Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Накопились разногласия

15 ноября, 2021


1ч.jpg

Комитет по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области провел 9 ноября очередное заседание. Председатель комитета Александр Гаськов поздравил коллег с окончанием «нерабочих дней», которые многие граждане перепутали с каникулами.  Депутат летал по личным делам в Москву и увидел, что все аэропорты битком набиты: все бросились в теплые регионы и страны. Так что депутатский запрос «О функционировании системы здравоохранения Иркутской области в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)», направленный губернатору Иркутской области, будет актуален еще очень долго…

Вопрос есть, но все решаемо

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области в связи с совершенствованием положений об индексации социальных выплат» комитет рекомендовал сессии, запланированной на 17 ноября, принять во втором чтении без изменений. Как сказано в комментарии к этому решению, речь идет о «единовременной денежной выплате к юбилейным датам со дня рождения, единовременном денежном пособии семьям работников областных государственных учреждений здравоохранения, погибших при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований». Всего депутаты предлагают скорректировать 27 областных законов, а сумма расходов может составить 54 млн рублей.

Поправки в закон «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Иркутской области», представленные министром социальной защиты Владимиром Родионовым, предусматривают приведение областного законодательства в соответствие с федеральными законами. Руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин внес на рассмотрение комитета законопроект о поправках в закон «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». Федеральное законодательство уточнило виды контроля за оборотом лекарств и применением цен на жизненно важные препараты, поэтому областной закон пришлось поправить в некоторых пунктах.

Комитет поддержал поправки и перешел к докладу министра экономического развития Натальи Гершун о проекте закона «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». Министр отметила, что Прибайкалье остается одним из передовых регионов Сибирского федерального округа и одним из доноров центральных регионов РФ в плане финансового и человеческого капитала. Правительство выделяет четыре приоритета развития: накопление человеческого капитала; создание комфортных условий для жизни; сохранение уникальной экологической системы региона; экономический рост и эффективное управление.

Наталья Гершун перечислила приоритеты инвестиционной политики (металлургия, фармацевтика, нефтегазохимия, освоение золоторудных месторождений) и назвала основную цель – повысить привлекательность области настолько, чтобы в рейтинге регионов подняться на 50 позиций, с 65-го до 15-го пункта. Для этого нужно 2,4 трлн рублей капвложений, зато область получит 26 тысяч рабочих мест и два триллиона в виде налоговой отдачи. Министерство предполагает, что при встраивании малого и среднего бизнеса не в сферу торговли, а в цепочки производства и экспорта продукции, количество субъектов малого бизнеса вырастет на 54 процента, а количество самозанятых – в девять раз. Параллельно промышленное производство в области должно вырасти в два раза, а объем экспорта – в полтора. Тут есть сдерживающие факторы: нехватка квалифицированных кадров, износ оборудования, зависимость от импортных технологий и другие проблемы.

Красота и реализм

Правительство выделяет в проекте стратегии семь опорных территорий, успех развития которых в значительной степени зависит от развития транспортного сообщения с отдаленными районами. Мамско-Чуйский район, по оценкам министра, развивать бессмысленно, население сможет найти работу только в Бодайбинском районе, поэтому бесперспективный район лучше всего расселить. Результатом реализации стратегии должна стать стабилизация численности области – она составит 2,4 млн человек, валовый региональный продукт превысит 3,1 трлн рублей, продолжительность жизни составит 82 года, а средняя заработная плата увеличится до 140 тыс. рублей. Стратегия предварительно согласована на федеральном уровне и поступила на рассмотрение Стратегического совета, сформированного правительством и Законодательным собранием.

Депутат Сергей Бренюк отметил, что для реализации стратегии к ее реализации нужно приступать уже сейчас, поэтому возникает вопрос: газификация юга области – это просто декларация или над ней идет реальная работа? Наталья Гершун заявила, что «на этом поле много игроков» и ясность со строительством трубопровода наступит к 2027 году. Александр Гаськов отметил, что стратегия выглядит очень красиво, но не слишком реалистично.

– Все показатели, о которых вы говорите, сейчас идут со знаком минус, а у вас резко все улучшается. Какими реальными делами вы можете подтвердить, например, обеспечение медицинскими кадрами? – спросил Гаськов у министра здравоохранения Якова Сандакова.

Министр неожиданно для депутатов сообщил, что это «не его стратегия» и он «не готов» ответить, но все-таки пояснил, что проблема с медицинскими кадрами общероссийская. На федеральном уровне ее решают, например, приглашением врачей в возрасте старше 65 лет вернуться с пенсии и «поддержать отечественное здравоохранение». Депутаты отметили, что в документ включены уже реализованные проекты, а также довольно странные предложения вроде развития лесопереработки в степном Усть-Ордынском округе. Депутат Артем Лобков отметил, что рост заработной платы в три с лишним раза даже за 15 лет означает рост примерно на 10 процентов ежегодно. Ни в одной отрасли таких перспектив не просматривается, а заработная плата в бюджетной сфере прямо зависит от средней заработной платы в промышленности.

Подводя итог, Александр Гаськов отметил, что проект стратегии был внесен правительством в 2020 году. Учитывая, что в министерстве экономического развития работают 96 человек, а полный текст стратегии составляет около 450 страниц, каждому сотруднику можно было поручить пересмотреть четыре с половиной страницы текста и скорректировать его в соответствии с реальностью. Наталья Гершун напомнила депутатам, что менять текст региональных стратегий по федеральному закону разрешается не чаще, чем один раз в три года. Принять стратегию нужно до конца года, и если это не случится, у области «начинаются проблемы»: регион входит в короткий список из всего четырех регионов, где на сегодня нет такого документа.

Сергей Бренюк согласился с тем, что стратегия нужна, и напомнил о первопроходцах, основавших Иркутск: «Получается, они зря сюда шли?». Поэтому, по мнению депутата, документ нужно направить на доработку и срочно принять. Александр Гаськов не согласился с отсылкой к советским планам и программам 1970-х годов, когда населенные пункты создавали рядом с месторождениями и не считались с расходами на содержание инфраструктуры. Сейчас, по мнению председателя комитета, возможно, гораздо экономичнее и выгоднее переселить жителей отдаленных населенных пунктов в крупные города, но и такое решение нужно проработать и включить в стратегию.

Артем Лобков поддержал председателя комитета и отметил, что в стратегии нет ни одного слова про ковид, хотя весь мир живет с ним уже два года. Более того, на встрече с министром по молодежной политике чиновники министерства отказались от части прописанных в стратегии мероприятий, потому что они «не нужны».

Комитет по здравоохранению и социальной защите стал первым комитетом ЗС, рассмотревшим стратегию, и депутаты предложили отправить документ на переработку.

Предложено отклонить

Проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» представила депутатам министр финансов Наталия Бояринова. Бюджет сохранит социальную направленность – основная часть расходов будет направлена на развитие образования, здравоохранения, социальное обеспечение.

Предварительно доходы Иркутской области в 2022 году составят 202 млрд рублей, расходы 211 млрд, дефицит – 8,7 млрд, государственный долг – 48 млрд. Поступления из федерального бюджета сократятся на треть – вместо 55 млрд, как в 2021 году, область пока может получить не более 39 млрд. Эти цифры не окончательные, потому что федеральный бюджет сверстан с профицитом и его рассмотрение еще не завершено. Депутаты задали министрам множество конкретных вопросов о строительстве радиологического корпуса областного онкологического центра, строительстве поликлиники № 8 в Иркутске и оснащении больниц в Усть-Илимском районе. Выслушав ответы министра здравоохранения, депутат Артем Лобков не сдержал эмоций и высказал пожелание, чтобы «в минздрав еще раз пришла прокуратура» с проверками – на этот раз из-за неисполнения на протяжении трех лет подряд обещаний по программе развития гемодиализа.   

– Я не понимаю, как мне голосовать за бюджет, если два года мы обсуждаем одно и то же и не знаем, как будем обеспечивать кадрами ФАПы. Хотелось бы услышать конкретные цифры по количеству денег и по количеству групп студентов, – заявил Артем Лобков.

Оценивая предварительные результаты обсуждения и рассматривая варианты голосования, депутаты пришли к выводу, что правительство не дало ни одного ответа на вопросы, которые звучали на площадках ЗС на протяжении двух лет.

– У меня нет возможности и настроения голосовать за бюджет, – высказал общее мнение Артем Лобков. Комитет рекомендовал сессии не принимать проект бюджета.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании парламентского комитета
по социальной защите и здравоохранению

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии