Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мартин Лютер: монах, изменивший мир

09 ноября, 2020

Совместный проект Иркутского государственного университета и  Клуба молодых ученых «Альянс» «Научные Weekend`ы» в субботу, 31 октября, провел очередную встречу с иркутянами и – через онлайн-трансляцию – жителями области. Как рассказал ведущий проекта Алексей Петров, уже в момент формирования графика выступлений было решено, что 31 октября лекция будет посвящена Реформации – нельзя было пройти мимо яркого совпадения.

95 тезисов

Доцент ИГУ, кандидат исторических наук Сергей Шмидт, автор лекции «Реформация: как и почему в христианстве произошел второй раскол?», напомнил, что для подавляющего большинства граждан нашей страны моложе 25 лет 31 октября – это дата как минимум памятная. Из всего богатства европейской культуры проще всего в нашей стране были восприняты два праздника: 14 февраля – день святого Валентина как день влюбленных и 31 октября – день всех святых, или Хэллоуин. Днем ранее, 30 октября, в нашей стране отмечают день политзаключенных – кто-то с 1974 года, когда он был придуман в пермских лагерях, кто-то с 1990 года, когда рядом с Лубянкой был установлен Соловецкий камень. Еще одна важная историческая веха, связанная с 31 октября, – в 1961 году именно в этот день из Мавзолея был вынесен и захоронен у Кремлевской стены гроб с телом Сталина.

Но в большинстве учебников истории, и школьных, и даже вузовских, главное событие, связанное с датой 31 октября, значится под годом 1517: именно в этот день в саксонском городе Виттенберге монах Мартин Лютер прибил к двери городского собора «95 тезисов против торговли индульгенциями». Сам Лютер никогда не рассказывал о том, что он прибивал тезисы, эта история активно распространялась в ярком рассказе его сторонника Филиппа Меланхтона, о котором точно известно, что он не был в Виттенберге 31 октября и не мог видеть, что происходило. Благодаря исследованиям современных историков в последнее время появились сомнения в самом факте приколачивания документа, но в том, что один из самых известных текстов в истории христианства был написан и опубликован Лютером в этот день и в этом городе, сомнений нет.

1м.jpg

Лютера знали в городе как одного из лучших преподавателей богословия в местном университете, и когда его текст был прочитан местными жителями, а затем и в других городах Германии, это запустило процесс Реформации, изменивший историю Европы. Карл Маркс, рассуждая об истории Германии в работе «Критика гегелевской философии права», написал о Лютере: «Революция началась в мозгу монаха…». Это лишь часть фразы, известная у нас в стране, мысль Маркса была несколько шире: он говорил о том, что всякой практической революции предшествует революция в мышлении, и в Германии XVI века революционные идеи сформулировал именно монах Лютер, а в XIX веке такие идеи излагает философ Гегель.

– Маркс создал теорию, которая предполагает, что в истории действуют объективные законы, а всякая личность играет лишь второстепенную, служебную, если не сказать случайную, роль. В советском учебнике обществознания было написано, что, если бы Оливер Кромвель не родился или умер бы в детстве, английская буржуазная революция все равно произошла бы, потому что она должна была произойти в соответствии с объективными законами истории. И именно Маркс говорит о революции, которая родилась в мозгу отдельного монаха! Прошли годы, и выяснилось, что это написал «ранний» Маркс и при его жизни его слова не были опубликованы, – это случилось в 1927 году. Ленин к тому времени умер и так и не узнал, что его интеллектуальный гуру допускал, что революции могут рождаться в отдельном мозгу, а не в каком-то глубинном слое социально-экономических отношений. Можно даже сказать, что она началась с личной драмы одного человека, и я до сих пор много об этом думаю, – рассказал Сергей Шмидт.

Христианство, единое в трех церквях

Первый раскол христианской церкви (на католицизм и православие) произошел в 1054 году и лишь формально оформил тот факт, что западная и восточная ветви единой религии разошлись окончательно. По оценке Сергея Шмидта, с формальной точки зрения в споре были правы православные, но зато католики благодаря этому расколу получили инструменты, которые позволили им более гибко реагировать на изменения в мире.

Если все приходы римско-католической церкви лишь часть единой и централизованной системы, подчиняющейся одному лидеру, то уже в православии насчитывается 15 церквей, а если при каких-то обстоятельствах будет признана Украинская, то их станет 16. В протестантизме, при общих корнях и идейном сходстве, никакого единства нет – можно выделить лишь несколько наиболее крупных деноминаций (религиозных течений): лютеране, баптисты, пресвитериане и т. д. Большинство эти деноминации получили в странах Северной Европы и Великобритании. В США, к примеру, до недавнего времени был всего один президент-католик – Джон Кеннеди, выходец из ирландской семьи. Вторым будет Джо Байден.

В каждом историческом событии и тем более процессе историков интересуют два пункта: причина и повод. Причины Первой мировой войны можно перечислять почти бесконечно, поводом же стал выстрел Гаврилы Принципа в эрц-герцога Фердинанда. Одной из причин реформации стала та самая идея, которая позволила католической церкви стать мировой религией – это идея догматического развития. Суть его состоит в том, что если большинство верующих допускают дополнение существующих догматов (то есть базовых принципов, не подлежащих обсуждению и оспариванию) еще одним, новым, то это нужно сделать. В католицизме предполагается, что верующим христианином может быть признан только тот, кто верит в триединство бога, сотворение и конец мира, искупление грехов человечества Христом и так далее. В отличие от других христиан католики верят не только в непорочное зачатие Христа, но и в непорочное рождение девы Марии, в телесное вознесение богородицы в рай, в непогрешимость папы и, что особенно важно, в существование чистилища.

Ортодоксальное христианство предполагало существование ада и рая, католицизм же допускает, что незакоренелые грешники после смерти попадают в чистилище и подвергаются адским мукам, но по прошествии какого-то времени их грехи будут искуплены и они отправятся в рай. В Средние века католическая церковь занялась прямым обменом материальных ценностей на божью благодать: купив специальный документ, называвшийся индульгенцией, верующий мог не только искупить собственные грехи, но и сократить срок в чистилище для своих родственников.

Эта идея с самого начала вызывала большие сомнения. Предполагается, например, что для попадания в рай необходимо покаяние. Но если вы купили индульгенцию для умершего родственника, то он попадет в рай без покаяния? Тогда так ли оно необходимо, как говорит в проповеди священник? Церковь игнорировала эти сомнения, и в начале XVI века торговля индульгенциями приобрела огромный размах: нужны были деньги на собор Святого Петра в Риме, который был задуман как самый грандиозный христианский храм в мире.  

В отличие от Гуса благодаря Гутенбергу

Протест против системы индульгенций возник в городской среде Европы. Горожане, занимавшиеся ремеслами и торговлей, внезапно узнали, что можно жить честно и всю жизнь трудиться, но так и не скопить достаточно денег, чтобы приобрести хотя бы небольшую индульгенцию. Даже если ты не грешишь, тебе нельзя спасти душу, потому что кто спасется, а кто нет, решает церковь, продающая билеты в рай по собственному курсу.

Лютер происходил именно из такой среды. При этом его отец Ганс был старшим сыном в крестьянской семье и по принципу минората (вся собственность вместе с обязанностью заботиться о родителях достается младшему сыну) не получил в наследство ничего. Он всю жизнь много и тяжело работал, в том числе на шахтах, потом занялся коммерцией и к концу жизни обладал капиталом, который образно сравнивали с зарплатой служанки за две тысячи лет. Эта социальная среда требовала реформы, которая сказала бы людям: трудись, будь честным – и бог от тебя не отвернется.

На события оказали влияние и технологии. За 70 лет до «95 тезисов» Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, а к началу Реформации в Европе насчитывалось уже около тысячи типографий. Именно они позволили очень быстро распространить новые идеи по всей Европе, а не будь этого – Лютера просто сожгли бы, как Яна Гуса за сто лет до него. Хотя тиражи книг и брошюр были по меркам ХХ века незначительны (речь идет о десятках и сотнях экземпляров), идеи распространялись со скоростью и разрушительной силой лесного пожара.

Записал Борис Самойлов,
«Байкальские вести»

Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии