Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На земле, в небесах и в эфире

30 января, 2012

 

 

 

 

 

Петр Воронин, министр с самым широким кругом обязанностей (в его ведении находятся энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь), подвел итоги работы своего ведомства в 2011 году.

 

 

Все выше, и выше, и выше...

Если поднять аналогичные выступления министра в прошлые годы, то получится, что состояние жилищно-коммунального хозяйства у нас с каждым годом все лучше и лучше, — так же случилось и в прошлом году.

— Вы можете со мной поспорить, — заявил министр, — но факты свидетельствуют о том, что количество аварийных ситуаций неуклонно снижается.

В начале века в области происходило около 300 аварий в год.  Постепенно их количество снижалось, и в 2004 году был зафиксирован минимум — всего 80 аварий. В следующем году ужесточились требования к регистрации аварий, и к 2009 году их количество увеличилось до 270, причем большая часть произошла на электрических сетях. В 2011 году было зарегистрировано 214 аварий, причем 135 из них — на электросетях, всего 19 — на тепловых источниках и 33 — на сетях водоснабжения. Министр предположил, что и в ближайшем будущем электрические сети сохранят свое «первенство», а на исправление ситуации потребуется не менее пяти лет и 7—7,5 млрд рублей инвестиций ежегодно. Пока в бюджете области заложено 4,5 млрд рублей, хотя в 2010 году было более 5,5 млрд.

Очередная крупная авария могла случиться в поселке Радищево, Нижнеилимского района: в котельной один за другим вышли из строя два сетевых насоса (подающих воду из сетей в котельную, то есть работающих почти непрерывно). Однако организационными мерами удалось быстро устранить аварийную ситуацию и избежать разморожения жилых домов и социальных объектов.

— В 2003, 2005 или даже 2006 году это стопроцентно было бы разморожение, — признал министр, — но постепенно, видимо, меняется само коммунальное хозяйство.

Главным фактором, благоприятно повлиявшим на ситуацию, стала система опорных предприятий: на 14 территориях, где они работают, в 2010 году было зафиксировано 45 аварий и сбоев, а в 2011 году — всего 21. Министр выразил сожаление о том, что в прошлом году министерству не удалось «сработать с местной властью» Киренского и Бодайбинского районов, — в области могло бы быть уже 16 опорных предприятий.

Планы на 2012 год Петр Воронин озвучивал очень осторожно: хотелось бы создать еще две-три опорные территории, но у населения долг в 137 млн рублей перед крупнейшим из опорных предприятий — Облжилкомхозом. Расширение сферы деятельности грозит таким предприятиям дальнейшим ростом дебиторской задолженности, а население проблемных территорий и платит крайне неохотно — в поселке Янталь, который был «героем» тревожных публикаций весь прошлый год, население платит всего за 28 процентов от потребленных ресурсов. Зато в поселке Железнодорожном, где в момент прихода опорного предприятия собираемость составляла всего 32 процента, за два года она повысилась до 86 процентов.

Продолжается перевод мазутных котельных на более дешевые виды топлива — в Бодайбо в 2011 году были закрыты две котельные с общим потреблением 4200 тонн. Переведены на уголь и четыре электрокотельные, двенадцать электрокотельных полностью закрыты. Потребители подключены к другим теплоисточникам. В Усть-Куте открыта новая котельная, работающая на щепе.

В среднем в Иркутске одна гигакалория обходится потребителю в 860 рублей, самая высокая цена по области — 1350 рублей.  Для сравнения: в Улан-Удэ ее стоимость составляет 1360, а в некоторых районах Бурятия доходит и до 2900 рублей.

На возмещение разницы в тарифах бюджет области в 2011 году потратил 1,7 млрд рублей; в Бурятии эта строка бюджета составила всего несколько десятков миллионов; в Кемеровской области тарифы чуть выше, чем в Иркутске, но на возмещение расходуется 7 млрд, в Красноярском крае — 4,7 млрд. Такой экономический эффект дают 13 ТЭЦ, расположенных в Иркутской области «довольно рационально».

 

Вагон и маленькая тележка

Отношения правительства области с Байкальской пригородной компанией до сих пор не пришли к взаимоприемлемому результату. Расхождения есть по многим вопросам, но главный из них — объем компенсаций за перевозки. Пока стороны сошлись на том, что до 5 февраля служба по тарифам закончит проверку деятельности БПК в 2011 году и выдаст свое заключение об объеме средств компенсации. Областное правительство выделило на эти цели 348 млн рублей в 2011 году и запланировало 448 млн рублей на 2012-й, однако Восточно-Сибирская железная дорога просит дополнительно не менее 200 млн рублей.

— Никакой трагедии в прошлом году не происходило, не произойдет и в нынешнем, — заверил министр. — Мы не согласны с вашими требованиями, говорим мы железнодорожникам, и если вы не согласны — подавайте в арбитражный суд. Хочу напомнить, что в 2010 году железнодорожники просили 320—350 млн, мы заплатили 243. И вдруг в 2011 году появляется цифра в 700 млн — так, вообще-то, не бывает. Якобы затраты на инфраструктуру выросли в три раза. В 2011 году 90 процентов этих затрат возместил федеральный бюджет, пока неизвестно, сколько нам дадут нынче, но все говорят, что меньше, а в 2014 году затраты полностью лягут на областной бюджет. Мы планируем направить по этому поводу письма не только в федеральную службу по тарифам, но и в Министерство экономического развития РФ.

Авиационному транспорту правительство готовит большие перемены: существуют планы объединения всего аэродромного хозяйства в единый комплекс и двух из трех работающих в области перевозчиков — в единую компанию. Идея основывается на том, что компания «ЮтЭйр», как более крупная и имеющая поддержку Сургутнефтегаза, может себе позволить устанавливать низкие тарифы на свои маршруты, из-за чего компании «ИрАэро» и «Ангара» несут убытки.

В Бурятии и Забайкальском крае собственных перевозчиков вообще нет, и ситуация там может быть охарактеризована как плачевная. Если областные перевозчики не поддадутся на резоны правительства, точно такой же она станет и в Иркутской области — «ЮтЭйр», например, может в любой момент польститься на более выгодный рынок и уйти с территории области. Антимонопольная служба свое мнение еще не высказала: переговоры находятся в очень ранней стадии и на условия конкуренции никоим образом не влияют.

Аэропорты планируется объединить и создать на их базе казенное предприятие. В свое время частные собственники «спасли областную авиацию», и сегодня задача объединить их в единое предприятие представляется довольно сложной. Тем не менее правительство ищет пути реализации этих планов.  Состоялись две встречи с собственниками, но последние пока негативно оценивают предложенные им условия.

— Некоторые утверждают, — рассказал министр, — что вложили в свои объекты по 100 миллионов. Это понятно: каждый, кто купил за пять, хочет продать за восемь.

Правительство области вступило в переговоры с компанией «Ангара» и готовится средствами областного бюджета принять участие в приобретении в лизинг трех самолетов Ан-148 у компании «Ильюшин Финанс». Парк самолетов обновляется, но недостаточно быстро: если бы не решение правительства РФ перенести с 1 января на 1 июля 2012 года срок вступления в силу запрета на эксплуатацию самолетов Ан-24, Як-40 и некоторых других (пока на них не установят оборудование предупреждения о столкновении с землей), на местных рейсах летать было бы не на чем.

Решение о переносе сроков было обусловлено тем, что производители этого оборудования не успевали выполнить все поступившие заказы, однако Петр Воронин уверил, что областные перевозчики, у которых 23 такие машины, уже решили все технические вопросы, и к 1 июля устаревшие самолеты будут оснащены необходимым оборудованием.

Речной транспорт, представленный в области двумя ремонтно-эксплуатационными базами — Алексеевской и Киренской, по оценке министра, выходит из кризисного состояния.

У Киренской РЭБ в 2011 году как раз завершилась процедура банкротства, и в дальнейшем ситуация должна развиваться так же, как в 2011 году, когда все перевозчики увеличили объемы доставленных грузов на 14—25 процентов. В 2012 году ожидается большой рост грузопотока, связанный с началом освоения Чаяндинского месторождения газа, а также с открытием нового лесоперерабатывающего предприятия ТСЛК в Усть-Куте.

Автомобильные перевозки в области необходимо отрегулировать при помощи нового областного закона, проект которого подготовлен и будет вынесен на февральскую сессию. Принятие этого закона может встретить большие трудности, поскольку в конце 2011 года Верховный суд принял ряд решений, ограничивающих права регионов на регулирование этой сферы деятельности.

 

Цифры на экране и в семейном бюджете

В течение трех лет, с 2012-го по 2014-й, область должна будет полностью перейти на цифровое телевидение. Это «счастье» обойдется каждому жителю области в какую-то сумму из личного бюджета, потому что для приема цифрового сигнала потребуется новая коллективная антенна, а для каждого телевизора — специальная приставка стоимостью от полутора до трех с половиной тысяч рублей.

Можно, впрочем, отказаться от телевизора в пользу здорового образа жизни и заодно сэкономить на электроэнергии. В среднем по области энерготарифы выросли с 87 копеек в начале 2011 года до 2,2 рубля к маю, после чего они были снижены и в среднем по году один киловатт-час стоил 1 рубль 87 копеек.  В конце апреля область пережила пять дней отключения от электричества районов с населением в 1,2 млн человек, и все же в целом эта аварийная ситуация обошлась региону дешевле, чем Московской области знаменитые ледяные дожди.

Газификация области идет по-прежнему неспешно. В Братске были построены очередные три километра сетей, к которым подключили 79 домов. Для Братска были приобретены две газовые котельные и 16 автобусов, для Жигалово — одна котельная.

— Работа будет продолжаться в основном в Братске, — заявил министр, — на 2012 год изучается вопрос о замене котельной 45-го квартала на несколько локальных теплоисточников.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии