Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не повод для дискуссий...

01 декабря, 2011

 


 

 

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономической политике Законодательного собрания рассмотрел закон о бюджете области на 2012 год всего лишь за сутки до вынесения закона на  сессию ЗС. Споров вокруг поправок к закону не возникло.


Прежде чем перейти к «главному блюду» дня, депутаты очень быстро согласовали вынесение на рассмотрение сессии Законодательного собрания поправки к закону о территориальном фонде медицинского страхования. Председатель комитета Сергей Курилов даже не стал выходить на трибуну – все параметры и поправки были неоднократно рассмотрены, обсуждались с экспертами и представителями областного правительства, так что депутаты не стали оспаривать ни один из пунктов. Так же быстро прошло рассмотрение самого бюджета: председатель комитета зачитывал очередную поправку, называл автора, и депутаты дружно голосовали «за». Поправки, как правило увеличивающие размеры отчислений на ту или иную статью расходов, по сути лишь приводили текст бюджета в соответствие с договоренностями, которые были достигнуты между правительством и депутатским корпусом накануне прошлой сессии – тогда расходная часть бюджета была увеличена на 3 млрд рублей. Часть поправок носила редакционный характер, еще несколько приводили текст бюджета в соответствие с Бюджетным кодексом РФ.

Впервые депутаты споткнулись на поправке, которая предлагала списать задолженность перед областным бюджетом, накопившуюся у нескольких предприятий области. Министр финансов Алексей Зезуля пояснил, что долги эти «абсолютно мертвые»: областной бюджет выдавал кредиты юридическим лицам еще в 90-е годы, многие из них с тех пор прекратили свое существование, а с остальных взыскать эти долги невозможно по причине бедственного состояния. Депутаты готовы были согласиться, но попросили министра предоставить список предприятий, чтобы разобраться более тщательно.

 

 


Поправки, как правило увеличивающие размеры отчислений на ту или иную статью расходов, по сути лишь приводили текст бюджета в соответствие с договоренностями, которые были достигнуты между правительством и депутатским корпусом накануне прошлой сессии – тогда расходная часть бюджета была увеличена на 3 млрд рублей. Часть поправок носила редакционный характер, еще несколько приводили текст бюджета в соответствие с Бюджетным кодексом РФ.
 

 

На этом рассмотрение бюджета пришлось отложить, чтобы рассмотреть несколько связанных с ним законов, в том числе о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты и предоставлении налоговых льгот различным предприятиям. Вокруг этого закона, принимаемого каждый год параллельно с рассмотрением бюджета, постоянно возникают дискуссии между правительством и депутатским корпусом. В нынешнем году претензий к тексту было как никогда много: депутаты, поощряемые руководителями муниципальных образований, пытались доказать правительству, что положение муниципальных образований существенно ухудшится и многие попросту не смогут исполнять собственные полномочия. К очередной сессии список депутатов, выступающих с конкретными претензиями к правительству, пополнил депутат Павел Сумароков. Он направил руководству Законодательного собрания письмо с разбором бедственного положения города Усолье-Сибирское и просил пояснить, как городу жить в следующем году. Сергей Курилов заявил, что у него на руках имеется ответ коллеге Сумарокову, но зачитывать вслух не стал.

Поправки к закону о налоге на имущество организаций, расширяющие список предприятий, имеющих льготы, рассмотреть в «упрощенном» режиме не удалось. Депутат Юрий Фалейчик прервал попытку начать голосование вопросом к автору законопроекта депутату Алексею Соболю: если с компанией «Верхнечонскнефтегаз» ситуация понятна и прозрачна, то по другим компаниям, попадающим под действие закона, этого сказать нельзя. Депутат Фалейчик хотел бы услышать либо ответ правительства по этому поводу, либо выступление представителей компаний, добывающих энергоресурсы, чтобы понять, каковы перспективы сотрудничества правительства и явно не бедных нефтяных и газовых структур.

Заместитель министра экономического развития Андрей Пуцик напомнил депутатам, что со всеми компаниями, попадающими под действие закона, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве подписаны уже давно и стоит только сказать,  и соответствующую информацию депутатам тут же предоставят. Депутат Фалейчик пояснил свой вопрос: ему хотелось бы узнать, как изменится политика компаний после предоставления им льгот – что они сделают в ответ на щедрый жест областных властей.

– Общаться надо с партнерами, – назидательно сказал депутат Фалейчик, – они любят, когда с ними общаются.

Депутат Курилов поддержал коллегу и напомнил заместителю министра, что он сам написал соответствующее письмо еще в начале октября.

– Прошло 45 дней, – строго сказал Курилов, – миновали все сроки, а ответа нет. Завтра на сессии я буду говорить об этом в контексте исполнительской дисциплины в правительстве.

 

 


К очередной сессии список депутатов, выступающих с конкретными претензиями к правительству, пополнил депутат Павел Сумароков. Он направил руководству Законодательного собрания письмо с разбором бедственного положения города Усолье-Сибирское и просил пояснить, как городу жить в следующем году. Сергей Курилов заявил, что у него на руках имеется ответ коллеге Сумарокову, но зачитывать вслух не стал.
 

 

Сходные по сути претензии были высказаны и по поводу следующего закона – о внесении поправок в закон о пониженных ставках налога на прибыль предприятий, подлежащих зачислению в областной бюджет. Депутат Фалейчик готов был «обеими руками» проголосовать за внесение в список льготников «Саянскхимпласта», но никак не готов был согласиться с распространением льгот на компанию «Роснефть».

– У нас с ними даже договора о социально-экономическом партнерстве нет, – напомнил депутат.

С поправками согласились, но оговорку Фалейчика приняли. Выяснилось, что по поводу льгот есть собственное мнение и у правительства: Алексей Зезуля заявил, что выпадающие доходы для предприятий водного транспорта (Алексеевской ремонтно-эксплуатационной базы речного флота) составят в 2012 году 5 млн рублей, а в 2013 году – уже 50 млн. Депутаты уверяли чиновников, что работа предприятия имеет важное значение для местного населения, а поддержки со стороны государства нет никакой. Министр стоял на своем и утверждал, что раз уж по нефтяному комплексу можно рассматривать вопрос о каждом предприятии индивидуально, то и здесь можно применить тот же подход.

Депутаты тем не менее стояли как бетонные надолбы на пути танкового батальона. К дискуссии подключился даже депутат Анатолий Краснощек, который описал ситуацию с точки зрения транспортника и партнера речного флота: с проблемами северного завоза флот справляется все хуже, и без поддержки со стороны области ему предстоит только деградация. Представитель РЭБ, воспользовавшись предоставленным ему словом, заявил, что даже в правительстве нет согласия по поводу льготы – министр транспорта Петр Воронин, например, это предложение поддержал. Алексей Зезуля верить на слово отказался (в минфине, заявил он, такое письмо никто не видел), но все-таки чуть-чуть отступил – минфин готов рассмотреть предложение при условии проведения новых расчетов и предоставления документов, гарантирующих улучшение работы флота. В конце концов, льгота может быть введена и задним числом.

Видя, что спор зашел в тупик, Сергей Курилов предложил два варианта решения проблемы, но Зезуля сопротивлялся до последнего и выдвинул третий вариант: депутаты соберутся во время обеденного перерыва в день проведения сессии, еще раз обсудят ситуацию и вместе с правительством решат, как быть. Депутаты тут же провели голосование и приняли решение внести законопроект в неизменном виде.

– Вот и все споры, – не без удивления сказал Курилов Зезуле.

 

 


Всего депутаты рассмотрели и приняли – почти единогласно – 36 поправок к закону о бюджете. Наибольшие споры вызвали именно те темы, о которых правительство и депутаты спорили  в течение всего 2011 года: о компенсации расходов на пригородные перевозки и о расходах на ремонт и реконструкцию дорог. По первому пункту разногласия накапливаются: железнодорожники стоят на своих цифрах убытков, министерство финансов и правительство в целом – на своем, обе стороны ссылаются на службу по тарифам и отступать не намерены. Так ни о чем и не договорившись, депутаты передали соответствующую поправку на рассмотрение сессии.
 

 

Всего депутаты рассмотрели и приняли – почти единогласно – 36 поправок к закону о бюджете. Наибольшие споры вызвали именно те темы, о которых правительство и депутаты спорили  в течение всего 2011 года: о компенсации расходов на пригородные перевозки и о расходах на ремонт и реконструкцию дорог. По первому пункту разногласия накапливаются: железнодорожники стоят на своих цифрах убытков, министерство финансов и правительство в целом – на своем, обе стороны ссылаются на службу по тарифам и отступать не намерены. Так ни о чем и не договорившись, депутаты передали соответствующую поправку на рассмотрение сессии.

Второй спорный вопрос депутат Андрей Кайдаш с трудом выудил из текста поправки № 24. В ее девятистраничном тексте он сумел разобрать, что правительство предлагает урезать расходы на содержание дорог и профинансировать за счет вырученных средств другие расходы. Депутат Кайдаш напомнил министру финансов неоднократные обсуждения этой темы между правительством и Дорожной службой: существующий порядок выделения средств и проведения конкурсов на ремонт дорог настолько абсурдны, что область – которая и без того выделяет на содержание дорог меньше, чем все другие соседние регионы, – каждый год не успевает освоить выделенные средства и качество дорог становится все хуже.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии