Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

МУПы Иркутска станут чище и прозрачнее

13 октября, 2020

9 из 15 муниципальных предприятий города находятся в предбанкротном состоянии

7 октября в пресс-центре «Интерфакс-Сибирь» прошел брифинг начальника управления финансового контроля администрации города Иркутска Натальи Воробель, на которой она рассказала о результатах проверок в муниципальных унитарных предприятиях (МУП) города.

Цель проверки

Управление финконтроля непосредственно подчиняется мэру областного центра и стоит на страже соблюдения законодательства. Наталья Воробель занимает свой пост с 15 июня 2020 года. В своей работе она придерживается федеральных стандартов, обеспечивая прозрачность контрольной деятельности. На официальном сайте администрации Иркутска уже размещен план работы органа. Ранее, с 2015 по 2020 год, планы официально не утверждались и не размещались. Управление планирует публиковать результаты своих проверок. Темой брифинга стали проверки финансовой деятельности в некоторых МУПах Иркутска.

– Через муниципальные предприятия администрация Иркутска, будучи собственником имущества, выполняет две важные задачи: решает проблемы местного значения (например, через МУП «Иркутскавтодор» обеспечивает содержание и ремонты автодорог, а через «Комбинат питания» обеспечивает школы и детсады горячими обедами) и наполняет бюджет (администрация имеет право на 30 процентов чистой прибыли МУПов). Эти задачи обусловливают важность здорового финансового состояния МУПов, – отметила Наталья Воробель.

Налицо прямая зависимость – насколько здоровы МУПы, настолько администрация обеспечивает своевременность и качество услуг населению. Именно поэтому федеральный законодатель решил уйти от понятия «плановая убыточность унитарных предприятий». Теперь, если МУП показывает плохие производственные показатели, учредитель должен разработать план оздоровления предприятия, а не узаконивать его убытки.

Тревожная арифметика

Анализ результатов работы МУПов Иркутска показал, что 9 из 15 предприятий такого статуса доведены до предбанкротного состояния, нарастили большую кредиторскую задолженность при отсутствии собственных денег для ее погашения.

Еще в 2017 году с прибылью сработали 10 предприятий из 15, в 2018 году – 8, в 2019-м – 6, а по итогам первого полугодия 2020 года только 5 из 15 МУПов показали прибыль.

В 2017 году с совокупным убытком в 195 млн рублей сработали «Иркутскавтотранс», «Комбинат питания», «Иркутскгортранс», «Иркутская аптека», МУ «Аварийно-ремонтное предприятие». В 2018 году убыток МУПов составил уже 217 млн рублей, а ряды убыточных пополнили «Горзелехоз» (16 млн рублей) и «ТеплоЭнергоСервис» (убыток более 89 млн рублей). В 2019 году убыток достиг 274 млн рублей, а в число убыточных попали также МУП «Центральный рынок» (2,7 млн рублей) и «Иркутскавтодор» (444 тысячи рублей).

В первом полугодии 2020 года убыточным стало и МУП «БТИ» (убыток 2,2 млн). Росли убытки в «ТэплоЭнергоСервисе» (плюс 6 млн рублей к такому же периоду предыдущего года), «Центральном рынке» (плюс 15 млн рублей), «Комбинате питания» (плюс 119 млн рублей) и «Иркутскавтодоре» (прибавка в 137 млн рублей).

Управление финансового контроля установило, что рост убытков МУПов в 2020 году стал в большей части не следствием рыночных отношений либо пандемии, а результатом непрофессиональной деятельности руководителей МУПов и их учредителей – структурных подразделений администрации. Проверки финансовой деятельности уже окончены на «Комбинате питания», «Иркутскавтодоре», «ТеплоЭнергоСервис» и «Центральном рынке».

МУП «Комбинат питания»

При проверке «Комбината питания» финансовый контроль выявил нарушения и ошибки в работе руководства, которые повлекли недополучение прибыли на общую сумму 50 млн рублей при росте кредиторской задолженности с 334 млн до 356 млн рублей.

12 млн рублей ушли на оплату больничных листов без предъявления их к возмещению из Фонда социального страхования (ФСС). Еще 12,4 млн рублей «Комбинат питания» потерял, оплачивая пени и штрафы за неисполнение условий контрактов. На судебных разбирательствах предприятие потеряло еще 1,3 млн рублей с учетом госпошлины. 

Кроме того, директор «Комбината питания» без согласования с департаментом образования выплатил работникам премию по итогам работы за 2019 год на общую сумму 24 млн рублей при том, что чистая прибыль предприятия за 2019 год была 25 млн рублей.

Между тем от родителей поступали жалобы, что в некоторых школах и детсадах Иркутска детей кормят гнилыми овощами и фруктами. За период с 30 апреля по 30 июня 2020 года утилизированы гнилые фрукты и овощи, возвращенные школами и садами, на сумму 387,4 тыс. рублей. По состоянию на 10 июля 2020 года на складе числилась продукция с истекшим сроком годности на общую сумму 935,3 тыс. рублей.

По мнению финконтроля, этот факт можно объяснить отсутствием у руководителя опыта работы на руководящих должностях на предприятиях общепита.

МУП «Иркутскавтодор»

Финансовое состояние «Иркутскавтодора» за 2019 год контролеры оценили как удовлетворительное. Однако на предприятии все же сложилось критическое финансовое положение – у МУПа недостаточно собственных оборотных средств, и это не позволяет ему участвовать в качестве подрядчика в аукционах на исполнение муниципального заказа. Руководство вынуждено привлекать кредиты для обеспечения заявок на участие в аукционах.

Основные убытки «Иркутскавтодор» несет от исполнения муниципальных контрактов с комитетом городского обустройства из-за превышения периодичности работ по содержанию и ремонту дорог. Реальная периодичность работ выше объемов, которые оговорены в муниципальных контрактах. Это касается, например, уборки снега. 

Есть и объективные причины – бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда для содержания автодорог города недостаточны, в результате дороги не соответствуют транспортно-эксплуатационным характеристикам. Муниципальные контракты покрывают расходы на содержание дорог только на 40 процентов. При этом комитет городского обустройства в силу бюджетного законодательства не может принять и оплатить объемы работ, которые выполнены сверх цены муниципального контракта. В 2019 году сверхконтрактные объемы уменьшили прибыль «Иркутскавтодора» более чем на 100 млн рублей.

В условиях дефицита средств Дорожного фонда необходимо определить приоритеты при выполнении работ – в первую очередь целесообразно проведение предупредительных работ, замедляющих процессы разрушения дорог: это заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

Кроме этого, в «Иркутскавтодоре» недостаточно техники для выполнения муниципальных заказов, поэтому предприятие вынуждено привлекать до 39 субподрядчиков и нести дополнительные расходы по аренде техники.

Финконтроль изучил причины возникновения у «Иркутскавтодора» в 2020 году убытков прошлых лет на 172 млн рублей. Эти расходы понесли 39 субподрядчиков во время исполнения муниципальных контрактов в 2019 году. По состоянию на 7 августа «Иркутскавтодор»  полностью погасил долги перед субподрядчиками на сумму 205,4 млн  рублей.

Наряду с этим «Иркутскавтодор» несколько лет привлекал для очистки и содержания озелененных территорий города субподрядчика, у которого есть признаки отсутствия активности и создания искусственного документооборота. Уставный капитал этой компании составлял 10 тыс. рублей, среднесписочная численность за 2019 год – три человека. Факт выполнения больших объемов работ силами трех человек требует дополнительной проверки компетентными органами. Общая сумма выполненных этой организацией работ составила 51 млн рублей.

МУП «ТеплоЭнергоСервис»

Финансовые контролеры выявили случаи, когда руководитель МУП «ТЭСИ» и учредитель теряли муниципальные заказы на сумму не менее 2,9 млн рублей – 10 детских садов и одна больница, которых ранее обслуживало предприятие, заключили договоры с другими организациями.

Например, один из объектов обслуживало микропредприятие с такими же видами деятельности, как и у «ТЭСИ», единственным учредителем и владельцем которого был действующий работник МУПа. К тому же «ТеплоЭнергоСервис» расходует по 500 тыс. рублей в год на содержание «Дома быта», хотя здание не закреплено в его хозяйственном ведении.

Кроме того, из-за ошибок и опозданий при подготовке иска в Арбитражный суд Иркутской области для защиты своих прав не решен вопрос по возмещению убытков в сумме 10,7 млн рублей по содержанию арестованного имущества – 2 тыс. тонн мазута, находящегося в резервуарах с 2018 года.

В нарушение законодательства МУП «ТЭСИ» без согласия комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) неправомерно заключило два договора аренды на общую сумму 9,2 млн рублей на системы теплоснабжения, которые были в муниципальной собственности города Иркутска.

Кредиторская задолженность МУПа поставщикам топочного мазута выросла до 140,5 млн рублей. При расчетах с четырьмя поставщиками за поставленный мазут в 2020 году прослеживался неравный подход к поставщикам.

«УКС города Иркутска»

В акционерном обществе «УКС города Иркутска» (Управление капитального строительства) прошла не финансовая, а аудиторская проверка соблюдения законности финансово-хозяйственной деятельности в период с 2015 по 2019 год. Все факты говорят о возможном создании схемы незаконного вывода порядка 92 млн рублей под видом проведения культурно-досуговых и имиджевых мероприятий и комплексных рекламных услуг. Выявлены также факты неправомерного начисления премии генеральному директору в 1,6 млн рублей и стимулирующих выплат сотрудникам на 23,7 млн рублей.

Кроме этого, были случаи выдачи займов поставщикам и подрядчикам, а также необоснованной выдачи авансов. В результате «УКС города Иркутска» находится в предбанкротном состоянии с убытками в 145 млн рублей.

Итоги и перспективы

Администрация Иркутска после выявления и изучения причин убыточности МУПов начала проводить новую политику и выстраивать новую практику взаимодействия с ними. Так, заменены руководители в МУП «Иркутскавтодор», «Центральный рынок», «ТЭСИ» и других предприятиях. Идут мероприятия по оздоровлению финансового положения МУПов, в том числе с привлечением кредитов на покрытие кассовых разрывов.

Единственным учредителем всех МУПов определен комитет по экономике, что позволит проводить единую системную политику по оздоровлению. Ранее каждый учредитель делал все по-своему.

Виктор Лучкин, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии