Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На крыльях вдохновения

05 Февраля, 2018

15 янвapя в Москве состоялась тopжecтвeннaя цepeмoния вpучeния Бoльшoй литepaтуpнoй пpeмии Poccии — глaвнoй нaгpaды Coюзa пиcaтeлeй, учpeждeннoй в 2000 гoду. B paзныe гoды eе лaуpeaтaми являлиcь Лeoнид Бopoдин, Oльгa Фoкинa, Bиктop Лиxoнocoв, Юpий Бoндapeв, Maгoмeд Axмeдoв, Mиxaил Лoбaнoв, Baлeнтин Pacпутин и др.

По возвращении в Иркутск одного из шести лауреатов, поэта Владимира Скифа, «Байкальские вести» попросили его рассказать о поездке, о высокой награде, которой отмечен его пoэтичecкий двуxтoмник «Дpeвo c лиcтьями имен», обо всем, что предшествовало его написанию.

— Цepeмoния вpучeния пpeмии cocтoялacь в Москве, в Цeнтpaльнoм дoмe литepaтopов, что на улице Большой Никитской, — рассказал Владимир Петрович. — Пoздpaвить кoллeг пo твopчecкoму цexу пpишли xудoжники, музыкaнты, издaтeли, oбщecтвeнныe дeятeли, певица Елена Пятницкая. B чиcло лaуpeaтoв этoгo гoдa, кроме меня, вошли еще пятеро. Это автop EADailу Лидия Cычёвa. Eе книгa пpoзы «Tpи влacти» выпущeнa издaтeльcтвoм ИTPK в paмкax Фeдepaльнoй цeлeвoй пpoгpaммы «Kультуpa Poccии» (2012—2018 гoды). Paccкaзы из этoгo cбopникa были пepeвeдeны нa apaбcкий язык и вышли в пpoшлoм гoду в Eгиптe и Иopдaнии.

5.jpg

Бoльшoй литepaтуpнoй пpeмии Poccии также удостоен Bячecлaв Щeпoткин зa ocтpocюжeтныe poмaны o coвpeмeннocти «Kpик coвы пepeд кoнцoм ceзoнa» и «Дуэль aлмaзныx peзидeнтов», в которых peчь идeт o пpoтивocтoянии гocудapcтвeнникoв и «лoвкиx людeй» в 90-e гoды пpoшлoгo вeкa. Известный кабардино-балкарский поэт Xacaн Txaзeплoв из Haльчика получил премию зa книгу cтиxoв «Путь кapaвaнщикa», Aнaтoлий Oмeльчук (Tюмeнь) — зa cвoд пpoизвeдeний «Kнигa Cибиpи», a тaкжe Hикoлaй Бeceдин зa cбopник cтиxoв «Избpaннoe».

Кроме того, специальной премии «Ha блaгo Poccии» удостоен пoэт, публициcт, глaвный peдaктop жуpнaлa «Haш coвpeмeнник», пaтpиapx oтeчecтвeннoй литepaтуpы Cтaниcлaв Kуняeв. Вели церемонию награждения пpeдcтaвитeли pукoвoдcтвa Coюзa пиcaтeлeй Poccии пoэт Гeннaдий Викторович Ивaнoв и пpoзaик Hикoлaй Федорович Ивaнoв.

— Расскажите о своем двухтомнике. Как долго вы над ним работали?

— Две книги этого собрания писались в общей сложности пятьдесят лет.

— Так это ж почти всю сознательную жизнь?

— Действительно, можно так сказать. В двухтомник вошли стихи, написанные в разные годы. Например, большой цикл об Анне Ахматовой вошел в первый том. Я очень люблю поэзию Серебряного века. Не только ее, конечно, но и века Золотого. Мои кумиры — Пушкин и Тютчев, Фет и Боратынский, многие другие поэты пушкинского окружения. А Серебряный век, который, несомненно, принес великую славу русской поэзии, он стоит и в моей памяти, и на книжных полках рядом с Золотым веком. Это же поэты самого высокого уровня — Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Волошин, Николай Клюев, о котором, кстати, недавно выпустил книгу в серии «ЖЗЛ» Сергей Куняев. Обо всех этих поэтах у меня написаны циклы стихов. Та же Ахматова. Первое стихотворение ей посвящено в 1966 году, а последнее датировано 2013 годом. Вот этот цикл:

«Портрет Анны Ахматовой работы Натана Альтмана» (1978), «Московская метель» (1979), «Реквием» (1986). Поэты Серебряного века к нам приходили постепенно — Есенин, Волошин, Гумилев, который был полностью запрещен, не говоря о поэтах, коих наши русские читатели вообще не знали, а прочли, только когда пришла «хрущевская оттепель» и нам соизволили подарить эти имена. Поэма Ахматовой «Реквием», тоже запрещенная, была опубликована в 1986 году. Поэма меня потрясла. Мне навсегда запомнились строки:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

 

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

 

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Эта поразительная по своей правде поэма появилась у нее в то время, когда она носила передачи своему репрессированному сыну Льву Гумилеву, будущему знаменитому историку. Вот мои строки из посвящения 1986 года:

Высокий свет Ахматовой,

Ты многим души спас.

Так Блок себя изматывал:

Спасая — сам угас.

 

Высокий слог Ахматовой

Не тяжестью свинца,

А пламенем охватывал

Разбитые сердца.

 

По откровенью редкостный,

Над святотатством, злом

Звучал тяжелый «Реквием»,

Как в бурю реколом.

Следующим стало стихотворение цикла «Горящее тавро» (1992). Это акростих, где в начальных буквах читается фамилия самой Ахматовой. Всего в цикле об Ахматовой у меня восемь стихотворений.

— А где же вам, молодому тогда человеку середины 60-х, удалось прочесть стихи Ахматовой, ведь она была запрещена?

— Ныне это уже не тайна. Я служил на Дальнем Востоке в морской авиации, и наша часть базировалась в поселке Романовка, между Находкой и Владивостоком. Я служил в разведывательном полку. Это был 50-й отдельный гвардейский дальнеразведывательный авиационный полк. Я служил секретчиком, у меня даже хранилось знамя полка. В самой Романовке был построен великолепный Дом офицеров, который считался вторым в крае после Владивостока: огромный, с неожиданной для небольшого поселка архитектурой, картинной галереей, с прекрасно укомплектованной библиотекой. А я без книг просто не мог жить! Хоть и в деревне рос, но был по-сумасшедшему влюбленным в книги читателем. Сегодня я думаю, что потеря читателя — национальная катастрофа, люди совершенно перестали читать, в особенности дети.

На территории воинской части я приходил в библиотеку и открывал не просто имена, а целые миры: Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака, Михаила Кузмина, Максимилиана Волошина,  Владислава Ходасевича, Георгия Иванова, символиста Вячеслава Иванова, бессмертные стихи Марины Цветаевой. В двухтомнике у меня цикл стихов и о ней. Первое — «В Елабуге» — написано в 1979 году, второе — «Памятник Цветаевой» — в 2006-м, а третье — это не стихотворение, а триптих «Сорок первый год» — через десятилетие, в 2016-м. То есть даже циклы стихов писались в течение долгих лет.

В 1993 году в сибирском городе Усть-Куте у меня вышла, можно сказать, пробная книжка стихов-портретов «Галерея». Я открыл новый, самостоятельный жанр СТИХИ-ПОРТРЕТЫ. Но тогда я еще не совсем представлял, что со временем моя галерея портретов выльется в двухтомник, куда войдут имена не только великих поэтов, но и выдающихся философов и мыслителей, русских святых и праведников, среди которых святая Ольга, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Александр Невский, Дмитрий Донской, Кирилл и Мефодий, святые Борис и Глеб, а также имена многих художников, полководцев, русских классиков и современных писателей — поэтов и прозаиков.

— Ваш двухтомник — просто колоссальный труд, в который вложена большая часть жизни, размышлений, дум, переживаний. Он прекрасно  издан, на хорошей мелованной бумаге, с замечательными графическими рисунками и портретами «Из русской думы» московского художника Юрия Силевёрстова. Приятно взять в руки и читать такое издание.

— Да, издание получилось и дорогое, и фундаментальное. Если бы не губернатор и мои друзья — иркутские предприниматели, мне бы этого подарочного двухтомника не видать. Стоимость его издания почти полмиллиона. Я хочу поблагодарить сегодня и губернатора Иркутской области Сергея Георгиевича Левченко, и моих друзей, ставших спонсорами данного издания: генерального директора Усольского свинокомплекса Илью Алексеевича Сумарокова, генерального директора фирмы «Востсибстрой» Виктора Геннадьевича Ильичева, генерального директора инженерного центра «ПРОФИС» Михаила Васильевича Лавшука, генерального директора фирмы «Облагроснаб» Валерия Алексеевича Попова, генерального директора сети столовых «БонЖур» Алексея Сергеевича Журавеля, генерального директора фирмы «Сервико» Сергея Александровича Галухина, генерального директора фирмы «МасКом» Сергея Ивановича Мальцева, арбитражного судью Лидию Васильевну Ушакову, профессора Иркутского технического университета Леонида Афанасьевича Ощерина, друга семьи Галину Алексеевну Скоп.

Кстати сказать, в городе Белореченске, что в Краснодарском крае, живет писатель Юрий Брыжашов, опубликовавший на сайте «Российский писатель» неожиданный отзыв о моем двухтомнике. Он не поленился и посчитал в нем количество персоналий, о которых я пишу в этом издании. Получилось 350 персоналий на 700 страницах двухтомника. Я даже сам не знал про это, не занимался подсчетом, а вот человеку интересно стало, и он проделал такую работу.

— Ваши герои в книге располагаются циклами…

— Да, это те личности, к которым приникала моя душа, и я к ним возвращался неоднократно. Это те, кто поразил мое воображение своими немыслимо высокими деяниями, своими произведениями, живописью, высоким полетом не только мыслей, но и полетом в космос, как Юрий Гагарин, или полетом с колокольни на первых крыльях, сотворенных человеком, как Василий Крякутный.

«Пробный шар», состоящий из стихов-портретов, был запущен мною в 1993 году, когда у меня вышла книжка «Галерея» в Усть-Куте на простой бумаге. Время было трудное. Эта книга была предтечей будущего двухтомника.

— А почему в Усть-Куте?

— Я там часто бывал в командировках и познакомился с директором типографии, с ее помощником. Они предложили мне издать ту давнюю книгу. Кстати, там было помещено несколько смелых стихотворений о Горбачеве, Ельцине, Троцком, Берии. Правда, не все стихи, но некоторая их часть срывалась на откровенную, хлесткую, как пощечина, публицистику. Тогда это напечатать было невозможно, но мои друзья сказали, что берутся их опубликовать. Шли лихие 90-е. В стране, как в политической жизни, так и в криминале, велись разборки, раздел государственной собственности, общего народного добра, вершился нескончаемый беспредел. Именно тогда я придумал этот жанр стихов-портретов. Аналогов просто нет. Об этом пишет и Юрий Брыжашов. Хотя отдельные стихи, посвященные известным личностям, конечно же, были у многих поэтов. Например, у Игоря Северянина есть цикл стихов, посвященных его собратьям по перу, под названием «Медальоны». Какие-то стихи из «Галереи» я включил в этот двухтомник, какие-то нет.

Есть в двухтомнике и самая ранняя публицистика, но не вся, а несколько стихотворений. Валентин Григорьевич Распутин в свое время посвятил этому жанру немало лет и говорил, что «публицистика сегодня не цеховое занятие, а душевная работа каждого болеющего за свою родину писателя».

Я тоже из тех людей, кто безоглядно предан родному очагу и пыльной тропинке детства, по которой бегали мои босые ноги. Естественно, я хочу, чтобы в нашей горькой и обездоленной Родине все поменялось к лучшему, потому и отдаю дань больным темам, прямому обращению к своему верному читателю.

Многие стихи написаны мною с любовью и тревогой. Они отображают мое отношение к искусству и отношение к тому или иному художнику, первооткрывателю, писателю, впечатавшему себя в бессмертье. Надо иметь большую смелость, чтобы написать о том же Шекспире или о Данте Алигьери. Во-первых, надо хорошо знать жизнь этих писателей, досконально вникнув в их творчество, написать так, чтобы это было достоверно. Надо быть фактологически точным и, конечно, выразить свое личное отношение к тому или иному персонажу, а эти знания, эта любовь выражены в каждом стихотворении.

— Наверное, не случайно это и привлекло внимание комиссии Большой литературной премии?

— Наверное. В любом случае приятно. Вообще, я даже не ожидал, что эта история с премией случится так скоро. Мой двухтомник вышел в середине сентября, и уже 29 сентября 2017 года в «Молчановке» состоялась его презентация, а в ноябре в Москве, когда обсуждались книги, которые были представлены на премию, а их было очень много, моя попала в число шести лауреатов.

Живу я, как всегда, творчеством, писательским окружением, культурными проектами по линии советника губернатора и, конечно же, книгами, которые меня окружают. Моя библиотека насчитывает 11 тысяч книг. Иногда «зайдешь» в нее и трудно выйти. Но так я живу. И мне не грустно, меня несет на крыльях мое вдохновение. А оно беспредельно!

— Конечно, все личности, о которых идет речь в вашем двухтомнике, предстают перед нами в том понимании, как вы их увидели, прочли, восприняли …

— В сборнике много посвящений не только русским поэтам, но и французским: Рембо, Верлену, Апполинеру, Франсуа Вийону, Бодлеру. Русским художникам: Врубелю, Левитану, Андрею Рублеву, Васнецову, Сурикову, Грабарю, Николаю Рериху, Петрову-Водкину и, кстати, нашим иркутским художникам Анатолию Костовскому, Галине Новиковой, Анатолию Аносову, Саше Шелтунову, Николаю Житкову, Александру Москвитину, Сергею Казанцеву, Николаю Башарину, Борису Десяткину.

— Ваше двухтомное собрание стихов-портретов Юрий Брыжашов назвал энциклопедией. По сути, так оно и есть, потому что это издание — литературный и поэтический труд, огромный по объему, охвату материала и глубине содержания.

 — «Ценность упомянутого двухтомника, — пишет Юрий, — этим бы не исчерпывалась. Это настоящая поэтическая энциклопедия, причем энциклопедия самой жизни, заключающая в себе стихи о великих людях, деятелях мировой и русской истории и искусства, о наших известных и менее известных, но оттого не менее интересных наших современниках и людях, творивших совсем недавно. По-особому подкупает живое чувство поэта через стихи о людях проверить вечные, нетленные истины и правду мира в самом себе, в своей душе, стремящейся отразить все его великое многообразие, мирочувствование, бесконечность».

— Спасибо, Владимир Петрович, за беседу. Еще раз поздравляю вас с большой наградой. Долгой и счастливой жизни вашему двухтомнику и большого читательского интереса.

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Слева направо: поэты Владимир Скиф
и Геннадий Иванов, прозаик Николай Иванов

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии