Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Нарушителям спокойной жизни не будет

28 ноября, 2022


1п.jpg

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Иркутской области провел 22 ноября круглый стол, посвященный работе административных комиссий в муниципальных образованиях на территории региона.

Островки стабильности в нестабильном море

На территории региона в 42 муниципальных образованиях работают 166 административных комиссий. За три квартала 2022 года они рассмотрели около 9 тыс. протоколов об административных правонарушениях и взыскали с граждан штрафов на 6,11 млн рублей. Средства поступили в областной бюджет, но даже столь активная работа комиссий не устраивает многих руководителей муниципальных образований. Как сообщил председатель комитета, ведущий круглого стола Виталий Перетолчин, в его адрес поступили предложения по улучшению работы комиссий от всех муниципалитетов.

С основным докладом перед депутатами выступил руководитель Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области Петр Семенов. Он напомнил, что на обеспечение деятельности мировых судей в бюджете области на 2021 год было заложено 52,4 млн рублей, на 2022-й – 50 млн. Агентство занимается не только хозяйственно-административным обеспечением работы судей и организацией их взаимодействия с административными комиссиями и аппаратом уполномоченного по правам человека, но и повышением квалификации – организуют совещания, круглые столы, конференции.

По оценке Петра Семенова, в целом административные комиссии со своей работой справляются: повысилось качество работы с документами, публикации правовых актов, формирование административных комиссий. Из-за введения моратория на некоторые проверки в области уменьшилось, к примеру, количество штрафов за нарушения в благоустройстве территорий, а сумма штрафов в целом по области сократилась на 3 млн рублей по сравнению с 2021 годом и на 2 млн – по сравнению с 2020-м. Тем не менее проводятся проверки работы и целевого использования средств в муниципальных образованиях, нарушителям выдают замечания и предписания.

В некоторых городах области (например, в Иркутске, Братске, Тайшете) отмечено увеличение количества административных дел и, соответственно, рост нагрузки на секретарей административных комиссий. В связи с этим муниципалитеты обращаются с просьбами об увеличении финансирования работы комиссий и выделении дополнительных штатных единиц. Эту просьбу поддержала областная Ассоциация муниципальных образований (АМО), да и в самом Агентстве признают, что штатное расписание не изменялось уже 10 лет, хотя количество законов области, по которым протоколы составляют административные комиссии, значительно выросло. Агентство обращалось в министерство финансов Иркутской области с предложением об увеличении финансирования хотя бы в двух муниципалитетах, но пока в обоих случаях получило отказ.

Где пусто, а где густо

Если в Иркутске количество рассмотренных протоколов исчисляется сотнями, то в Эхирит-Булагатском районе есть комиссия, которая за 2020 год рассмотрела всего один протокол, а в 2021 году – девять. Немногим лучше обстоят дела в Тулунском районе – семь протоколов, в Зиминском – девятнадцать. Поэтому министерство финансов предлагает увеличить количество ставок в Иркутске, сократив их до 0,5 (полставки) в перечисленных районах, где административным комиссиям практически нечего делать. Есть целая серия таких же предложений по Братску и Листвянке, но Агентство понимает, что принятие столь сложных решений вызовет возражения со стороны мэров. Петр Семенов обратился к депутатам ЗС с просьбой помочь ему в принятии некоего общего решения, которое устроило бы все стороны.     

Депутаты и приглашенные на заседания комитета представители прокуратуры области отметили, что ситуация в таком виде выглядит крайне странно. С одной стороны, хочется все бросить и переехать жить в благополучные и дисциплинированные города и районы, где за год происходит от одного до семи правонарушений. С другой стороны, если четыре комиссии в Иркутске имеют по одному штатному сотруднику, каждый из которых готовит более тысячи дел в год, – о каком качестве решений можно говорить? Агентству по обеспечению деятельности мировых судей поручили подготовить дополнительные материалы, которые позволили бы судить о сложности рассматриваемых дел.

«Должны штрафовать, но не можем»

Участники круглого стола обсудили возможное количество дополнительных штатных единиц, долю взысканных штрафов и размер задолженности по ним, взаимодействие со службой судебных приставов и другими правоохранительными органами. Заместитель исполнительного директора Ассоциации муниципальных образований Ольга Шигаева поделилась с депутатами проблемой, ставшей крайне актуальной для многих муниципалитетов. По закону Иркутской области, ответственность за содержание домашнего скота несут собственники. Однако они часто пренебрегают буквой закона и просто выпускают животных искать корм на собственное усмотрение. Это часто приводит к конфликтам и другим проблемам, одной из которых стала неспособность административных комиссий составить протокол по всей форме и со всеми доказательствами.

Начать с того, что постановка на учет домашнего скота происходит практически по доброй воле в заявительном порядке – если скотовод не захочет, то доказать, что корова принадлежит именно ему, практически невозможно. АМО предлагает проводить дважды в год – весной и осенью – обходы с участием Службы ветеринарии, чтобы собирать и регулярно обновлять сведения о количестве животных. В закон области нужно внести дополнительные требования об обязательной маркировке животных, а заодно ужесточить штрафы для владельцев домашних животных. Тут, впрочем, предложение выглядит крайне смело, ведь речь идет о штрафах в размере 20–30 тыс. рублей – например, такой штраф вы можете получить за прогулку с собакой без поводка или намордника в общественном месте.   

К сожалению, люди иногда ведут себя хуже собак: в лучшем случае не идут на контакт с представителями административных комиссий, в худшем – ведут себя агрессивно. У членов комиссий нет ни полномочий, ни квалификации для задержания нарушителей, а полиция (в связи с большой нагрузкой) не всегда может предоставить сотрудника для участия в рейдах и фиксации нарушений. Некоторые протоколы (в том числе по такому крайне распространенному нарушению, как парковка на газоне) можно составлять только после проведения контрольных мероприятий и во взаимодействии с прокуратурой. Это сочетание бессилия и перегрузки снижает эффективность профилактических рейдов практически до нуля, количество нарушений растет и дальше по кругу… Есть хорошее средство для пресечения грубости и даже привлечения грубиянов к ответственности – видеофиксация и дополнительный протокол, но тут вновь встает вопрос: а за чей счет банкет? Кто оплатит камеру и оператора, кто оплатит экспертизу подлинности съемки, если граждане (подкованные в деле защиты своих прав) оспорят ее в суде? Каждый с виду простой ответ порождает новые сложные вопросы.

Скорректировать и доработать

Ольга Шигаева привела депутатам несколько примеров из областных законов, когда одни положения противоречат другим; статьи, которые обставляют процедуру составления протоколов неисполнимыми требованиями, а заодно и предложения АМО по исправлению – насколько это возможно с точки зрения муниципальных образований – ситуации к лучшему. К закону 173-ОЗ поправок набралось столько, что его, возможно, придется пересмотреть в целом. Для материального обеспечения работы комиссий местные органы власти предлагают выделить лимит ГСМ на очередной год, а для повышения квалификации членов комиссий провести дополнительный обучающий семинар.

Тут, впрочем, желания мэров расходятся с решениями Верховного суда РФ и правоприменительной практикой. Инициатива глав местного самоуправления вызвана жизнью, но попытка Республики Татарстан принять закон, схожий по смыслу с предложениями мэров Иркутской области, была пресечена на корню из-за противоречий с федеральными нормами. Мало кто знает, но в Российской Федерации до сих пор действуют никем не отмененные правила содержания домашних животных, принятые в 1980 году.

Участники круглого стола пришли к выводу, что проблемы, с которыми сталкиваются представители административных комиссий, абсолютно типовые. И для большинства из них уже наработаны непростые, но действенные способы решения. Поэтому депутаты, прокуратура и муниципальные образования составят сводную таблицу, в которой по каждой статье областного закона об административных правонарушениях будет дан обобщенный анализ – как часто встречается, что можно сделать, кто может стать союзником местных властей. Иногда местным властям следует даже заниматься пиаром – шире информировать граждан о количестве рассмотренных дел, о том, по каким статьям были наложены штрафы, и так далее.

Виталий Перетолчин высоко оценил состоявшийся диалог. Все участники, казалось бы, постоянно общаются друг с другом, но встреча на площадке Законодательного собрания позволила выявить проблемы, о которых знает одна из сторон, но не знает другая.

– Всю информацию по результатам круглого стола дополнительно проработаем на комитете, направим рекомендации в заинтересованные структуры. Нужно повысить эффективность работы административных комиссий, доработать нормативно-правовую базу, – подытожил обсуждение Виталий Перетолчин. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании круглого стола,
ведущий – Виталий Перетолчин 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии