территорий. Очень важно снять напряжение в этом вопросе. Если ФАС решит, что возможно заключение долгосрочных договоров без конкурсных процедур с НТО, давно действующими по бессрочным договорам, от этого выиграют все. Разумеется, в том случае, если в договоре будут зафиксированы обязательства НТО по архитектурному облику и благоустройству.          

– Изучается ли опыт других регионов по этой проблеме?

– С ней сталкиваются все города России, решается она с разным успехом и в разные сроки. Мы изучаем опыт, например, Белгорода, Нижнего Новгорода. К сожалению, бывает, что приходится действовать в жестких рамках: например, времени дается мало, концепция не выработана, а задача формулируется примерно так: сократить общее число НТО в два раза. Взять хотя бы «ночь ковшей» в Москве, когда волевым, политическим решением были одномоментно снесены десятки и сотни НТО. Такой подход часто приводит к противостоянию и конфликтам.  Кроме того, столичный вариант решения этого вопроса также требует значительных финансовых ресурсов, так как там были построены новые НТО за счет правительства Москвы.

Поэтому важно учитывать обратную связь с предпринимателями, найти взаимопонимание и подготовить решения, скоординировав их с областной Службой потребительского рынка, а всю процедуру провести максимально открыто, публично. В том числе совершенствовать и схему размещения НТО, сделать ее доступной для всех в электронном виде.

В текущем проекте изменения схемы размещения НТО планируется увеличить их количество на 190, эта работа ведется совместно с комитетами городского обустройства, градостроительной политики, комитетами по управлению административными округами. Но увеличение количества нестационарных торговых объектов не самоцель, главное – навести порядок, внести здравый смысл в правила благоустройства, архитектурный облик города, в обеспечение безопасности людей, наладить эффективный мониторинг ситуации.

Записал Виктор Сотников, «Байкальские вести»  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии