Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Модернизация — значит, улучшение

18 апреля, 2011

 

Учителям Приангарья рассказали об их будущем

15 апреля в иркутской гимназии № 2 состоялась совместная пресс-конференция председателя областной организации профессионального союза работников науки и образования Юрия Бакштановского, министра образования Иркутской области Виктора Баска и председателя комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Ирины Синцовой, посвященная инициативе председателя правительства Российской Федерации, лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина по повышению заработной платы учителям.

Ирина Синцова, работающая в депутатской фракции «Единая Россия», рассказала собравшимся на мероприятии учителям, что инициатива председателя правительства обсуждалась 11 апреля на коллегии Министерства образования РФ, участниками которой были все три гостя гимназии № 2. По итогам этого совещания было принято решение о постепенном повышении заработной платы учителя до уровня средней зарплаты в экономике региона.

Система выделения средств из федерального бюджета на эти цели оказалась слишком сложной, и Ирина Синцова не стала рассказывать о ней в деталях, пояснив лишь, что в течение нескольких дней регионы должны подать в федеральное правительство свои предложения по реализации проекта, для чего в области созданы несколько рабочих групп, которые будут обсуждать предложенный проект и подавать предложения на следующий уровень.

Проект рассчитан на 2011—2013 годы, увязан с механизмами перехода на новую систему оплаты труда в сфере образования и учитывает многие факторы повышения качества образования — в том числе улучшение качества материально-технической базы и профессионального уровня педагогов.

Министр образования Виктор Басюк пояснил, что проект предполагает разделение полномочий: регион берет на себя повышение заработной платы учителям, а федеральное правительство — совершенствование материально-технической базы.

По итогам 2010 года средняя заработная плата учителя в области составила 14 275 рублей, а средняя зарплата в экономике — около 22 тысяч рублей. Виктор Басюк напомнил, что переход на новую форму оплаты труда уже предполагал рост фонда заработной платы, но в ней был сделан акцент на повышение доходов молодых учителей и технических работников школ.

Инициатива, которую министр предложил обсудить учителям, касалась уже всех. Оклад учителей 4-го квалификационного уровня предполагается увеличить с 3740 до 4500 рублей, будет изменен порядок исчисления должностного оклада — в том числе при работе в сельской местности. Компенсационный коэффициент при наличии квалификационной категории будет увеличен — для 1-й категории, например, до 30—50 процентов. Министр предупредил, что гонки за категориями не будет, — учитель сначала должен будет подтвердить высокое качество своей работы, причем делами — теми же победами учеников в олимпиадах.

Переходя к вопросу улучшения материальной базы, министр рассказал, что сейчас она в области не достигает и 500 рублей на одного ученика в год. В рамках новых инициатив правительства РФ пройдет обновление компьютерного парка (который весь морально устарел), особое внимание будет уделено сельским и малокомплектным школам — они должны не столько сохранять сельское население (как это происходит сейчас), но в первую очередь давать знания.

— Двойная тяга регионов и федерального правительства, —заявил в завершение своей речи министр образования, —позволит нам решить задачи модернизации образования.

Юрий Бакштановский начал свое выступление с того, что инициативы правительства не свалились с неба, а стали результатом многолетней борьбы профсоюзов и учителей за свои права. С 2008 года в Иркутской области зарплата не только у педагогических работников, но и у всех бюджетников не повышалась и очень сильно отстала от уровня средней зарплаты в экономике региона.

По данным профсоюзов, оценки зарплаты учителей, приведенные министром, сильно завышены, и в реальности нужно повышать зарплату учителей практически в два раза.

Юрий Бакштановский хоть и поддержал в целом все направления повышения уровня жизни учителей, но высказал определенные опасения по поводу воплощения инициатив правительства в жизнь — хотелось бы, отметил глава профсоюза, чтобы все это было не только словами, а подкреплялось документами и твердо установленными сроками реализации. Большое значение имеет и повышение уровня зарплат работников дошкольного и дополнительного образования.

Виктор Басюк сообщил, что, по предварительным расчетам, на повышение зарплаты учителям (а их в области 21 800) потребуется от миллиарда рублей в 2011 году и более 2,5 млрд — в 2012-м. На улучшение материально-технической базы —опять же по предварительным расчетам — в 2011 году ожидается 381 млн, в 2012-м — более миллиарда рублей, но для этого нужно сначала заключить соглашение между правительством области и Министерством образования РФ. Для сравнения: за весь 2010 год из бюджетов всех уровней на материально-техническую базу школы области получили около 300 млн рублей.

Министр пояснил, что в том случае, если регион уже достиг нужного уровня доходов учителей, он может повысить им зарплату выше среднего уровня по региону — и в таком случае федеральное правительство даст дополнительные средства на строительство и реконструкцию школ.

Учителя гимназии решили тоже принять участие в разговоре, и один из учителей поинтересовался у министра, что он будучи заслуженным учителем должен сделать, чтобы получать зарплату не 9900 рублей, как у него сейчас, а хотя бы ту «среднюю», которую назвал министр. По мнению учителя, государство должно повернуться лицом к школе и создать благоприятный имидж учителя. Чтобы стать настоящим учителем, нужно не менее 15 лет стажа — то есть молодые учителя, даже придя в школу в этом году, получат приличную заработную плату еще очень нескоро.

Министр согласился с большинством доводов собеседника, но уверил, что государство думает об уровне жизни учителя и с каждым днем — все больше. С другой стороны, заметил Виктор Басюк, 40 процентов учителей не владеют компьютерными технологиями, а дети другие уже не воспринимают.

— Нельзя иметь высшую категорию, — отметил министр, — если вы не повышаете квалификацию, если не овладеваете новыми технологиями.

Учителя ответили на это, что даже в Иркутске нельзя попасть на курсы повышения квалификации. Министр признал проблему, но переадресовал ее институту повышения квалификации, который делает упор на курсы по психологии преподавания, а не по методикам по конкретным предметам.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии