Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

От Ушаковки до Байкала

15 августа, 2011

 

 

 

Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) провела в Иркутске по инициативе мэра Виктора Кондрашова двухдневную конференцию «Город на воде: опыт, проблемы и перспективы». В Иркутск съехались представители 15 городов России и ближнего зарубежья, чтобы обсудить проблемы и преимущества населенных пунктов, расположенных у водоемов.

 

 

Наш город по сравнению с другими крупными городами находится в лучших условиях. Он расположен по берегам трех рек и в непосредственной близости от самого крупного источника питьевой воды — озера Байкал. Иркутск добывает воду из открытого водозабора, и ее в городе пока можно пить из крана, чем уже не в состоянии похвастаться многие города. Но очистные сооружения левого и правого берега несут колоссальную нагрузку и требуют срочной модернизации. Разделение Иркутска Ангарой создает и транспортные проблемы. В Иркутске семь мостов, что крайне мало, а плотина ГЭС также работает с нагрузкой. Проведение в Иркутске конференции с участием представителей Минрегионразвития, специалистов Росводоканала не случайно.  Городу необходимы федеральные источники финансирования на обустройство берегов Ангары, на решение проблем, связанных с водоотведением, развитием  туризма на воде.

 

Берег левый, берег правый…

К проведению конференции МАГ в Иркутске готовились практически год. Сейчас город пытается самостоятельно найти средства. Это будет либо заем денег, либо привлечение крупного инвестора. И такие инвесторы, которые занимаются  именно вопросами водоподготовки и водоотведения, в стране есть. Банк реконструкции и развития готов финансировать данные мероприятия. И сейчас важно определиться. Мэр Виктор Кондрашов готов обсудить условия концессии, но опыт других городов показывает, что концессионер, получающий ресурсы, зачастую не вкладывает в них свои средства.

Мэрия продолжит работу, начатую в предыдущие годы, — строительство и реконструкцию набережной реки Ангары — самого мощного источника воды в нашем городе. Уже есть проект реконструкции от мемориала «Вечный огонь» до старого Ангарского моста. Помимо этого, проектировщики получили задание на проект реконструкции участка набережной от старого Ангарского моста до острова Юность и нижнего бьефа плотины. По словам мэра, всю набережную нужно сделать рекреационной зоной.

— Люди должны полноценно пользоваться этой территорией. Через каждые 200—300 метров здесь будут расположены заведения общепита, развлекательные и спортивные центры, — пояснил градоначальник.

Более того,  в эскизах проектировщиков уже существует и обустройство левого берега: теплых озер, набережной Ангары, Затона — с мостами и выходом на полуостров Кирова. Но это в перспективе на ближайшие 10—15, а то и 20 лет. Уже есть косвенное подтверждение того, что Иркутск получит средства от Министерства спорта и туризма, а также от Минприроды на укрепление набережной Ангары. Для этого необходимо полностью проработать проекты и сделать экспертизу. Только на это потребуется около 200 млн рублей. Стоимость же обустройства 800 метров набережной обходится в 1 млрд рублей. А протяженность набережной, которую предстоит обустроить, составляет 4 километра.

— Если бы мы получали по 1 миллиарду рублей в год, город заблистал бы своими набережными, — сказал мэр.

Есть и конкретный проект полной модернизации и реконструкции очистных сооружений левого и правого берега.  Его стоимость около 3 млрд рублей.

Кроме того, корейская делегация, недавно посетившая Иркутск, пожелала вложить средства в реконструкцию набережной реки Ушаковки на участке от рынка в Рабочем предместье до впадения реки в Ангару. Как раз там, где город планирует выстроить новый жилой микрорайон, — в конце улицы Баррикад.

 


Мэрия продолжит работу, начатую в предыдущие годы, — строительство и реконструкцию набережной реки Ангары — самого мощного источника воды в нашем городе. Уже есть проект реконструкции от мемориала «Вечный огонь» до старого Ангарского моста. Помимо этого, проектировщики получили задание на проект реконструкции участка набережной от старого Ангарского моста до острова Юность и нижнего бьефа плотины. По словам Виктора Кондрашова, всю набережную нужно сделать рекреационной зоной.
 

 

Куда путь держим?

Водная тема сегодня выходит на передовую. Это проблема не только всех городов России. 50 процентов сельского населения страны не имеет качественной питьевой воды. В Министерстве регионального развития РФ хотят вывести данную конференцию на более высокий уровень, чтобы в ней принимали участие представители крупных, развитых государств.

С каждым годом бренд Байкала звучит весомее, и в Иркутске давно пора отладить бизнес по розливу чистой питьевой воды. Впрочем, над продвижением этой идеи предстоит потрудиться. Надо осваивать передовые технологии в водоотведении и водоподготовке. Иркутск вошел в список 24 субъектов федерации, которые получат поддержку по программе жилищно-коммунальной отрасли на водоотведение, а протоколы иркутской конференции будут направлены в Минрегионразвития для принятия стратегических решений.

Иркутску, географически удачно расположенному на воде, требуются новые места и зоны отдыха, с привлечением трудовых ресурсов. Сегодня по всей стране создается до 10 тысяч рабочих мест на новых туристско-рекреационных зонах.  Водный туризм — одна из их важнейших составляющих. К тому же крупные сибирские реки являются транспортными артериями, и для развития территорий необходимо восстановить на Енисее и Лене базовые судостроительные и судоремонтные заводы.

Как заметил на конференции министр экономического развития, труда, науки и высшей школы областного правительства Сергей Аникеев, технологический рост производств будет обеспечен там, где есть источники воды. В Иркутской области запасы воды огромны, но чтобы производить любой вид продукции, нужна технологическая вода. Это касается и автостроения, и выработки целлюлозы, и ряда других производств. Сейчас местное правительство ведет переговоры с Китаем по доставке технологической воды на его производства.

Если учесть, сколько воды будет затрачено на производство одного литра кока-колы и сколько — на тонну целлюлозы, то, по мнению Аникеева, воду выпускать выгоднее. Поэтому требуется развивать технологии и по очистке воды, постепенно уходить от хлорирования и очищать воду при помощи озона и ультрафиолета. Но эту идею Аникеева не поддержали представители водоканала из украинского города Херсона. По их утверждению, если воду и можно очистить с помощью озона, то трубы, по которым она течет, уж никак нельзя. На сегодня нет более дешевого энергоносителя, чем вода,  и малые гидроэлектростанции должны стать стратегией развития энергетики.

 

И ценность, и образ жизни

Водную тему обязательно надо увязывать с проблемами развития отдельных городов и мегаполисов. В нашей стране столица Калмыкии Элиста на протяжении многих лет страдает от нехватки питьевой воды, что приводит к социальным проблемам в республике. Страны Африки и Азии испытывают без воды настоящее бедствие. В некоторые провинции Испании и ряд других столиц европейских городов питьевая вода уже доставляется за большую плату. Вода — это не только образ жизни, но и самая большая ценность. А на Байкале до сих пор можно наблюдать картину, как россияне моют в пресном озере машины, иногда с моющими средствами. Поэтому крайне необходимо менять менталитет людей, их отношение к воде, вести экологическое воспитание и просвещение, начиная с дошкольного возраста.

Надо помнить, что водные ресурсы на планете небезграничны. И через каждый сломанный кран утекает живительный источник. Воду сегодня пытаются получить даже путем замкнутого водооборота, вкладывают в это огромные финансовые средства, но пока ничего не удается. А на Международной космической станции (МКС) была сделана попытка превратить человеческую мочу в воду. Эта затея также не увенчалась успехом.  А пока стоимость каждого литра воды, доставленного на МКС, составляет 20 тысяч евро…

От того, как устроены городские территории в пространственном и функциональном отношении, зависят количество и качество воды. Иркутянам очень повезло. Для города нет ничего лучше, чем открытые прибрежные территории, а таковых  у нас хватает. Иркутск, судя по карте, является производным от речной сети. Он расположен в створе Иркута, Ангары и Ушаковки, которые и определили его деление на административные округа.

Областной центр способен посредством своего ландшафта фильтровать воду, которой потребляет 300 тысяч кубометров в год. При этом город не имеет и 40 процентов земель, необходимых для рекреации, которые предполагаются по санитарным нормам и правилам (СНиП). Тем не менее создавать такие условия крайне необходимо.

Улица Сурнова — пример неправильного использования береговой зоны.  Согласно Градостроительному и Водному кодексам, в планировании и использовании территорий существуют ограничения, связанные с водоохранными зонами. Формирование таких зон — одна из важнейших задач, если мы хотим добиться биофильтрации и чистой воды в пределах нашего города. Жилые, производственные, рекреационные, общественно-деловые, транспортные и инженерные зоны Иркутска предназначены для целевых видов деятельности, а водоохранные — это зоны особого использования. Они предназначены для одной цели: сохранить ценнейший ресурс — воду. В Иркутске же водоохранные зоны пока являются просто швами, соединяющими крупные планировочные районы с плотной застройкой. Между тем в водоохранных зонах не должно быть никакой застройки.

 

Елена Чабдарова, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии