Краски времени Александра Шипицына
«Уходящее неизбежно уходит. Это нельзя остановить, но можно удержать воспоминания и сохранить их в произведениях» – такую благородную задачу ставит перед собой известный иркутский художник Александр Сергеевич Шипицын. В этом году ему исполнилось 80 лет. Юбилею посвящена персональная выставка, открывшаяся 16 ноября в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея (ул. Карла Маркса, 23). Экспозиция отражает разнообразие творческих поисков автора и его вклад в изобразительное искусство Сибири.
Александр Шипицын – заслуженный художник РФ, участник более 100 выставок как в России, так и за рубежом. Являясь признанным мастером офорта, он внес весомый вклад в наследие российской графики. С большой ответственностью выполнив эту важную миссию, художник позволил себе в полной мере заняться живописью.
А начало творчеству было положено в период обучения в Иркутском художественном училище, где особое внимание уделялось живописи (1954–1960). Затем Александр Шипицын продолжил образование в Московском полиграфическом институте (1964–1970). Освоив многие техники и приемы изобразительного искусства, художник избрал для себя самую сложную и трудоемкую – офорт.
Наряду с творческой деятельностью А.С. Шипицын внес весомый вклад в развитие художественного образования в Иркутске. Строгость и внимательность учителя, его умение раскрыть творческий потенциал каждого из учеников позволили многим начинающим художникам стать профессионалами. Педагогический дар Александра Сергеевича заключается в том, что он не подавляет индивидуальность ученика своим авторитетом, а позволяет ей развиваться. Стаж его педагогической деятельности насчитывает около полувека.
В 1978 году Александр Шипицын создал кафедру рисунка, живописи и скульптуры на архитектурном факультете Иркутского политехнического института. В 2001-м – кафедру изобразительного искусства в Иркутском педагогическом университете. За это время он воспитал несколько поколений художников, и мы можем говорить о существовании школы Шипицына. Среди его учеников С. Алексеев, Е. Григорьева, О. Полякова, А. Имедеев, А. Свинарёва, В. Дерижанова и многие другие.
В своем творчестве Александр Шипицын опирается на классические традиции в сочетании с национальной ментальностью. Местный колорит составляет ценность его графических работ, которые являются редким примером того, как сильно можно любить свой родной город и передавать эмоции в графике на уровне поэтических откровений.
Каждый выбранный сюжет города Иркутска не случаен. С одной стороны, они складываются в единый цикл, а с другой, – могут рассматриваться как отдельное, драматически замкнутое произведение. В своих работах художник расставляет акценты таким образом, что деревянные дома областного центра с отпечатком времени предстают в новом свете. Тоска и разочарование, которые возникают при реальном наблюдении многих построек XIX века, в графических листах А.С. Шипицына меняются на ожидание и надежду. Но при этом автор не привносит лишнего, а создает новую реальность, отражая свое понимание времени и связанных с ним категорий.
В офортах Александра Шипицына, посвященных Иркутску, соединились два начала – аналитическое и лирическое. Художник обращает внимание на каждую деталь, объединяя их в гармоничную композицию, подчиненную образному содержанию. В рисунках же город показан иным: в экспрессивной манере, эмоционально и динамично.
Достижениям в области офорта предшествовали многолетние этапы поисков художника в разных техниках. В книжной графике создано более 30 серий работ: иллюстрации к произведениям А. Вознесенского, В. Распутина и многих других авторов. Обращают на себя внимание также линогравюры «чукотской» серии. В них воплотились мастерство владения техникой и безупречное знание особенностей композиционного построения.
Особого внимания в творчестве А.С. Шипицына заслуживает жанр портрета. Здесь для художника характерны пристальная наблюдательность и искренний интерес к внутреннему миру персонажа. Наряду с точной внешней характеристикой образа, автор всегда оставляет элемент недосказанности.
Среди многочисленных традиций художественной жизни Иркутска нужно отметить и ту, что творчество многих мастеров объединило в себе живопись и графику. Примером могут служить Г. Новикова, В. Мошкин, С. Коренев. В этом ряду почетное место занимает и Александр Сергеевич Шипицын.
На протяжении всей творческой деятельности А.С. Шипицын интересуется выразительными возможностями цвета. Среди графических листов мы встречаем немало работ в технике офорта и акватинты. Большое внимание художник уделяет монотипиям (вид печатной графики), в которых цвет играет важнейшую роль.
Обозревая творческий путь Александра Шипицына, можно заметить, что он неутомимый исследователь, которому свойственно стремление к расширению спектра своих художественных возможностей. Страстное увлечение живописным искусством началось у Александра Шипицына около десяти лет назад.
Каждая следующая работа – это поиск новых средств выразительности. Сама тема диктует художнику стиль произведения. В живописи А.С. Шипицына доминирует конструктивное начало. Он словно выстраивает композицию из блоков материи. Нужно отметить и влияние традиций пленэрной школы, полученных еще во время обучения в художественном училище. Одна из важных черт авторского стиля – умение оставлять впечатление недосказанности при полной гармонии замысла. Совершенство колорита свидетельствует об утонченном вкусе художника, а свобода выражения говорит о молодом восприятии жизни, несмотря на зрелые годы.
В творчестве А.С. Шипицына много удивительных работ. Например, в 1973–1974 годах художник показал себя как мастер монументального искусства. Он выполнил рельефный фриз «Знаки зодиака» для Саянской солнечной обсерватории Института солнечно-земной физики СО РАН, находящейся в поселке Монды (Бурятия). Размер каждого фрагмента композиции более двух метров в длину и полутора метров в высоту. В 2002 году Александр Шипицын открыл керамическую мастерскую в Иркутском педагогическом университете. И вслед за тем последовал ряд произведений декоративно-прикладного искусства.
Свобода владения техникой офорта, подвижная острота натурных рисунков, колористическая гармония монотипий, звучность цветовых решений и виртуозная лепка объемов на живописных холстах, заметное стремление отойти от натуралистической изобразительности и жанровой повествовательности, органичный синтез академической школы рисунка с новизной индивидуального восприятия – в этом проявляется своеобразие художественного мышления Александра Шипицына.
Александра Нурминская, специально
для «Байкальских вестей».
Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея имени В.П. Сукачева
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.