Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ориентиры для МАСС

01 апреля, 2013


 

Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС) и Совет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов провели 26 марта в Иркутске совместное заседание. Участники встречи обсудили 22 доклада, объединенных в четыре больших блока: совершенствование межбюджетных отношений и укрепление налоговой базы местных бюджетов; единство правового пространства в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа; территориальная организация местного самоуправления и практика реализации народных инициатив.

Муниципалитет как фундамент государства

Во встрече принимали участие полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, председатель Законодательного собрания области Людмила Берлина, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, мэр Томска Николай Николайчук, глава Красноярска Эдхам Акбулатов, министры областного правительства, депутаты Законодательного собрания.

Открывая заседание, председатель Законодательного собрания Людмила Берлина напомнила, что в 2013 году будет отмечаться 20-летие Конституции Российской Федерации, а 21 апреля в соответствии с указом президента впервые будет отмечен день местного самоуправления. Это лишь малая часть событий и процессов, свидетельствующих о росте значения местного самоуправления в жизни страны. Виктор Толоконский поблагодарил всех участников мероприятия за активную работу в своих регионах и пообещал в ходе своего визита в Иркутскую область провести несколько рабочих совещаний, чтобы дать всем мэрам, депутатам и чиновникам возможность поделиться как проблемами, так и успехами.

 


У Иркутской области есть очень удачный опыт реализации народных инициатив, — отметил Сергей Ерощенко. —  В прошлом году мы выделили на эти цели 500 млн рублей, отремонтировали на эти деньги 190 дорог в населенных пунктах, в 170 деревнях и поселках отремонтировали уличное освещение, приобрели 30 единиц автотранспорта и 180 единиц спецтехники. Люди лучше нас знают, что им нужно, — много средств было направлено на досуг детей, оборудованы детские и спортивные площадки, закуплено оборудование для школ. Мы вместе с Законодательным собранием решили, что в 2013 году выделим на эти цели миллиард рублей.
 

 

— Наша общая задача сегодня — максимально точно и откровенно обсудить проблемы, мешающие развитию института местного самоуправления, — подчеркнул полпред. — Мы все знаем, что есть несовершенства в законодательстве, в том числе в нашем базовом законе № 131, и об этом тоже нужно говорить уже сегодня. Я обещаю вам всю возможную помощь на федеральном уровне. Я предлагаю вам обсудить тему жилищно-коммунального хозяйства, которая является системообразующей для местного самоуправления. В ваших интересах вести работу так, чтобы в этой сфере все работало, чтобы граждане не страдали от произвола управляющих компаний и поставщиков ресурсов.

— Сибирские регионы находятся в зоне «рискованного проживания», — развил мысли предшественников губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, — и органы местного самоуправления вместе с руководством регионов должны сделать все необходимое для ликвидации отставания в правовом поле, в межбюджетных отношениях. При передаче полномочий мы уже увидели дисбаланс во всех сферах межбюджетных отношений, территории неравномерно развиты, и это показатель того, что мы должны вместе найти пути для достижения правильного взаимодействия. У Иркутской области есть очень удачный опыт реализации народных инициатив. В прошлом году мы выделили на эти цели 500 млн рублей, отремонтировали на эти деньги 190 дорог в населенных пунктах, в 170 деревнях и поселках отремонтировали уличное освещение, приобрели 30 единиц автотранспорта и 180 единиц спецтехники. Люди лучше нас знают, что им нужно, — много средств было направлено на досуг детей, оборудованы детские и спортивные площадки, закуплено оборудование для школ. Мы вместе с Законодательным собранием решили, что в 2013 году выделим на эти цели миллиард рублей.

Людмила Берлина напомнила присутствующим два факта: для того, чтобы муниципальные образования могли в полной мере исполнять свои обязательства, нужно добавить в их бюджеты два триллиона рублей, но не так давно председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев констатировал неисполнение его поручения о добавлении муниципальным образованиям одного триллиона в качестве бюджетной поддержки.

— Мы с вами реалисты и понимаем, что такие деньги взять неоткуда, но у нас есть два направления действий, — пояснила Людмила Берлина. — Первое — это повышение собственных доходов муниципалитетов, второе — распределение доходов внутри существующей бюджетной системы. В ближайшее время будет обсуждаться тема перераспределения платежей за вредное воздействие на окружающую среду, сельскохозяйственный налог, административных штрафов, платы за патенты. Есть перспективы ликвидации ряда федеральных льгот, влияющих на состояние местных бюджетов. Есть и другая система координат — освобождение местных бюджетов от непосильного бремени содержания учреждений: уже переданы полномочия по сфере здравоохранения, с 2014 года будут переданы дошкольные образования, до 2017 года вся сфера охраны общественного порядка уйдет в ведение федерального бюджета.

Территориальная тема в работе муниципальных образований тоже может быть пересмотрена, признала Людмила Берлина. Когда нынешние муниципалитеты создавались в 2005 году, никто не подумал об экономической составляющей их существования, в расчет принимались три фактора: территориальная доступность органов местного самоуправления, количество жителей и площадь. Сейчас уже понятно, что этих факторов недостаточно и регионы сталкиваются с многочисленными проблемами — в Иркутской области есть муниципальное образование Трусово (Тайшетский район), в котором нет ни одного жителя, и это поселение даже нельзя ликвидировать, потому что по закону такое решение может принять только сход жителей. Областное правительство вынуждено даже предусматривать какую-то сумму на развитие этого поселения, потому что отсутствие средств было бы расценено как нарушение законов.

 


У нас есть два направления действий, — пояснила Людмила Берлина. — Первое — это повышение собственных доходов муниципалитетов, второе — распределение доходов внутри существующей бюджетной системы. В ближайшее время будет обсуждаться тема перераспределения платежей за вредное воздействие на окружающую среду, сельскохозяйственный налог, административных штрафов, платы за патенты. Есть перспективы ликвидации ряда федеральных льгот, влияющих на состояние местных бюджетов. Есть и другая система координат — освобождение местных бюджетов от непосильного бремени содержания учреждений: уже переданы полномочия по сфере здравоохранения, с 2014 года будут переданы детские сады.
 

 

О том, как нужно строить отношения

Заместителю председателя правительства и экс-министру финансов Иркутской области Алексею Зезуле выпала честь сделать едва ли не самый важный в этот день доклад — о повышении эффективности бюджетных расходов. Тема, очевидно, хорошо знакома каждому участнику заседания, однако если доклад доверили представителю нашей области, то это, наверное, признак того, что именно мы добились определенных успехов.

Иркутскую область отличает в первую очередь высокий объем финансовой помощи муниципалитетам — 40 процентов бюджета области в 2012 году (более 42 млрд рублей) и 38 процентов в 2013 году направлены в виде субсидий и субвенций в муниципальные образования. Более 70 процентов муниципалитетов области зависят от этих субвенций, как больной от лекарств. Второе существенное отличие — высокая доля заработной платы: в Российской Федерации в среднем на заработную плату бюджетникам уходит 30 процентов бюджетных расходов, в Сибирском федеральном округе — 34, в Иркутской области — более 40 процентов.

Правительство области стимулирует муниципальные образования работать над своими бюджетами: премия за финансовую эффективность уже превышает 700 млн рублей. Правительство пришло к выводу, что бороться за премию должны все муниципальные образования, и распределяет эту сумму по понятным правилам в результате открытого конкурса. Эта и ряд других мер (в сумме чуть более 1 млрд рублей) дали в течение одного года заметный эффект — бюджеты муниципальных образований увеличились на 3,3 млрд рублей, то есть каждый рубль, вложенный в эффективность, принес 2,2 рубля прибыли.

Иркутской области удалось в течение одного года снизить в четыре раза бюджетную задолженность. Заключив (при содействии Виктора Толконского и руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константина Зайцева) договоры с правительством Российской Федерации и заплатив из бюджета области 1,5 млрд рублей, область списала 6 млрд рублей абсолютно безнадежной задолженности, накопленной за многие годы.

Алексей Зезуля отметил высокую эффективность распределения средств в соответствии с народными инициативами. По его мнению, с каждым годом инициативы становятся все более разумными — если в первые годы появлялись предложения заменить шторы в кабинете главы администрации, то сейчас все больше думают о реальных проблемах, и уже был случай, когда построенная на такие средства водокачка спасла при пожаре местную школу.

— Это некий псевдобюджет с максимальным привлечением гражданских инициатив, — пояснил Алексей Зезуля, — и он доказал свою высочайшую эффективность. Мы будем корректировать бюджет в апреле, и эти расходы будут увеличены.

 


Правительство будет продолжать работу с муниципальными образованиями по увеличению налоговой базы. Наиболее перспективным считается налог на землю и средства, полученные от аренды земельных участков, – в сумме только по этим двум статьям можно получить дополнительно более 1 млрд рублей. Разумеется, при условии, что мэры забудут о своей привычке к иждивенчеству и начнут работать с той же интенсивностью, с какой губернатор заставил работать правительство.
 

 

Производя передачу учреждений здравоохранения с муниципального на областной уровень, правительство области решило не перераспределять в свою пользу средства, которые шли на содержание этих больниц. Благодаря этому шагу доходная часть муниципальных бюджетов увеличились на 6 млрд рублей, причем правительство провело анализ динамики средств и выяснило, что самый большой выигрыш от этого решения достался самым обеспеченным муниципалитетам. В соответствии с этой информацией были изменены объемы областной помощи — наиболее бедные муниципалитеты получат больше, чем планировалось изначально.

Правительство будет продолжать работу с муниципальными образованиями по увеличению налоговой базы. Наиболее перспективным считается налог на землю и средства, полученные от аренды земельных участков, – в сумме только по этим двум статьям можно получить дополнительно более 1 млрд рублей. Разумеется, при условии, что мэры забудут о своей привычке к иждивенчеству и начнут работать с той же интенсивностью, с какой губернатор заставил работать правительство.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Виктор Толоконский:
«Мы подошли к серьезной проблеме»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии