Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Область в 2014-м — развитие продолжится

25 ноября, 2013

 

Экономика Приангарья: проблемы и решения

 

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков призвал в ходе обсуждения бюджетных вопросов обращать внимание не на остроту дискуссии и различные точки зрения, а на официальные данные органов статистики и правительства. «За этим взглядом — персональная ответственность», — пояснил Владимир Пашков на недавней встрече с иркутскими журналистами.

 

«Будущее важнее»

— Что толку, если в Законодательном собрании вышел к трибуне политик и начал всех крыть: «Я против!» — проиллюстрировал свой тезис примером из жизни Владимир Пашков. — Он же ни за что не отвечает. Поэтому комментировать заявления людей, эмоционально и профессионально безответственных, — это не мой профиль. Будем говорить о фактах, прогнозах и амбициях правительства, губернатора и власти в целом. В том числе и органов федеральных структур, работающих на территории области. Взгляд в будущее — вот это важнее. Оглядываться — не мое дело.

 


Поступления по налогу на прибыль на территории области за десять месяцев 2013 года сократились на 4 млрд 567 млн рублей, однако налоговые поступления по другим видам перекрыли этот пробел на 87 млн рублей. «Недостачу» от налога на прибыль область компенсировала за счет налога на доходы физических лиц (поступления нынешнего года превысили результат аналогичного периода на 2 млрд 366 млн рублей), налог на имущество (плюс 1 млрд 438 млн), налог на землю дал прирост 8 процентов, а транспортный — сразу на 36 процентов.
 

Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев выразил свою точку зрения на положение дел в регионе, исходя из объективных и поддающихся любой проверке данных. Поступления по налогу на прибыль на территории области за десять месяцев 2013 года сократились на 4 млрд 567 млн рублей, однако налоговые поступления по другим видам перекрыли этот пробел на 87 млн рублей. «Недостачу» от налога на прибыль область компенсировала за счет налога на доходы физических лиц (поступления нынешнего года превысили результат аналогичного периода на 2 млрд 366 млн рублей), налог на имущество (плюс 1 млрд 438 млн), налог на землю дал прирост 8 процентов, а транспортный — сразу на 36 процентов.

— Сегодня мы видим снижение поступлений только по налогу на прибыль, — констатировал руководитель управления ФНС. — Все остальное идет уверенно и с очень хорошим ростом. Считаю, что нужно действовать быстрее и активнее вносить поправки в законы, в том числе в Налоговый кодекс. Многие люди сейчас сидят и думают, как обойти законодательство, а мы  упускаем момент для изменения этих правил. Я уже приводил пример: по 2011 году налогоплательщики из лесной отрасли получили возмещение по налогу на добавленную стоимость в размере 3 млрд 800 млн рублей. Они же заплатили в бюджеты разных уровней всего 750 млн рублей. То есть, по сути, государство оказало им безвозмездную поддержку в размере 3 млрд рублей. Я сказал депутатам: меняйте этот закон. Мы, со своей стороны, не сидим сложа руки, и эта работа привела к положительным изменениям в законодательстве: с 1 января 2014 года декларация по налогу на добавленную стоимость будет в электронном виде, с 2015 года счета-фактуры — тоже в электронном виде. И это означает, что люди, которые покушаются на незаконное возмещение НДС, пропадут как класс.

Константин Зайцев привел в качестве примера еще несколько новшеств в законодательстве — в том числе проверки физических лиц в том случае, если через их счета будет обналичиваться слишком большая сумма. В нынешнем году, например, был случай, когда на счет некоего гражданина поступили разом 600 млн рублей, происхождение которых он объяснить так и не смог.

 

«Льготы все-таки нужны»

В завершение своего выступления Константин Зайцев призвал не делать выводы об экономике области по 2013 году, так как именно в этом году произошли изменения у консолидированных групп налогоплательщиков. Так, компания Роснефть (в ее состав входит Ангарская нефтехимическая компания) отчитывалась по пяти предприятиям, сейчас — уже по восьми, в результате чего поступление налога на прибыль через АНХК заметно снизилось. В консолидированные группы помимо уже упомянутого АНХК вошли Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК), Ангарский завод полимеров, Востокнефтепровод, Братский завод ферросплавов, Иркутскнефтепродукт, ЦУП ВСТО, «Газпромдобыча — Иркутск», Транснефть, Роснефть, Газпром, «Мегафон-интернешнл», «Мечел», Атомэнергопром. Еще ряд компаний — ВСЖД, «Иркут», СУАЛ, Иркутскэнерго, Байкальский банк Сбербанка России и другие — являются филиалами и платят налоги централизованно.

— Это более 60 процентов поступлений в бюджет Иркутской области. Это как раз те предприятия, которые сегодня формируют прибыль, — отметил министр экономического развития Руслан Ким. — Например, авиазавод в силу холдинговой структуры не платит на территории области налог на прибыль, но платит более 800 млн рублей налога на доходы физических лиц.

Часто критикуют налоговые льготы для ряда предприятий, — продолжил Руслан Ким. — Но ведь велась еще очень жесткая работа с федеральным центром в части поддержки Иркутской области как опорной территории для развития Прибайкалья и Дальнего Востока. Удалось добиться ставки 0,1 по налогу на добычу полезных ископаемых для газодобычи; полгода потребовалось, чтобы установить для Иркутской области нулевую ставку налога на прибыль для стартапов (компаний, только начинающих свою деятельность), — это тоже работа правительства, это не само на голову свалилось. Налог на прибыль здесь растет, и эта работа не пройдет бесследно. Мы создаем базу для проектов с высокой стоимостью продукции, ведь если бы мы не поддержали в свое время нефтяников, у нас бы просто не было сейчас сырья. Транснефть, ВЧНГ и «Иркутская нефтяная компания» не стали бы реализовывать свои проекты в такое сжатое время, они бы их размазали до 2017 года. И мы бы до того же года ждали попутный газ и нефть…

По мнению министра, ряд проектов по лесу остаются недооцененными — может быть, в связи с тем, что они были отодвинуты на более поздние сроки в связи с кризисом 2008 года и нынешними экономическими сложностями. Впрочем, все проекты, отнесенные к приоритетным, находятся под неослабным контролем правительства. А все «черные» и «серые» схемы, о которых говорил Константин Зайцев, известны и правительству, и правоохранительным органам.

— Из тех шести предложений, которые мы вынесли на заседание Государственного совета в Улан-Удэ, четыре вошли в перечень поручений президента Путина, — подчеркнул Руслан Ким. — Мы начали работать с Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржей, и первые торги уже прошли. Это пример работы, которая приводит к результату. Иного выхода у нас нет: если раньше что-то не делалось, то нужно сделать сейчас, и если мы, занимая первое место в стране по заготовке леса, получаем только деньги за аренду лесных участков — это нужно менять.

 

Бюджет плохой? Как посмотреть…

Владимир Пашков развил мысль министра, заявив, что погоня за налогоплательщиками не входит в компетенцию правительства.

— В нашу компетенцию входит создание условий, приводящих к постоянному росту валового регионального продукта, — заявил первый заместитель председателя правительства. —
Это базовая цифра, от которой идет отсчет всех составляющих нашей жизни.

По данным правительства, базовые цифры у нас очень хорошие. В 2012 году, например, рост валового регионального продукта (ВРП) составил 8,4 процента, а на 2013 год областное правительство заявляет о росте в 7 процентов. При этом Российская Федерация в целом может дать по итогам года прирост валового внутреннего продукта 4—4,2 процента. В 2014 году, утверждает Владимир Пашков, рост ВРП составит 8,6 процента, а в 2015 году — 8,7 процента. То есть в этом отношении Прибайкалье опережает Россию.

— Сегодня у нас коэффициент загруженности Транссиба близок к единице, то есть к полной загрузке. Еще чуть-чуть, и мы не сможем расти, потому что не сможем возить наши грузы самолетами или автомобилями. Но даже в этих условиях мы говорим о росте. Да, заслуг Пашкова или Кима здесь нет, мы к этому причастны лишь отчасти — как и любой житель области, — заявил Владимир Пашков. — Но причастны, потому что мы действуем, реагируем, бизнес тоже — и все это, как тренд, сводится вот в эти цифры. В первом чтении бюджета мы рассмотрели наши доходы, затем расходы, которые мы должны нести в связи с требованиями федерации, и после этого министерство финансов нам выдает баланс. Если есть дефицит, они нам говорят, как будут его закрывать — займами или как-то иначе. Так мы и пришли к тому согласию, которое называется первым чтением. Нормальный режим диалога.

Мы развиваемся, мы растем, — продолжил первый зампред правительства. — Но надо судить по «итого» — а реальные доходы населения выросли в 2012 году на 3,9 процента; в 2013 году будет 2 процента; в 2014-м — 3,4; в 2015-м — 3,8; в 2016 году — 3,6 процента. И вот тут мы возвращаемся к ответственности. Бюджетников в экономике занято 20 процентов, и они платят 40 процентов подоходного налога. Остальные 80 процентов живущих в области заполняют 60 процентов подоходного налога. Пусть кто-нибудь разберется — хорошо это или плохо, кто тут виноват и так далее. Мы же говорим, что результат деятельности власти налицо: кое-что хорошее происходит.

 


Базовые цифры в экономике Иркутской области очень хорошие. В 2012 году, например, рост валового регионального продукта (ВРП) составил 8,4 процента, а на 2013 год областное правительство заявляет о росте в 7 процентов. При этом Российская Федерация в целом может дать по итогам года прирост валового внутреннего продукта 4—4,2 процента. В 2014 году, утверждает Владимир Пашков, рост ВРП составит 8,6 процента, а в 2015 году — 8,7 процента. То есть в этом отношении Прибайкалье опережает Россию.
 

…Правительство — по крайней мере в лице Руслана Кима, Владимира Пашкова и Натальи Бояриновой — не видит проблемы в расхождении параметров программы социально-экономического развития области, реального положения дел и прогнозов на будущее. Причина спокойствия очевидна: программа принималась в 2010 году, причем в условиях, заметно отличающихся от нынешнего положения дел.

— Программа принималась в виде закона области, де-юре она продолжает действовать, — пояснил Руслан Ким. — Нельзя вот так взять и по щелчку пальцев от нее отказаться. Что же касается «второй индустриализации» области, то скажите мне, когда закончилась первая, и я скажу, когда начнется вторая. Речь идет не о второй индустриализации, а о подходах к формированию экономики области. Мы сегодня не можем говорить, что малый и средний бизнес нас вытянет. Он очень зависим от внутреннего потребления…

— В малом бизнесе задействовано около 120—150 тысяч человек, — подхватил тему Владимир Пашков, — а суммарный объем платежей этого сектора  в областной бюджет составляет около 2 млрд рублей. Поэтому для нас это больше социальный проект, самозанятость людей. Но когда мы говорим про «обналичку» и другие нарушения — это как раз в малом бизнесе происходит.

Министр финансов Наталья Бояринова не видит в росте долга областного бюджета каких-либо опасных тенденций. В среднем регионы Российской Федерации имеют задолженность в размере 51 процента собственных доходов, а Иркутская область — всего лишь дефицит в 4,2 процента, который планируется перекрыть заимствованиями. К 2016 году долг области вырастет, но правительство уже работает над повышением собственного доходного потенциала.

 


Вторая индустриализация не должна быть такой же, какой была первая. Стройки-гиганты уже не пройдут. Но есть предпосылки для создания кластерных проектов, сопоставимых с общероссийскими — например, по производству удобрений. Спрос на них будет всегда, потому что в мире 6 млрд человек, и они каждый день хотят есть. Например, в регионе имеется Непское месторождение, и можно, например, взять и просто нарыть гору соли, а можем нарыть эту соль и сделать удобрения, использовать ее при выплавке меди и так далее. Это вопрос использования той инфраструктуры, которая есть, и той, которую можно создать при поддержке федеральных программ.
 
 

«Завтра будет хорошо. Но не у всех»

Руслан Ким высказал критику в адрес малого бизнеса в его нынешнем виде, пояснив, что наш малый бизнес работает в торговле, а в Германии, например, делает «лейблы, кнопочки и прочее» для концерна «Мерседес». В результате в Европе малый бизнес мобильный и может подстроиться под требования рынка, а у нас в экономике на первых ролях «титаны на глиняных ногах», целиком и полностью зависящие от цен на мировых биржах. Падение цен на алюминий или золото, например, приводит к тому, что эти титаны в одно мгновение оказываются «на боку» и ждут помощи от государства. Ну, или, по меньшей мере, от областного правительства.

— Малый бизнес должен работать на внутренний рынок, — пояснил Руслан Ким. — Иркутская область даже вместе со всем Забайкальем и Дальним Востоком — это очень маленький рынок. Поэтому мы идем на соглашения с крупными компаниями, а вторая индустриализация не должна быть такой же, какой была первая. Стройки-гиганты уже не пройдут. Но есть предпосылки для создания кластерных проектов, сопоставимых с общероссийскими — например, по производству удобрений. Спрос на них будет всегда, потому что в мире 6 млрд человек, и они каждый день хотят есть. У нас имеется Непское месторождение, и мы можем, например, взять и просто нарыть гору соли, а можем нарыть эту соль и сделать удобрения, использовать ее при выплавке меди и так далее. Это вопрос использования той инфраструктуры, которая есть, и той, которую мы можем создать при поддержке федеральных программ. И чем больше мы переложим туда, тем будет лучше.

Вернувшись к теме критики правительства со стороны депутатов Законодательного собрания и широкого круга представителей общественности (в первую очередь — небольших оппозиционных партий), Руслан Ким призвал не забывать о такой важной вещи, как инвестиционный цикл. Для того чтобы сегодня говорить о том, кто что сделал, а кто что упустил, нужно, по мнению министра, возвращаться не на год-два назад (то есть ко времени формирования нынешнего правительства), а на пять-семь лет назад.

— Стратегии не пишутся на год-два, программы — да, — подчеркнул министр. — Чтобы сегодня мы говорили о каком-то успехе, в 2005 году что-то должно было случиться. И сегодня мы говорим не о 2015 годе, а о 2020—2030-м. Если мы скажем, что уже завтра будет хорошо, то мы просто введем людей в заблуждение. Завтра будет хорошо, но не у всех. Иркутская область большая, проблемных мест очень много. Если мы говорим о развитии зоны БАМа, трассе «Вилюй», Северо-Сибирской железной дороге, то за этими проектами должна прийти инфраструктура, жилье и много что еще.

Правительство области видит большой резерв пополнения бюджета в дальнейшей работе с заработной платой граждан — выводом ее из «теневых» схем, утверждения — в конце концов — минимального размера оплаты труда и распространения его на все отрасли экономики и все формы предприятий. Камнем преткновения в этом вопросе Владимир Пашков назвал позицию профсоюзов, которые упорно отказываются подписывать трехстороннее соглашение о размере МРОТ. Еще больше осложняет работу правительства отсутствие профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса, в результате чего их невозможно принудить к подписанию трехстороннего соглашения и распространить на такие предприятия действие закона о МРОТ.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Владимир Пашков: «Экономика и реальные доходы населения области продолжают расти»;

Константин Зайцев: «Поступления в бюджет сократились только по налогу на прибыль»;

Наталия Бояринова: «Долг Иркутской области не вызывает опасений»;

Руслан Ким: «Правительство знает о «черных» и «серых» схемах»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

вик 25 ноября 2013, 23:49
А системы все нет! Нужна четкая программа развития промышленного производства с указанием сроков и ответственных, чтобы можно было оценить роль каждого. Опубликовать и контролировать общественностью. Подводить итоги. А то каждый год одни декларации, губернаторы меняются, а где ответственность за принятые (непринятые решения)?