Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мартин Лютер: монах, изменивший мир

16 ноября, 2020

Лекция Сергея Шмидта из цикла «Научные Weekend`ы» – совместный проект Иркутского государственного университета и Клуба молодых ученых «Альянс»

Окончание. Начало в № 47

1э.jpg

Жизнь и судьба отца Реформации

Лютер вырос и получил воспитание в очень строгой семье, все его детство прошло под страхом наказания. В 1505 году, в возрасте 22 лет, студент Эрфуртского университета Мартин Лютер, согласно легенде, попал в сильную грозу и дал обет поступить в монастырь, если выживет. Он выжил и исполнил свой обет, поступив в 1506 году в орден августинцев – самый жесткий из существовавших в то время. Это вызвало конфликт с отцом, который ждал от сына большой юридической карьеры.

Суровое воспитание в семье привело к тому, что Лютер, по его собственным словам, жил в постоянном ощущении греха и много думал о спасении души. В 1511 году Лютер по делам ордена побывал в Риме и собственными глазами увидел все то, что вызывало неприязнь к католической церкви: из бедной Германии он приехал в город, который жил в вызывающей и неоправданной роскоши.

Из Рима Лютер вернулся совершенно другим человеком, переосмыслившим все прошлые представления. В монастыре он смог прочесть Библию, существовавшую в то время только на латыни, и обнаружил, что в ней нет многого из того, что существует и вызывает раздражение в окружающем мире, – например, там нет папы римского. Лютер осознал, что для собственного спасения в следующей жизни человек не может сделать ничего – спасение либо будет дано богом, либо нет. И уж тем более не дает спасения католическая церковь, погрязшая в коррупции, которая лишь выкачивает из людей деньги.

Некоторое время Лютер жил в относительном мире с самим собой и, вероятно, мог бы прожить в этом «внутреннем диссидентстве» всю жизнь, но к 31 октября 1517 года в нем произошел очередной переворот. Существует версия, согласно которой последней каплей стал приезд в Германию очень популярного продавца индульгенций, который силой своего красноречия заставлял людей выкладывать последние гроши. По мнению Сергея Шмидта, на дату публикации 95 тезисов повлиял и тот факт, что 10 ноября Лютеру исполнилось бы 34 года – а для верующего христианина 33-й год жизни имел особое символическое значение…

Очень важно, что в своих тезисах Лютер призывал не к свободе, а к честности: к примеру, он признавал авторитет папы и призывал проклинать тех, кто выступает против него, но при этом требовал стоять на страже «против разнузданной и наглой речи проповедника». Вскоре он дал согласие на перевод своих тезисов с латыни (на которой они были написаны) на немецкий язык, и вскоре уже вся Германия обсуждала ключевую мысль Лютера: если римская церковь и папа могут своей силой спасти всех верующих, то почему они не сделают этого сразу и бесплатно? От этого оставался лишь один шаг до следующей мысли: не дают спасения потому, что не могут. Вера, по мнению протестантов, не зависит от церкви и священника, она дана богом или нет. Если же у человека есть вера, то больше ему для спасения уже ничего не нужно.

Религия как политика

На распространение и выживание идей протестантизма повлияла и политическая ситуация в Риме и Германии. В Саксонии, где произошло обнародование тезисов, правил курфюрст Фридрих Мудрый, который почти сразу признал правоту Лютера и впоследствии спас ему жизнь. Священной Римской империей германской нации правил император Карл V, который поддерживал папу, но вступил на престол лишь в 1519 году и считал себя «избранным» курфюрстами, отказав римским папам в праве назначать императоров по своему выбору. Он стал последним императором, коронованным папой, то есть был объективно заинтересован в ослаблении светской власти Рима.

Кроме того, в момент публикации тезисов папой был Лев X, который на момент избрания не имел сана священника (это был последний прецедент такого рода в истории папства) и в целом недооценил события в Германии. По свидетельствам современников, папа отреагировал на выступление Лютера очень мягко, сказав, что это слова пьяного монаха, которому нужно просто дать проспаться. Вероятно, если бы в первые несколько месяцев были приняты жесткие меры, Западная Европа была бы монолитным католическим миром еще несколько десятилетий или даже столетий. Но папа приказал вступить с Лютером в дискуссию, а с германскими князьями в переговоры, и момент для репрессий в итоге был упущен.

Лютер, в отличие от Льва, занял принципиальную позицию и заявил, что примет любые разоблачения и опровержения, если они основаны на Библии. Но в ней нет ни индульгенций, ни самого папы, поэтому опровергнуть его с такой позиции было невозможно. Из запуганного монаха, боявшегося любого греха, Лютер в 1519–1521 годах превратился в непримиримого фанатика, а после объявления его еретиком на некоторое время был вынужден скрыться (при помощи курфюрста Саксонского) в одном из замков. За время изоляции Лютер перевел Библию на немецкий и тем самым разрушил монополию церкви на чтение и толкование главного текста. Помимо этого, Лютер заложил основы литературного немецкого языка, поскольку все верующие теперь читали один и тот же текст во всех уголках страны.

Опираясь на Библию

Второй раскол христианства вызвал многолетние религиозные войны, которые завершились лишь в 1648 году после того, как Тридцатилетняя война разорила весь центр континента.

– Лишь тогда католики поняли, что протестантов слишком много, чтобы всех их убить или убедить вернуться в католицизм. И только после этого европейские нации начали искать принципы совместного существования и религиозной терпимости, – отметил Сергей Шмидт. – Я думаю, что, если бы Лютер знал, что миллионы людей погибнут из-за опубликованной им истины, он бы не стал этого делать. Он бы прожил жизнь в уверенности, что все понял правильно, но подносить искру к пороховой бочке он бы не стал. Вся история состоит из непредсказанных событий. В переписке с философом Эразмом Роттердамским Лютер, хотя и демонстративно прибеднялся и говорил о своем незначительном происхождении и недостаточном образовании, сформулировал еще один важный для протестантизма принцип: никто не должен говорить о своей избранности и дарах свыше, о боге верующий может говорить, только опираясь на Библию. Это – единственная книга, вдохновленная богом, все остальное – человеческие ошибки и недопонимание. Этот принцип позволил Лютеру спорить с многими проповедниками, требовавшими немедленной перестройки всех общественных отношений со ссылкой на личное общение с богом – Лютер проявил себя как консерватор и контрреволюционер.

В 2017 году 500-летие начала Реформации в Германии отмечали как общенациональный праздник, в том числе состоялись и многочисленные научные конференции. История поначалу неприметного монаха Лютера до сих пор волнует людей именно потому, что он был едва ли не самой скромной фигурой, которая не имела никаких формальных регалий, чинов и званий, но оказала огромное влияние на всю историю человечества. По силе воздействия на человечество, считает Сергей Шмидт, с ним можно сравнить разве что его соотечественника Карла Маркса.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На фото: Мартин Лютер в семейном кругу

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии