Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Медиа-память о войне

21 апреля, 2011

 

18 апреля профессор Принстонского университета Сергей Ушакин прочел на историческом факультете ИГУ лекцию на тему «Аффективный менеджмент: ощущения непрожитой войны». Лекция существенно изменила представления слушателей если не об истории Великой Отечественной войны, то о том, что мы принимаем за эту историю.

Профессор Ушакин начал свою лекцию с того, что история главной (для ныне живущих поколений граждан России) войны стала сборником исторических документов, хрестоматийных представлений и практически лишилась личностного компонента, ощущения причастности. Профессор подробно разобрал парад Победы, состоявшийся 9 мая 2010 года — когда с одной стороны было сделано все для синхронизации праздника между Москвой и несколькими крупными городами страны, а с другой в нем приняли участие такие экзотические участники, как батальон туркменской армии. После окончания парада забывшийся от восторга диктор Первого канала заявил, что трансляцию парада смотрели 50 процентов зрительской аудитории страны, что «всего на 4 процента меньше, чем смотрели трансляцию «Евровидения».

Война, пояснил профессор, стала главным способом увязать разные поколения и разные социальные группы в единую общность, а повторяющиеся ритуалы — вроде ежегодных парадов — главным инструментом, который синхронизирует процессы запоминания и взаимного узнавания. Вторым по значению ритуалом, придуманным уже в пост-советское время, стала акция «Георгиевская ленточка», начавшаяся (мало кто это помнит) 14 апреля 2005 года по инициативе РИА «Новости». Акцию поддержали несколько крупных московских фирм, профинансировавших мероприятие. Впоследствии акция стала обязательной и едва ли не принудительной во всех регионах страны. Профессор сравнил ленточку с палимпсестом — листом пергамента, с которого стерли первоначальный текст и написали новый, что позволяет специалисту  прочитать сразу оба текста: лента — если она Георгиевская — не имеет никакого отношения к Великой Отечественной, а если она связана с войной — то скорее это лента ордена Славы. Лента «связала воедино» не только несколько поколений, но и священную память о войне с циничной современной рекламой.

Вторым по масштабам мероприятием стала акция «Песни Победы — в твоем мобильном»: в прошлом году министерство связи и несколько операторов сотовой связи создали единый номер 1945, позвонив на который можно было получить одну из нескольких песен на телефон. Телеканал «Россия» в 2010 году показал целую серию коротких роликов, в которых известные российские спортсмены, политики, писатели и другие известные общественные и политические деятели рассказывали личные истории, связанные с войной. Однако эта акция стала развитием акции, проведенной радиостанцией «Эхо Москвы» еще в 2003 году — с той только разницей, что те же самые общественные деятели рассказывали о событиях конкретного дня в истории войны. Таким образом, пояснил профессор Ушакин, календарь войны увязывается с современным, а война вписывается в контекст современной жизни страны.

Переходной стадией между проектами «Эха Москвы» и «России» был проект «Рождение Победы», созданный в 2004 году телеканалом НТВ — там проект растянулся на целый год и состоял из 700 роликов продолжительностью от минуты до полутора каждый. В конце концов весь этот массив сюжетов был сведен в единый видеофильм, показанный в День Победы. Каждый сюжет завершался песней времен войны в исполнении современного певца или певицы — авторы проекта ставили своей задачей создать чувство единства между современной аудиторией и ветеранами. Процесс достиг своего пика во время грандиозного концерта с участием звезд российской эстрады, который состоялся 9 мая 2010 года и транслировался сразу двумя телеканалами на всю страну в прямом эфире. Эффект временами был просто шокирующим, потому что исполнение военных песен людьми, которые обычно поют крайнюю пошлость, придавало акту памяти оттенок очередной вечеринки в честь дня рождения какого-нибудь псевдо-популярного певца или композитора.

Концерт 2010 года стал примером того, как в погоне за более широким охватом аудитории память о войне свели до крайне простых, даже примитивных штампов, порождающих самые простые эмоции. Общество, состоящее из разных людей, с разным отношением к войне и с разным знанием о ней, государственные телеканалы пытались превратить в единую, гомогенную массу. Попытка сформировать единство вокруг войны как главной общей темы и главного события общей памяти, с треском провалилась.

Нам ли в Иркутске это не знать… Именно в прошлом году жители области могли убедиться, что даже наиболее активные участники акции «Георгиевская ленточка» не знают ничего о героях войны, а люди, приватизировавшие название партизанской организации «Молодая Гвардия» не знают, у кого они его украли. Провал описанной Сергеем Ушакиным политики станет понятнее, если учесть географический аспект событий: жители регионов, расположенных за пределами Центрального федерального округа, практически не были включены ни в процесс подготовки роликов, фильмов и передач, и уж тем более жители отдаленных регионов не могли чувствовать общности с участниками концертов, проходивших только в Москве. Впрочем, если учитывать, что 4 ноября 2010 года по столице прошел «Русский марш» в составе нескольких десятков тысяч молодых человек с фашистским салютом, то можно признать, что проекты по созданию новой солидарности провалились и в Москве.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии