Современное эхо «Несовременного концерта»
24 июня в Иркутске стартовал гастрольный тур Школы-студии Московского художественного академического театра (МХАТ) под названием «Молодой МХАТ — Сибири». Эту программу реализует благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» совместно с индустриальной компанией «En+group» в рамках направления по поддержке творчества и театрального искусства.
Посмотрим друг другу в глаза
Приветствуя зрителей, ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России, известный актер кино и театра Игорь Золотовицкий сказал о том, что очень рад приезду в Иркутск:
— Мне очень нравится приезжать сюда, здесь особая аура притяжения, замечательные театральные традиции. Буду рад, если наши ребята и те зрители, что пришли на спектакль, поймут что-то большее друг о друге, потому что одно дело говорить и ругать молодежь, что она пассивна, непатриотична и прочее, и другое дело — увидеть все-таки за словесным мусором и поверхностными суждениями истину, правду, то, что есть на самом деле. А для этого нужно просто посмотреть друг другу в глаза. С чем-то можно согласиться, с чем-то нет, но это будет честно. Я приветствую всех вас в этом зале, мы благодарны, что вы изъявили желание и пришли познакомиться с нашими ребятами, с их новой работой. Я благодарен фонду Олега Дерипаски, что в наше жесткое, кризисное время находятся средства, чтобы такие гастрольные поездки можно было осуществлять, потому что, понятно, Школе-студии это не по силам. Надеемся, что и в дальнейшем наши встречи будут продолжаться.
«Битлз», «Кубанские казаки» и другие
В рамках гастрольного тура были проведены мастер-классы и прослушивания желающих поступить учиться на сцену знаменитого вуза, но, к сожалению, таких самородков здесь не нашли, хотя прослушали до 90 человек.
На сцене иркутского ТЮЗа имени А.Вампилова третий актерский курс Школы-студии МХАТ, художественным руководителем которого является заслуженный деятель искусств РФ Виктор Рыжаков, показал спектакль «Несовременный концерт».
— История создания спектакля начала складываться за несколько лет до премьеры, — сказал Виктор Анатольевич. — Еще на первом курсе мы вместе со студентами сформулировали для себя задание: познакомиться с людьми преклонного возраста и постараться вывести их на откровенный разговор о себе, о жизни, о любви, о друзьях, вообще об их мироощущении. Нам хотелось понять, что в человеке остается и живет до самой старости, а что уходит безвозвратно, какие ценности для них незыблемы и что трансформируется в иные формы или исчезает. В итоге разговоров, интервью, дневниковых записей, наблюдений и встреч с разными людьми родился пронзительный спектакль, в котором живут и вспоминают о потерянной стране, о детстве, о войне, о родителях живые люди, в основном те, кому далеко за 80… Что они думают, о чем говорят, что их заботит.
Студенты смогли каждый рассказ наполнить своим личным отношением, своим участием, проникновением в судьбу того или иного пожилого человека. Конечно, 20-летним играть стариков — задача непростая, причем играть, не скатываясь на копирование или подражание, но только за счет внутреннего проживания, наполнения образом, своего личного отношения. Спектакль получился отличный. И не надо никаких патриотических лозунгов и воззваний о любви к стране, к людям, к человечеству, не надо никого тыкать носом, мол, почему молодые такие невнимательные.
Достаточно посмотреть такой вот спектакль молодому человеку, и он все поймет и про свою страну, и про ее историю, и про ее прекрасные и трагические стороны. Сама форма спектакля достаточно ярким и доступным языком все это объясняет. При том, что в нем столько драйва, столько энергии, столько мощи внутренней, что люди выходили и еще какое-то время находились во власти этой молодой энергии. И рок-н-ролл, который студенты танцуют в финале, и джазовые импровизации, и «Битлз», и фрагменты из легендарных фильмов «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки», и элегический «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна, и ритмы современной улицы. И на фоне всего этого щемящие и пронзительные человеческие судьбы — все тут было к месту, все как-то органично переплеталось и связывалось между собой, все состыковывалось и аккуратно переходило одно в другое, без швов. Раны и рубцы оставались внутри, в судьбах людей, о которых нам рассказали. После таких спектаклей становится ясно, для чего же в жизни театр. Да чтобы просто жить и любить жизнь!
По-прежнему лучшие
На спектакле, а их было всего два, и оба раза зал просто стонал от восторга, аплодируя и отбивая ладони. Успех полный. Уровень и планка мастерства — высочайшие. Школа-студия МХАТ по-прежнему остается одним из лучших театральных вузов страны.
Далее гастрольный тур мхатовцев лежит в Красноярск и Абакан.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото из архива Иркутского областного театра
юного зрителя имени А.Вампилова
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.