Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Откуда дровишки?..

13 Февраля, 2023

Законодательное собрание Иркутской области готовится к очередной сессии, запланированной на 15 февраля.  

Как отличить хорошего юриста от плохого

Комитет по строительству и дорожному хозяйству на заседании 7 февраля рассмотрел единственный вопрос: законопроект, посвященный комплексному развитию территорий в Иркутской области. Министр строительства региона Александр Галкин напомнил, что в закон в процессе рассмотрения вносили многочисленные правки, причем особое внимание привлекла статья 5, трактующая права граждан при расселении.

Против принятия закона не возражали ни правовое управление ЗС, ни прокуратура, однако депутат Антон Романов (который тоже не против принятия закона в первом чтении) попросил уточнить один из пунктов статьи 3, где говорится о начальной цене выкупа территории. По мнению депутата, это позволит более точно учесть не только формальную цену квадратного метра в здании, подлежащем сносу, но и другие обстоятельства. На руках у депутата, по его словам, множество жалоб жителей микрорайона Приморского, где квадратный метр оценивают в 50 тыс. рублей. Новое жилье, построенное на том же месте, обойдется покупателю в 140 тыс. за квадрат. А это означает, что граждане не смогут приобрести новое жилье в том районе, где живут их родители, учатся дети, расположены их поликлиники и рабочие места. Ради развития территории люди должны бросить всю налаженную жизнь и перебираться неизвестно куда, где цены пока еще не так велики. 

– Предлагаю всем подумать над таким механизмом определения цены, чтобы можно было купить квартиру равной площади в этом же месте, – пояснил свою идею Антон Романов. – Если мы создадим такой механизм, нам будет завидовать вся страна.

– Боюсь, в таком случае 140 тысяч превратятся в 200 тысяч, – парировал Александр Галкин.

Несмотря на очевидные проблемы (повышение стоимости земельного участка позволит компенсировать стоимость жилья уже проживающим гражданам, но неизбежно повысит и цену новостроек), председатель комитета Виктор Побойкин предложил думать не о ценах и расходах бюджетов, а о правах граждан. Никто не говорит о переселении жителей старых домов в новостройки более высокого класса, но, по крайней мере, о возможности остаться жить в привычном районе и привычных условиях.

– Возможно, это даже не компетенция нашего комитета, – отметил Побойкин, призвав коллег сосредоточиться на принятии законопроекта в первом чтении.

Многие варианты решений, предложенных депутатами и юристами, изучавшими вопрос по их поручению, упираются в нормы, заложенные в федеральное законодательство. Некоторые варианты решений есть в московском законе о реновации, но он тоже находится за рамками федеральных кодексов, поскольку специально ради этого были внесены поправки в закон о Москве. Попытка распространить действие столичного законодательства о реновации на масштабы всей страны требует взаимодействия с депутатами Государственной думы. Нужно вносить изменения в практику проведения экспертизы, по результатам которой жилье объявляют аварийным. Сегодня этот вопрос монопольно решает всего одна компания из Перми, с которой жителям Иркутска приходится судиться – чтобы спустя некоторое время получить от той же компании второе, точно такое же заключение. Ходить в суд до бесконечности – крайне дорогое удовольствие, поэтому старую застройку в районе улиц Якоби – Мухиной – Багратиона постепенно сносят.   

При полном согласии сторон о готовности к принятию закона в первом чтении дискуссия ушла на второй круг, посвященный на этот раз соблюдению правил благоустройства. Министр Галкин утверждал, что застройщик не получит разрешения на строительство, если его проект не будет соответствовать законодательству о санитарно-гигиеническом благополучии. Депутат Романов сослался на пример стадиона «Пионер», где вместо спортивного объекта появятся пять жилых домов, и парк Гидростроителей, где вместо парковой зоны хотят построить храм.

– Там в экспертизе компетентные люди, которые ставят свои подписи и несут всю полноту ответственности, – заявил министр.

– Никто не оценивает весь район в комплексе, – парировал депутат. – Берем «Пионер»: если взять конкретный микрорайон, то он не соответствует нормативам. А если взять один стадион, то площадь позволяет построить жилой дом. Но территория спортивной площади будет сокращено – и это все от лукавого. Мы лишаем жителей права на благоприятную среду! И получается как у Райкина: «К пуговицам претензии есть?». К конкретному дому претензий нет, но в комплексе жителям хуже. А на самом деле семь тысяч жителей заинтересованы в том, чтобы там был стадион.

Министр строительства стоял на позиции действующего закона: никто не будет рассматривать ситуацию в таком ракурсе, как предлагает Романов. Депутатам такой подход не понравился, и Виктор Побойкин попросил министра внимательно посмотреть на предложения ЗС. Плохой юрист, по мнению председателя комитета, говорит, что ничего сделать нельзя. Задача хорошего юриста состоит в том, чтобы найти взаимоприемлемое решение. Как это будет выглядеть – комитет узнает между первым и вторым чтениями.     

Поможет ли лесхоз?

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве собрался 8 февраля, чтобы рассмотреть пять вопросов. Первым из них стал вопрос о включении садоводств в городские территории – правительство области предложило депутатам наделить полномочиями для определения критериев таких решений исполнительную ветвь власти, то есть правительство. Депутаты уточнили, были ли уже прецеденты обращений о включении садоводств в городские земли, узнали, что обращений не было, и поддержали предложение правительства.

Законопроект о признании утратившим силу закона «Об отдельных вопросах деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Иркутской области» приводит областной закон в соответствие с федеральным. По новым правилам, вступившим в силу осенью 2022 года, общины не обязаны информировать органы власти об изменениях в своих уставах, а также информировать кого-либо о самоликвидации.

Информация министерства лесного комплекса о реализации в 2022 году закона области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» стала для многих депутатов одним из наиболее интересных документов. Как отметил председатель комитета Роман Габов, граждане часто жалуются депутатам на проблемы с реализацией права на получение что дров для отопления, что деловой древесины для строительства жилья. По словам Габова, очередность на получение древесины для ремонта и строительства

Живя в одном из самых лесных регионов России, жители области должны дожидаться, когда на проблему обратят внимание депутаты Государственной думы, а те, в свою очередь, не спешат вникать в проблему. Депутат Госдумы Мария Василькова, к примеру, лишь на прошлой неделе сообщила правительству области, что ее коллеги приступили к рассмотрению самого простого и очевидного решения: выделять гражданам не абстрактный лес на корню (зачастую в другом районе), а готовые пиломатериалы в областном лесхозе. Депутаты ЗС с ностальгией вспомнили, что сами выдвигали именно эту инициативу уже пять лет назад. Не иначе «Почта России» наконец доставила пакет с предложениями Законодательного собрания в приемную Госдумы в Москве…

Доклад правительства по больной теме уложился в одну страничку текста. Как сообщил осуществляющий полномочия министра лесного комплекса Иркутской области Эдуард Филиппов за 2022 год заключено всего 17 609 договоров купли-продажи лесных насаждений, объем заготовок – 485,5 тыс. кубометров. Из этого количества на дрова пошло более половины – 271,9 тыс. кубов; на строительство жилых домов 121,9 тыс.; на текущий и капитальный ремонт 37,5 тыс. и так далее, по убывающей. На 2023 год министерством утверждены лимиты на дрова в объеме 629,9 тыс. кубометров, а по деловой древесине 387,8 тыс. кубометров. Что должно случиться в Иркутской области, чтобы заготовка дров немедленно выросла в два с лишним раза, специалисты министерства в своем докладе не пояснили.

Депутаты напомнили, что министерство одной рукой ставит и решает задачу по сокращению количества арендаторов, работающих в лесу, а другой – открывает двери 17 тысячам граждан, которые должны заготовить лесоматериалы своими силами: неизвестно как, неизвестно где, неизвестно что творя по пути туда и обратно. Никакие структуры не смогут проконтролировать ситуацию в лесах в таких условиях, поэтому министерство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы дрова и стройматериалы поступали к гражданам от лесхоза. Для лесхоза это означает постоянную занятость для многих сотен профессионалов, но, несмотря на очевидные преимущества, решение о заготовке древесины для граждан в лесхозах не принято, и перспектива такого решения не просматривается.

…И животноводство!

Доклад министерства сельского хозяйства «Об основных итогах развития агропромышленного комплекса Иркутской области за 2022 год» был более подробным и впечатляющим. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 82,6 млрд рублей, что на 11 процентов больше, чем в 2021 году; индекс производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах – 103,5 процента к 2021 году. На поддержку сельского хозяйства было направлено 4,1 млрд рублей, в том числе из областного бюджета 3,1 млрд, из федерального бюджета 1 млрд. Предприятия сельского хозяйства производят 6 процентов валового регионального продукта и перечислили в виде налогов в областной бюджет 4,5 млрд рублей.

Валовой сбор зерна составил 919,8 тыс. тонн (100,2 процента к уровню 2021 года), собрано 347,7 тыс. тонн картофеля (104,4 процента), 93,9 тыс. тонн овощей (99,6 процента), 137,7 тыс. тонн масличных культур (148,3 процента). Производство яиц сократилось на 0,4 процента к уровню 2021 года, производство молока – на 0,1 процента; поголовье крупного рогатого скота сократилось на 0,8 процента, зато свиней и птицы стало больше на 1,6 и 3 процента соответственно. Важный критерий работы – возвращение в оборот неиспользуемых земель и увеличение мелиоративного комплекса. По первому пункту в 2022 году отчитались 4,8 тысячи гектаров, по второму – тремя системами, обслуживающими 390 га.

Роман Габов отметил, что сельское хозяйство – одна из тех отраслей, где вложения сразу дают наглядный результат, и, если бы правительства (федеральное и региональное) вкладывали больше, сейчас мы «жили бы в другой стране». Сейчас, по оценке депутата, речь идет уже не об экономической эффективности, а о продовольственной безопасности.

– Мы по площади и населению превосходим многие страны Европы, а строим в год одну ферму. Это несерьезно, – сказал Роман Габов министру сельского хозяйства Илье Сумарокову.

Справедливости ради надо сказать, что по населению Иркутская область превосходит в Европейском Союзе разве что Люксембург, Мальту, Латвию и Эстонию. Но для сельского хозяйства важно не столько количество жителей, сколько климат и почва, а по этим параметрам Иркутская область, которую еще на памяти многих старожилов называли «территорией бесполезного земледелия», вряд ли догонит «европейских конкурентов».  Тем не менее упреки депутатов Законодательного собрания в адрес правительства по поводу низкой технической оснащенности местных производителей абсолютно справедливы: сельским хозяйством, как показывает практика, можно заниматься практически везде – главное, применять правильные технологии, а не манипулировать цифрами в отчетах. 

Илья Сумароков, надо отдать ему должное, не пытался приукрасить картину и честно признал, что из-за неисполнения ряда показателей по строительству объектов в сельской местности Прибайкалье не получит в 2023 году средств на новые проекты, только на завершение уже начатых. Кроме того, Иркутская область должна обеспечить эффективность бюджетных средств, потому что Омская область, к примеру, обходит нас по многим показателям, инвестируя в сельское хозяйство всего 800 млн бюджетных рублей.

Депутаты и правительство вернутся к теме сельского хозяйства на сессии. А вот обсуждение рекомендаций, подготовленных по итогам правительственного часа о развитии лесной отрасли, не состоялось – на заседание комитета не пришли представители профильного министерства.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии