Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Монгольская империя: меньше, чем кажется

22 марта, 2021

Просветительский проект Иркутского государственного университета «Научные Weekend'ы» продолжает седьмой сезон. Его седьмая (по совпадению) лекция была посвящена теме «Монгольская империя и северная периферия (по письменным и археологическим источникам». Лектор доктор исторических наук Артур Харинский представил слушателям рассказ о событиях, которые довольно слабо описаны в школьном курсе истории, хотя и имели большое значение для развития нашей страны, включая Прибайкалье.

Кому периферия, а кому и центр

Термином «северная периферия Монгольской империи» ученые описывают южную часть Сибири и восточную часть Европы – то есть значительную часть современной Российской Федерации, ее наиболее развитые и заселенные территории. На пике своего могущества в 1208–1368 годах Монгольская империя контролировала территорию от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе – это была одна из самых больших империй в истории человечества.

– Влияние, которое оказали монголы на народы, проживавшие на этой территории, огромно, – отметил Артур Харинский. – Многие государства при формировании империи Чингизидов прекратили свое существование, но это один из процессов, без которых история не бывает. В то же время происходили мощные миграции с востока на запад и в обратном направлении, активно развивалась торговля, формировались новые культурные центры.

Наиболее существенным культурное влияние монголов стало именно на северной периферии империи, где проживали местные сообщества, стоявшие на более низкой ступени развития. Факторами, усиливающими культурное воздействие, историки считают присутствие на конкретной территории самих монголов как носителей новых культурных традиций; вхождение территории в состав областей, непосредственно контролируемых монголами; схожесть культуры местных жителей с культурой завоевателей-монголов.

1м.jpg

Иркутская область, как и Бурятия, Забайкальский край и ряд других регионов нынешней РФ, находилась на той окраине Монгольской империи, которые соответствуют этим условиям. Но насколько далеко на север распространялось влияние монголов? Письменными источниками по этому периоду являются «Сокровенное сказание монголов», записанное во времена хана Удэгея в 1240 году, и «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, завершенный в 1310 году. Чтобы описать область расселения монголов до формирования державы Чингизидов, ученым приходится начинать с определения – кто же такие монголы? В самом широком смысле это собирательное название близких по культуре монголоязычных общностей в Центральной Азии; в более узком значении – ядро будущего монгольского народа, за которым это название закрепилось в XII веке.    

Формирование монголов началось в местности Эргене-кун, которую современные историки находят в долине реки Аргуни, вокруг ее правых притоков и отрогов Большого Хинганского хребта. Именно эти места описаны в монгольских легендах, которые зафиксированы в обоих письменных источниках. Дальнейшее формирование народа происходило в так называемом Трехречье – районе между долинами рек Керулен на юге и Онон на севере. По легендам, происходило это в конце Х – начале XI века, хотя есть данные, что происходило это переселение еще на 100–200 лет раньше. Есть данные, что Эргене-кун, напротив, находилось западнее Трехречья, и, по мнению Артура Харинского, едва ли удастся достоверно определить, где же находилась мифическая прародина монголов.

По тем же легендам, основой монгольского народы были племена нукуз и кият, а легендарными предками будущего основателя империи считаются Борто-Чино и его жена Гоа-Марал, которые ушли из Эргене-кун. На протяжении какого-то времени эти племена кочевали в Центральной Азии, пока не остановились в верховьях Онона. Вождем монголов в тот период был Добун-Мэрген, два сына которого основали племя дарлекин, а три сына его вдовы, родившиеся уже после смерти вождя от некоего духа, являвшегося к ней в образе молодого юноши, основали племя нирун. Имена вождей и даже примерные даты их жизни известны: Хабул-хан (1101–1148), Есугей (умер в 1171 году) и Темуджин (Чингисхан) (1162–1227).   

К племенам, вошедшим в державу Чингисхана, относят баргут, кори, тулас, ойрат, тумат, меркит и многие другие. В письменных источниках нет достоверной привязки к местности, где обитали эти племена: топонимы либо сменились за прошедшие века, либо вообще не упоминаются. Поэтому историкам для хоть какой-то привязки приходится ориентироваться на страну Баргуджин-Токум, упомянутую в обоих источниках, а также на указания летописцев – такой-то народ жил в самой стране, такой-то – рядом с ней. Считается, что Баргуджин-Токум прилегала с востока и запада к озеру Байкал и доходила на севере до долины реки Баргузин. Однако есть и другие версии, оценивающие границы этой области гораздо шире – вплоть до озера Хубсугул и Восточного Саяна, причем каждый исследователь приводит определенные доказательства, а окончательное решение вряд ли будет найдено.

Еще при жизни Чингисхан разделил свою державу между сыновьями своей старшей жены. Коренной улус достался сыну Толую  – в него входила как раз современная Монголия и частично южная Сибирь до Алтая. С юга к этому району примыкали территории, находившиеся под личным управлением великого хана, – это был северный Китай, которым управляли при жизни Чингисхана его младшие братья. Это была родина монголов, которую они считали исконно своей территорией. Чтобы определить северную границу этого района, письменных источников уже недостаточно, и приходится опираться на данные археологии.

2м.jpg

Что скрывает земля

У монголов, как и у других кочевых народов, не было долговременных поселений, поэтому могилы – основной источник информации для археологов. Захоронения, особенно вождей и других важных людей, говорят специалистам о культуре народа, населявшего территорию, так же точно, как если бы это был рукописный текст. Для определения народа археологи обращают внимание на способ захоронения (оставление тела целым или его кремация), положение тела (в земле, на поверхности, на помосте), форму могильной конструкции, ориентацию тела по сторонам света, погребальную конструкцию (гроб, колода, рама) и сопровождающий инвентарь и пищу.

Детство Чингисхана прошло в долине реки Онон, эта местность считается центром формирования монгольского народа, поэтому археологические материалы из этой долины имеют первостепенное значение для ученых. В настоящее время археологам известны и лучше всего исследованы могильники Чиндант, Малая Кулинда и Улан-Хада 3. Раскопки могильника Кулинда вел российский археолог Евгений Ковычев, который доказал единство культуры и на основании письменных источников предположил, что это могилы именно монголов XIII–XIV веков.

Захоронения такого же типа (получившие в науке название саянтуйские) обнаружены в степных районах Прибайкалья: Тункинской долине, на Ольхоне, в долине Селенги и Баргузина. Монгольский погребальный ритуал имперского периода предполагал несколько обязательных элементов: могильная яма с вертикальными стенками; каменная надмогильная кладка круглой или овальной формы; индивидуальное захоронение; трупоположение, вытянутое на спине, руки вдоль туловища; внутри могилы – деревянная конструкция (колода, рама, ящик); ориентировка головой на северо-восток; наличие в погребении костей овцы (голень, лопатка, позвонки). Набор вещей в мужских и женских могилах существенно различается: мужчине укладывали элементы упряжи, женщине – иголки, зеркала, котелки. Однако к этому же периоду археологи относят и могилы агинского типа в Приольхонье и на юго-западе Байкала, которые отличаются по целому ряду признаков – например, они ориентированы на восток и даже на юго-восток; при захоронении использовалась береста, а сами могилы обкладывали каменными плитами.

 – Эти различия можно объяснить по-разному, в том числе тем, что это были захоронения не самих монголов, а одного из монгольских племен, которое оказалось на западе Байкала в результате миграционных процессов при образовании империи, – считает Артур Харинский. – Например, Чингисхан регулярно совершал походы против меркитов, из-за чего они вынуждены были покинуть свою родину и ушли в более безопасные районы. А уйти меркиты могли только на запад.

На территории Предбайкалья встречаются погребения и другого типа – так называемые усть-талькинские. Они распространены в районе среднего течения Ангары и на Лене, тела ориентированы головой на северо-запад, рядом с умершим обязательно похоронена лошадь, корова или овца. Все остальное очень похоже на классические захоронения монголов имперского периода, но захоронение скота было распространено у народов тюркоязычных, проживающихх в районе Оби. Поэтому ученые предполагают, что это были могилы под большим влиянием монголов, но все-таки тюркские.

В более западных районах, которые в империи Чингизидов назывались улус Джучи, а в российской истории известны как Золотая Орда, войско включало уже не только монголов, составлявших в армии скорее меньшинство, но и многочисленных представителей покоренных народов. Эти народы приняли у монголов многие традиции, в том числе и похоронные обряды: умершего хоронят в деревянной конструкции (колода, гроб или рама); вместе с умершим кладут пищу (лопатка, нога или ребра овцы); покойник ориентирован на север; над могилой устроена каменная конструкция. До прихода монголов ничего подобного в этих районах не было. Ученые отмечают, что часть похоронных элементов (вырезанные из бронзы идолы или особые шапки-бокки) встречается редко и вскоре такие захоронения растворяются среди массы половецких захоронений.

Лишь два захоронения, близких к саянтуйскому типу, найдены в долине реки Дон – это могильник Олень-Колодезь, исследованный в 2000 году, и Высокая Гора. Могильник Олень-Колодезь очень похож на могильник Урд Хяр 1 севернее озера Хубсугул, исследованный группой Артура Харинского в 2019 году. Хотя Олень-Колодезь по набору инвентаря стоит отнести скорее к элитному, набор инвентаря практически полностью совпадает с набором из Урд Хяра. Исследователи уверены, что захоронения монголов в Восточной Европе практически всегда будут именно элитными: если воин задержался на этой территории настолько, что даже умер здесь и был захоронен с соблюдением обрядов далекой родины, то это означает, что он был крупной фигурой – возможно, ему в управление была отведена большая территория. Большинство рядовых воинов после завершения похода на запад вернулись на родину, и это можно проследить по трофеям, которые были положены в их могилы и могилы их жен.

3м.jpg4м.jpg

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Иллюстрации из презентации Артура Харинского

Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии