Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ну, за контроль!

16 декабря, 2013

 

 

«Зеленый змий» в лабиринтах государственного регулирования

 

Окончание. Начало в № 73

 

Оборотни общественного питания

Данная смена полномочий (по передаче функций контроля за рынком алкоголя от местного самоуправления на региональный уровень) — новация областная. А вместе со всей страной мы все еще продолжаем привыкать к изменениям в госрегулировании алкоголя, которые утверждены поправками в 171-й федеральный закон больше двух лет назад.

В частности, 22 июля 2011 года вступили в силу поправки к федеральному закону, запрещающие розничную продажу алкоголя с 23 до 8 часов. С 1 января 2013 года под этот запрет попало и пиво крепостью менее пяти градусов. Регионы имеют право вводить и дополнительные ограничения, вплоть до полного запрета. Так, в Иркутской области в магазинах, расположенных в жилых домах, купить любые спиртные напитки можно только с 9 до 22 часов. Кроме того, отдельным постановлением областного правительства запрещена розничная реализация алкоголя в День защиты детей, День знаний и День молодежи. Также торговать алкоголем в розницу нельзя в дни проведения последних звонков в муниципальных образованиях Иркутской области (даты определяют местные администрации).

Абсолютной периодической трезвости все эти меры не означают — перечисленные запреты, как известно, не касаются учреждений общественного питания. Жизнь общепита в алкогольном смысле вообще легче. В частности, общепиту дадут лицензию на продажу алкоголя крепостью менее 16,5 градуса на любых торговых площадях, например в киосках и павильонах, причем продавать его можно будет в любое время суток и в любой день (алкоголь покрепче — только в стационарных торговых объектах и с еще рядом ограничений, но в случае с общепитом тоже круглосуточно и в любые дни).

 


22 июля 2011 года вступили в силу поправки к федеральному закону, запрещающие розничную продажу алкоголя с 23 до 8 часов. С 1 января 2013 года под этот запрет попало и пиво крепостью менее пяти градусов. Регионы имеют право вводить и дополнительные ограничения, вплоть до полного запрета. Так, в Иркутской области в магазинах, расположенных в жилых домах, купить любые спиртные напитки можно только с 9 до 22 часов. Кроме того, отдельным постановлением областного правительства запрещена розничная реализация алкоголя в День защиты детей, День знаний и День молодежи. Также торговать алкоголем в розницу нельзя в дни проведения последних звонков в муниципальных образованиях Иркутской области (даты определяют местные администрации).
 

В таких условиях некоторые торговые точки маскируются под общественное питание незаконно — при  помощи нехитрого набора из вывески, пирожков, унитаза и пары пластмассовых стульев. Да и теоретически, даже если предприниматель все-таки получил лицензию по правилам, он может назваться заведением общепита только «для прикрытия». И здесь остается только ходить и проверять. Ведь согласно постановлению правительства РФ № 584 предприниматель не обязан получать санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность, связанную с услугами общественного питания. Он оформляет в местной администрации лицензию на реализацию алкоголя (а если собирается торговать только пивом — и лицензия не нужна) и просто уведомляет Роспотребназор о начале деятельности по оказанию услуг общепита (открытие точки общепита вовсе не предполагает прохождения «чистилища» в виде обязательной проверки соблюдения всех требований СанПиН к учреждениям общепита).

Таким образом, хотя этих правил существует немало, выявить нарушения и тем самым вывести на чистую воду предпринимателей, которые назвались буфетом или кафе чисто формально, для декорации, можно только в ходе плановых проверок, когда деятельность уже осуществляется. А всех «под гребенку» регулярно в плановом порядке не проверяют! Еще могут быть внеплановые проверки по жалобам потребителей. Только вот определить, все ли санитарные требования соблюдает данная точка общепита, обычному гражданину трудно. И какого-то универсального санитарного признака «подделки под общепит» нет. А ведь чтобы проверку можно было инициировать, жалоба должна быть конкретной!

Дело усугубляется и еще одним обстоятельством. В случае с крепким алкоголем можно хотя бы определить область контроля, то есть перечень подлежащих контролю предприятий — по выданным лицензиям (кстати, пошлина для получения лицензии составляет 40 тыс. рублей  на год, 200 тыс. рублей  на пять лет). А на торговлю пивом лицензию оформлять не требуется. Остается только догадываться, сколько продавцов, торгующих продуктами питания, имеют в своем ассортименте пиво. Ведь кто-то из предпринимателей реализует только детское питание, кто-то — только мороженое… В таких обстоятельствах четкое планирование «пивных» проверок с адекватным охватом затруднительно.

Из этой ситуации Служба потребительского рынка выходит окольными путями: например, определяет перечень торговцев пивом путем сверок с оптовыми организациями, у которых есть данные о розничных клиентах, а также путем отслеживания ситуации в муниципалитетах… Прямых же способов подсчитать точное количество продавцов пива федеральный закон не предоставил (из Иркутской области просьбы обратить на это внимание в Москву были направлены не раз).

Конечно, разными ведомствами проводятся проверки. Правоохранительные органы наказывают нарушителей, исходя из переданных им данных. Но они действуют исключительно в определенных им рамках. Как нам сообщили в полиции, форма ведомственной статистической отчетности о результатах работы по пресечению нарушений федерального закона «не предусматривает обобщения сведений по торговым объектам, маскирующимся под учреждения общественного питания». Так что в данных условиях назвать количество «оборотней общепита», которые на самом деле являются розницей, невозможно.

 

В списках не значится

Как уже подчеркивалось, свой вклад в контроль за продавцами алкоголя могут вносить и рядовые потребители. Но для этого от них требуется определенная квалификация. И не только в вопросе определения «всамделишности» услуг общественного питания в данном торговом заведении. Отделять зерна от плевел нужно уметь и в других вопросах.

Так, с 2011 года в нестационарных торговых объектах запрещено торговать алкоголем крепче 16,5 градуса даже учреждениям общепита (а розница с 2013 года вообще не имеет права предлагать какой-либо алкоголь на таких площадях). Нестационарные торговые объекты — это всевозможные павильоны и киоски, которые раньше как грибы росли на просторах страны. Но как определить на глаз эту самую «стационарность»? Некоторые павильоны стоят на вполне внушительных фундаментах, там вроде бы есть унитазы и раковины, а значит, могут быть капитальные сети — кто их знает, насколько стационарны эти строения? Точный критерий тут существует только один: если данный объект стационарный, то он обязательно зарегистрирован в Росреестре — у хозяев должны быть соответствующие документы. Если объект в Росреестре не значится, значит, он нестационарный, пусть даже выглядит как замок. Понятно, что уверенно потребовать доказательств стационарности и определить их подлинность могут только специалисты.

 


Безусловным оазисом трезвости в Приангарье остается село Хамакар, Катангского района, где числится около 100 жителей. По инициативе сельского схода там установлен почти тотальный запрет на продажу алкоголя в будни, выходные и праздничные дни (а такую возможность региональным властям, как мы уже отмечали, закон дает). Купить алкоголь в Хамакаре можно лишь три часа в неделю: с 17 до 20 часов каждую пятницу. О такой сознательности остальным территориям приходится только мечтать.

 

Тем не менее обоснованные сигналы с мест по поводу соответствующих нарушений все-таки поступают. Потому что другие предприниматели не дремлют: обидно, когда ты тратишь деньги и время на соответствие всем правилам, а сосед себе торгует и на подобные «мелочи» не обращает внимания! Кстати, в этом году больше всего нарушений по нестационарным торговым объектам выявлено в первые два месяца действия запрета на реализацию там пива, в январе и феврале. То есть можно предполагать, что количество киосков, торгующих пивом, должно сокращаться.

За девять месяцев 2013 года сотрудники Главного управления МВД России по Иркутской области провели 3151 проверку соблюдения регламентирующего оборот алкоголя федерального законодательства. По результатам составлено 2570 протоколов об административных правонарушениях (из них 386 — за реализацию алкоголя на нестационарных торговых объектах). В целом, в Иркутской области по итогам проведенных полицией проверок должностные лица вынесли постановления о наложении штрафов на сумму свыше 9 млн рублей. За такой же период прошлого года протоколов было 1577, и приростом в 62,3 процента, очевидно, мы обязаны вступившим в силу федеральным пивным запретам.

Что касается нарушений областных запретов, то за девять месяцев составлено 275 протоколов. Большинство из них — 229 — связаны с нарушениями по времени, ведь в Иркутской области время ночного ограничения дольше, чем во всей стране, плюс «дни трезвости» (правда, по причинам технического характера невозможно вычленить из общей массы количество наложенных за это нарушение штрафов). 21 протокол о нарушениях принес День защиты детей (штрафов — на 41 тыс. рублей), 16 протоколов – День знаний 1 сентября (36 тыс. рублей), 9 протоколов — День молодежи (33 тыс. рублей).

Ну а безусловным оазисом трезвости в Приангарье остается село Хамакар, Катангского района, где числится около 100 жителей. По инициативе сельского схода там установлен почти тотальный запрет на продажу алкоголя в будни, выходные и праздничные дни (а такую возможность региональным властям, как мы уже отмечали, закон дает). Купить алкоголь в Хамакаре можно лишь три часа в неделю: с 17 до 20 часов каждую пятницу. О такой сознательности остальным территориям приходится только мечтать.


Наталья Антипина, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии