Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Паром, который спас Россию

13 октября, 2020

Окончание. Начало в № 42

Ледокол «Ангара» – без резерва никак

Хилков в конце концов убедил Совет министров в необходимости второго ледокола на Байкале, заявив, что любая поломка единственного ледокола-парома остановит все перевозки. Заказ был сделан той же компании в Ньюкасле, а пока его строили, в Лиственничном спустили на воду «Байкал». Прежде чем корпус (в котором еще не было ни основных двигателей, ни вспомогательного оборудования) спустили на воду, руководство стройки и рабочие провели двадцать репетиций! Может быть, поэтому спуск на воду прошел успешно и корпус, спустившись со стапеля в воду, ушел от берега по инерции почти на 500 метров, после чего его зацепили небольшие пароходы и вернули к берегу.

Особенностью ледокола-парома были три винта: два основных в корме и дополнительный латунный на носу – он был предназначен для ломки льда. Эту деталь как раз подсмотрели в США, и его использовали в двух режимах: в одном он загонял воду под лед, который поднимался вверх, во втором – винт создавал течение, которое выкачивало воду из-подо льда, и он ломался под весом судна, наползавшего сверху.

1ь.jpg

На «Байкале» было множество мест для обычных пассажиров второго и третьего классов, салон первого класса и «царский салон». Пассажирам разрешали ехать и на нижней палубе, где стояли вагоны. Многие пассажиры парома делились своими впечатлениями (как правило, положительными), которые охотно публиковали в газете «Восточное обозрение». Очень нравилось, что в каютах есть горячая вода и отопление, предусмотрены технические условия непотопляемости и другие решения. Ледокол брал на борт 1100 тонн угля, этого хватало на несколько дней плавания. Особенно же впечатляли размеры – длина более 100 метров и высота, равная современному пятиэтажному дому.

В январе 1900 года «Байкал» совершил несколько пробных плаваний, а в апреле сообщение начало работать в обычном режиме, по расписанию. Вскоре к первому ледоколу подключилась «Ангара», и переправа стала еще быстрее. Однако неудачный выбор Лиственничного вскоре дал о себе знать: «Байкал» потерял один из основных винтов, попутно погнув и вал. Все детали заново заказали в Англии.

Хилков, который думал на годы вперед, написал несколько докладов императору Николаю II, предлагая после завершения строительства Кругобайкальской дороги использовать паромы для перевозки грузов по всему Байкалу. Против этого решения выступали чиновники министерства финансов и владельцы частного Байкальского пароходства. Второе предложение Хилкова состояло в перевозке паромов на Ладожское озеро – через Ангару, Енисей и далее по Северному морскому пути и вокруг Европы. Этот проект представлялся крайне сложным и дорогим уже на Ангаре: ее пороги делали реку практически несудоходной.  

На практике оказалось, что «Байкал» берет лед толщиной 2,5 фута, то есть около 75 сантиметров. Все, что сверх этого, становилось проблемой, и иной раз парому приходилось ждать изменения ледовой обстановки. Для ледоколов установили несколько осветительных приборов – навигационные огни четвертого типа (полноценный маяк с белым и красным огнем) и огни шестого типа. Остатки этих сооружений можно видеть в порту Байкал и поселке Танхой.

Несмотря на успешную работу парома, сомнения в его эффективности продолжались до 1904 года, когда только работа парома «Байкал» позволила перебросить огромное количество войск и военных грузов к театру военных действий Русско-японской войны. По оценке Александра Хобта, именно эта переправа спасла императорскую армию от поражения в первые же месяцы войны и позволила свести ее к незначительным, по сути, потерям. 

2ь.jpg

Многие иркутяне видели в областном краеведческом музее макет ледокола «Ангара», изготовленный вместе с большим судном в Ньюкасле. Это был именно тот макет, по которому шла сборка судна. Точно такой же подробный макет сохранился и от «Байкала», но он хранится в Санкт-Петербурге в музее железнодорожного транспорта. По каким причинам он не доехал до Иркутска, Александру Хобта неизвестно.

Судьба переправы драматична: в августе 1918 года ледокол «Байкал», на котором находились красные, сгорел, подбитый артиллерийским огнем чехословацких легионеров. За живучесть ледокола боролся механик, который пытался его затопить и тем самым спасти от огня, но огромное количество деревянных деталей и угля не дало это сделать. Обследование, проведенное спустя несколько месяцев, показало, что от огня пострадали машины. 1 сентября 1918 года белые подняли ледокол, привели в порт Байкал и демонтировали котлы – некоторые из них сохранились и работали на автобазе 1880 еще совсем недавно. Легенда о том, что ледокол демонтировали по указанию советского наркома Лазаря Кагановича в 1930-х годах, абсолютно неверна.

Долгие годы шла ведомственная война и вокруг причалов – были структуры, которым они мешали, на защиту причалов регулярно вставали военные. В итоге некоторые причалы были разобраны уже в 1906 году, остальные можно было видеть и годы спустя после гибели «Байкала». Из байкальских маяков сохранились лишь фундаменты, которые Александру Хобта удалось найти с большим трудом.  

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Ледокольный паром «Байкал»;

Ледокол «Ангара» сто лет назад 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии