Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы будем жить теперь по-новому

23 декабря, 2013

 

Коммунальные услуги: итоги-2013 и перспективы-2014

 

Министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Евгений Селедцов провел итоговую пресс-конференцию, в ходе которой подвел черту под сделанным в 2013 году и рассказал о создании в области новой структуры для управления специальными финансовыми фондами.

Главным итогом работы министерства в 2013 году Евгений Селедцов считает успешную подготовку к отопительному сезону. Работа началась уже в первый рабочий день наступившего года — 7 января состоялось первое совещание, в феврале было первое совещание с мэрами, в мае подписано распоряжение правительства о начале подготовки к зиме, и в сентябре, местами досрочно, начался отопительный сезон. В первую очередь этому способствовал своевременный завоз топлива в северные районы, что было непростой задачей: уровень воды в Лене упал, и министру пришлось провести почти два месяца в Усть-Куте. В 2013 году была открыта станция очистки воды в Бодайбо и – только что — новый канализационный коллектор в поселке Маркова. Завершено строительство внутрипоселковых газовых сетей в Жигалово – теперь можно разводить газ по домам. Весь год министерство работало с Газпромом, и сейчас у министра есть надежды на развитие газовой отрасли в Братске, в том числе строительства теплоисточников на газе на левом берегу Ангары. Проведена большая работа, посвященная строительству газопровода до Усть-Кута, где уже в 2015 году может начаться строительство местных сетей и тепловой станции на газовом топливе.

От темы газа министр логично перешел к теме электроэнергетики: газовая Ленская ТЭС в Усть-Куте может стать одной из самых мощных электростанций в области и перевести на новый уровень все энергоснабжение северных районов области. Правительство добилось включения более чем 30 объектов электроэнергетики в программу развития Сибири и Дальнего Востока, объединив эти объекты в две группы — Иркутской агломерации и северных территорий.

— Идут работы по решению проблемы энергодефицитности Бодайбинского района, в первую очередь — строительство ЛЭП 220 киловольт, — пояснил министр. — Завершение этой стройки позволит полностью решить проблему энергоснабжения в наиболее сложный зимний период. Системно идет работа по строительству ЛЭП Усть-Илимск — Усть-Кут — Таксимо — Чара. Мы передадим мощность в Бодайбинский район и в соседние регионы — Республику Бурятия и Забайкальский край, где буксует строительство медных месторождений и горно-обогатительной фабрики.

Важнейшим новшеством 2014 года станет введение единых нормативов на коммунальные услуги, которые будут установлены областным правительством, а не руководством муниципальных образований. Расчеты размера нормативов будет выполнять региональное министерство жилищной политики, и это, как полагают в федеральном правительстве, станет спасением от присущего некоторым мэрам популизма — установить для своих избирателей норматив пониже, а потом получать компенсации из областного бюджета. Новый порядок вычисления тарифов будет лучше хотя бы тем, что он в принципе будет подкреплен расчетами, — сейчас в некоторых муниципальных образованиях граждане платят за 0,8 кубометра воды при реальном потреблении 3 кубометра.

Малоимущие граждане, как и прежде, будут получать субсидии и компенсации из областного бюджета, но это, отметил Евгений Селедцов, уже вопрос министерства социальной защиты.

Иркутская область имеет на своей территории более 55 млн квадратных метров жилья. Для того чтобы одномоментно отремонтировать все дома, требующие капитального ремонта, потребовалось бы от 130 до 170 млрд рублей. В последние несколько лет, с 2008 по 2013 год, области удалось аккумулировать на эти цели около 4 млрд рублей в месяц, причем большая их часть поступала из федерального бюджета.

— Большинство таких домов в области не ремонтировались по 30—40 лет, хотя нормативный срок составляет 25 лет, — отметил министр. — Нужно понимать, что все эти цифры относительные. В список на проведение капитального ремонта попадают дома с износом от 30 до 70 процентов, если износ выше — дом попадает в список ветхих или аварийных, и жителей такого дома нужно просто расселять. С 2012 года формула оказания помощи из федерального бюджета изменилась: очень небольшая сумма будет выделяться на ремонт, большая — на расселение. Если в 2014 году на ремонт мы получим 187 млн рублей, то на 2015 год — 78 млн, а на 2016 год — ноль. Такова позиция государства: граждане могут иметь в собственности квартиры, но они должны нести за них ответственность.

Проект регионального закона о капитальном ремонте был готов в апреле 2013 года, а в окончательном виде он будет принят на последней в этом году сессии Законодательного собрания 25 декабря. Все это время потребовалось для согласования параметров закона, в том числе и с прокуратурой. Сложность, по словам министра, состояла в том, что речь в законе идет о денежных средствах граждан, и важно было «не допустить баловства в этом вопросе».

Главный принцип сформулирован коротко и ясно: собранные по статье «капитальный ремонт» средства могут быть потрачены только на капитальный ремонт. Счет можно открыть только в солидном финансовом учреждении с приличным уставным капиталом (время фирм-однодневок с уставным капиталом 10 000 рублей прошло, будем надеяться), программа капитального ремонта рассчитана на 30 лет, управляющие компании доступа к этим средствам не получат. На территории области уже имеются 14 572 дома, требующих капитального ремонта, и сейчас из них нужно будет составить очередь.

— Правительство области в соответствии с федеральным законодательством готовит расчет минимального взноса на ремонт дома, — пояснил министр. — Пока федеральным законодательством для Иркутской области установлен норматив 8,1 рубля с квадратного метра общей площади в 2014 году; затем 8,7 рубля в 2015 году. Но еще раз подчеркну: размер окончательно будет установлен постановлением правительства Иркутской области.

По предварительным расчетам министерства жилищной политики, в год на территории Иркутской области можно будет собрать (с учетом неплатежей и прочих обстоятельств) до 2,5 млрд рублей. Очевидно, что при нынешнем уровне общественной активности многие жилые дома не смогут организовать общие собрания и определить форму управления аккумулированными на их «территории» средствами, и они уйдут под управление регионального фонда. Деньги, что немаловажно, закрепляются за квартирой, а не за гражданином, так что вскоре у риэлторов появится дополнительный критерий оценки квартиры: стабильно ли платил ее прежний владелец взносы на капитальный ремонт и какова сумма на счету дома вообще? Евгений Селедцов не устает повторять в разных аудиториях и при разных обстоятельствах: более организованные жильцы, объединившиеся в товарищество собственников, получат определенное преимущество перед теми, кто не желает ходить на общие собрания и задавать вопросы. Например, вопрос о сумме, накопленной на специальном счете жилого дома.

Для управления этим капиталом разработана областная структура, в которой поначалу будет 84 штатные единицы (сопоставимо с некоторыми областными министерствами), а впоследствии штат придется увеличить. Евгений Селедцов оценивает объем необходимой работы как очень большой — и с учетом огромной территории области, и с учетом накопившихся проблем. Одновременно вырастут и расходы на содержание этой структуры, которые пока оцениваются в 34 млн рублей в год.

Возможно, что в первое время работы фонда взносы на капитальный ремонт придется платить и такому специфическому собственнику, как муниципальное образование, – далеко не все квартиры в многоквартирных домах приватизированы, а с точки зрения закона все собственники равны между собой. Евгений Селедцов не затрагивал этот вопрос, но вполне можно предположить, что некоторым муниципалитетам это окажется не по карману, потому что их бюджеты и без того имеют большой дефицит. Разумеется, в самом ближайшем времени собственник-муниципалитет попросту пересмотрит договор о найме жилья и включит дополнительную строку в платежку, но скорость принятия этого решения и его выполнения станет очередным испытанием для местных администраций.

Средства на капительный ремонт начнут собирать не позднее 1 мая 2014 года, а «работать» они начнут не ранее 2015-го.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии