Не прошляпить волну
В Иркутске прошел отбор на международный конкурс в Юрмалу
Поймать волну. Думаю, это выражение знакомо не только тем, кто рассекает на виндсерфе по настоящим морским пучинам, но и тем, кто... ну, допустим, принял участие в региональном отборочном туре международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна». Именно такой тур прошел 3 апреля в Иркутске, в концертном зале Байкалбизнесцентра. Отборочный конкурс проходил в два этапа: среди детей от 7 до 13 лет и молодежи от 16 до 30 лет.
33 участника из Иркутска, Кемерово, Томска, Красноярска, Ачинска, Улан-Удэ, Читы и других городов Сибирского федерального округа боролись за право представлять Сибирь в Юрмале (взрослые) и Артеке (дети). Именно в этом году, когда нашему городу исполняется 350 лет, холдинг АРС впервые проводит отборочный тур конкурса в Иркутске.
Жюри отборочного тура возглавил генеральный директор конкурса Александр Румянцев (Москва), в его составе также работали Евгений Орлов — музыкальный продюсер конкурса, Анна Герасименко — организатор регионального отборочного тура, генеральный директор продюсерского центра Baikal-Waves Александр Филиппов и лауреат международных джазовых фестивалей, солистка ансамбля «Доктор Джаз» Наталья Лихошерст, ведущая радиостанции МСМ Оксана Джигирей и начальник управления культуры администрации города Иркутска Светлана Домбровская.
В зале царила концертно-конкурсная атмосфера. Одиннадцать детей, в основном девочки, демонстрировали свои вокальные и артистические способности. В зале хлопали, поддерживали юных артистов, после просмотра все они получили в память об этом событии дипломы участников, но... на полуфинал в Москву никто из них не прошел. Каждый чуть-чуть недотянул до нужной планки.
Александр Румянцев долго «золотил пилюлю», но это было не столько утешение, сколько профессиональная поддержка, настрой на дальнейший рост и, если хотите, на борьбу. С этим можно было поспорить — ведь многие участники уже не впервые на сцене и имеют дипломы других конкурсов, а можно и согласиться, особенно если учесть, что у маленьких артистов впереди годы и годы, и они при желании еще успеют проявить себя. Тем более что у каждого конкурса — свои критерии и свои задачи.
Кстати, самые младшие — семилетняя Софья Михайлова и Кирилл Скрипник — были самыми искренними, непосредственными и потому самыми обаятельными, а некий налет взрослого артистизма, заимствованные «звездные манеры» помешали исполнителям постарше быть самими собой.
Словом, в перерыве было о чем подумать. Но теперь все с нетерпением ждали вечера — выхода на сцену взрослых исполнителей...
33 исполнителя прошли заочный этап конкурса. Претенденты присылали в оргкомитет аудиозаписи своих песен и анкету. Профессиональные вокалисты и артисты оценивали заявки и выносили вердикт. Попробовать себя в качестве певца могли все желающие. Главное условие — возраст.
И вот — началось. Двадцать два конкурсанта должны были исполнить международный хит и хит своей страны (или авторскую композицию). Непохожие друг на друга, участники тем не менее в чем-то были сходны: одним удавалось справиться с дрожью в коленках и поймать волну, другим такой кураж не давался.
Опытный Александр Румянцев каждого участника пытался разговорить, снять напряжение, ну хотя бы заставить улыбнуться. Шутил, задавал банальные, но в этой ситуации забавно и ободряюще звучащие вопросы:
— Ну что, как в вашем Киселевске (или Ачинске)? Все нормально? Сосульки не падают? У вас дома — все нормально? Продукты есть? Ну так включите обаяние! Все ж хорошо!
Улыбнитесь!
Девушка (чаще такие диалоги велись с исполнительницами) улыбалась, слегка расслаблялась, обещала спеть о любви... Звучали первые аккорды фонограммы — и улыбка бесследно слетала с лица певицы: песня снова была о любви несчастной.
Наученный опытом, Румянцев допытывался у следующей исполнительницы: о любви будете петь? О счастливой, надеюсь? Та обещала: о счастливой. Потом тихонько добавляла: и о несчастной тоже. Начинала петь — снова мука на лице...
А на столике перед председателем жюри стоял монитор, на котором он наблюдал все нюансы чувств на лицах исполнителей, и скрыть что-то было невозможно! Впрочем, Александр Румянцев был откровенен: он предупреждал, что конкурс в Юрмале будет транслироваться перед многомиллионной аудиторией телезрителей, что он, зритель, в таких делах искушен и лучше пойдет налить себе чаю, чем станет наблюдать за отчаянием и муками чужой несложившейся любви...
Говорил Румянцев и о том, что о грустных вещах тоже можно петь с улыбкой — горькой, светлой, — но улыбкой! Потому снова и снова просил: включите обаяние! Почему оно у вас только в паузах между песнями?!
Справедливости ради надо отметить: у кого-то оно «включалось». Могла же, скажем, 17-летняя Анастасия Иванова спеть требуемый мировой хит и песню «Ноченька» нежно, красиво, зажигательно. Могли — некоторые другие!
И все же юноши и мужчины выглядели в этом смысле мужественнее и потому конкурентоспособнее. Особенно отличились исполнители в шляпах. Один из них, 16-летний иркутянин Владимир Ильин, вышел в шляпе, спел хит, отработанным жестом запустил шляпу куда-то (в сторону? поклонницам? фанам?) и, объявив, что вторым номером будет петь авторскую песню, отправился к роялю.
И тут началось. Текст песни, — а я в первую очередь обратила внимание на текст, — был неожиданно взрослым: мудрым, философским, выстраданным...
Я однажды Бога встретил.
Он в душе моей гостил.
Но я Бога не заметил,
Не узнал, не полюбил...
И в завершение истории:
Время шло. Я шел дорогой
Ярким днем, в кромешной тьме.
Как хочу я встретить Бога!
Не является он мне...
Не было внешних эффектов у этой песни, — но была глубина и достоверность. Она тронула сердце!
Было еще немало интересных исполнителей. Но мы обещали рассказать про второго — в шляпе. Это был тоже иркутянин, Михаил Коткин. 20 лет. Спел первую песню... Председатель жюри что-то в нем такое разглядел. Попросил: ну попробуйте поднять зал, завести публику! Сделайте что-нибудь эдакое!
Михаил опешил. А потом пошел ва-банк и сумел поймать волну! Он шмякнул на пол сорванную с головы шляпу, следом полетел пиджак, он сбросил даже башмаки — он буквально вышел из себя. Или — себя обрел? Он ринулся в зал так, что казалось: идет хорошо отрепетированный номер. Его заклинание: «Рамамба хара мамбуру», знакомое всем поклонникам группы «Ногу свело», звучало зажигательно, как того требовал момент! Зал завелся с пол-оборота и поддержал как мог! На своем председательском месте Михаилу аплодировал Александр Румянцев.
Для многих конкурсантов выход на сцену стал не только экзаменом на вокал и умение держаться, но и проверкой на остроумие и находчивость и даже в какой-то степени на интеллект. Получалось не у всех... И, как я уже говорила, на артистизм, сценическое обаяние — получалось единично.
И все же были, были интересные выступления! Дуэт из Читы понравился всем. «Дядюшка Сим» из Томска со своим самоуверенным выходом в стиле рэп внес разнообразие и всех разом подкупил. Интересной и зажигательной была Кристина Мищенко с песней из Гарика Сукачева — чувствовался ее сценический опыт.
Но что удивило: больше половины участников — иркутяне! И на этот факт в своем итоговом комментарии обратил внимание Александр Румянцев.
Но сначала — мнения членов жюри.
Наталья Лихошерст:
— Я уверена, те люди, которые хотят петь, будут петь, те, кто должен быть на сцене, будут на сцене, независимо от результатов этого конкурса. Все вы талантливы, но выживает сильнейший. А на большой сцене эти законы действуют еще жестче. Идите к своей звезде несмотря ни на что!
Анна Герасименко:
— Обаяние берется из искренности и любви к тому, что вы делаете. Надо верить в то, о чем поешь. Беритесь за то, что вы чувствуете, что сами пережили. Делайте все для того, чтобы Москва лежала у ваших ног!
Евгений Орлов:
— Я сегодня получил удовольствие! Здесь можно делать уже свой конкурс, и бог с ней, с Москвой: у вас уже есть своя планка. «Новая волна» — вредный конкурс, у него свой характер — он телевизионный. Не живите только этим, идите вперед сами по себе! Или пытайтесь попасть в финал снова и снова, а мы вам будем помогать.
И наконец, Александр Румянцев:
— Такого числа интересных и талантливых людей мы не видели ни в одном регионе. Для меня это отдельное открытие. И ни в одном городе я не просил остаться всех, чтобы каждому сказать что-то важное про него. Мы выбрали только двух, а я бы хотел гораздо больше! Человек 15 из 23 я вижу полуфиналистами, а некоторых — и финалистами конкурса.
Итак, фамилии полуфиналистов — самых обаятельных, харизматичных, артистичных. (Пауза, как на вручении «Грэмми». — Авт.) 8—9 апреля на полуфинал в Москву поедут... (Куда там «Грэмми»! Румянцев собирается рассказать забавную историю... Нет, это только ход... — Авт.) В Москву поедут Владимир Ильин и Михаил Коткин! Но — можно я возьму всех? Вы — лучшие!
Музыка, аплодисменты. На сцене и в зале — аплодисменты и восторг...
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.