Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ложный донос с фатальными последствиями

19 мая, 2011

 

 

Даже депутатский иммунитет не остановил сотрудников ОВД по Усольскому району, которые  незаконно задержали, лишили гарантированного законом права на адвокатскую защиту и привлекли к уголовной ответственности ни в чем не повинного гражданина.

В конце февраля наша газета опубликовала материал «…Обвинения недостоверны и недопустимы…», в котором рассказывалось, как непрофессионализм и неуважение к закону со стороны работников ОВД по Усольскому району, проявленные при расследовании уголовного дела, довели до попытки суицида местного предпринимателя Константина Старушенко. Впоследствии суд вынес в отношении этого гражданина оправдательный приговор. Но к тому времени, когда справедливость и законность все-таки восторжествовали, скромный бизнес Старушенко пришел в полный упадок. Ему приходится начинать свою жизнь фактически даже не с нуля, а с минуса: банковские кредиты и другие долги висят на нем тяжким бременем…

Драматическую историю Константина Старушенко можно было бы посчитать досадной оплошностью в деятельности ОВД по Усольскому району, если  не знать о том, как  сотрудники того же самого полицейского подразделения обошлись с Леонидом Воловченко — полковником запаса Вооруженных сил России.

На днях Усольский городской суд в лице судьи Дениса Егорова прекратил  производство по жалобе Леонида Воловченко, который намеревался  опротестовать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела,   вынесенное дознавателем ОВД по Усольскому району Екатериной Чижовой. Но Леонид Пантелеевич не в обиде на суд: производство по жалобе прекращено законно и обоснованно, потому что ранее, в конце апреля 2011 года, постановление дознавателя Чижовой  было отменено заместителем прокурора г. Усолья-Сибирского Игорем Колесниковым. В пятилетней истории борьбы, которую с местной полицией ведет Воловченко, отстаивая свое доброе имя, наметился перелом. Чаша весов в руках Фемиды склонилась в его сторону…

— У меня появилась надежда на то, что супруги Мухаметшины (фамилия изменена. — Авт.) будут привлечены к уголовной ответственности за ложный донос, в результате которого вся моя жизнь пошла наперекосяк, — говорит Леонид Воловченко. — Может быть, теперь мне удастся доказать, что мое увольнение с должности начальника службы безопасности Усольского свинокомплекса было поспешным и ошибочным…

Профессиональный военный, Леонид Воловченко дослужился до звания полковника и должности командира армейского корпуса. Оказавшись на «гражданке», он принял предложение генерального директора СХПК «Усольский свинокомплекс» Ильи Сумарокова и возглавил на этом предприятии службу безопасности.

В новые обязанности бывшего армейского офицера входила, скажем так, «работа» с недобросовестными партнерами СХПК, к числу которых относились, например, мелкооптовые покупатели продукции предприятия. Надо отметить, что различные колбасы, мясные деликатесы и всевозможные полуфабрикаты Усольского свинокомплекса пользуются большим спросом у жителей Приангарья. Оно и понятно: цена — приемлемая, качество — безупречное. Поэтому желающих закупить у производителя по его цене хороший товар всегда было предостаточно.

На колбасных изделиях СХПК «Усольский свинокомлекс» делали свой скромный бизнес и супруги Мухаметшины. Покупали на предприятии колбасу по одной, оптовой,  цене, продавали в собственном магазине по другой — розничной  и наваривали на такой перепродаже неплохую маржу. Но однажды Мухаметшины попали в черный список тех оптовиков, которые так или иначе проштрафились по отношению к свинокомплексу, и разбираться с ними пришлось Леониду Пантелеевичу…

И надо же было так сложиться жизненным коллизиям, что начальника службы безопасности Воловченко с недобросовестными предпринимателями Мухаметшиными связывали не только деловые отношения. В 2003 году Леонид Пантелеевич продал сыну Мухаметшиных недостроенный коттедж. По версии Воловченко, покупатели остались должны ему солидную сумму денег, которую он все никак не мог с них получить. Между тем в 2006 году Леониду Пантелеевичу пришлось  разбираться с Мухаметшиными уже как с нечестными партнерами свинокомплекса — требовать с них возврата задолженности перед предприятием. И вот тогда, аккурат 7 ноября 2006 года,  Мухаметшины обратились в ОВД по Усольскому району с заявлением, что начальник службы безопасности СХПК «Усольский свинокомплекс» Воловченко вымогает у них деньги…

В тот же день сотрудники ОВД по Усольскому району задержали Леонида Пантелеевича, несмотря на то, что он в тот период времени являлся депутатом думы Белореченского муниципального образования и, более того, возглавлял эту думу на неосвобожденной основе.  Понятие «депутатская неприкосновенность» для оперативных сотрудников милиции (теперь — полиции) оказалось пустым звуком. Я готов это нарушение конституционных норм, проявленное по отношению к Воловченко, списать на профессиональную безграмотность оперативников — дескать, что с них взять, кроме анализов?! Но допущенное сыщиками нарушение продолжила уже следователь Людмила Воронович, которое легко и непринужденно (но тоже незаконно!) возбудила в отношении депутата уголовное дело по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп). Народного избранника, как самого обычного жулика или уркагана, определили на постой в изолятор временного содержания, где он и скоротал мучительно долгую ночь…

Но с приходом утра страдания и испытания, выпавшие на долю Леонида Пантелеевича, не закончились. Более того, настоящие испытания для него только начинались! И он в моральном плане к ним оказался не готов.

Судя по всему, сотрудники ОВД по Усольскому району не теряли времени даром и, в нарушение действующего законодательства, немедленно ознакомили генерального директора свинокомплекса Илью Сумарокова с оперативной информацией, на основе которой и был задержан депутат, начальник службы безопасности предприятия Леонид Воловченко. Как мне кажется, глубоко не вникнув в ситуацию, Илья Алексеевич скоропалительно воспылал гневом к подчиненному, который, по его мнению, не оправдал оказанного ему доверия.

Если верить Воловченко, то на следующий день после задержания его из камеры ИВС препроводили в кабинет следователя Воронович. Сюда же якобы  подоспел Павел Сумароков — сын Ильи Алексеевича и один из руководителей свинокомплекса. Якобы Павел Ильич заявил о том, что Леонид Пантелеевич настолько себя дискредитировал в глазах руководства предприятия, что ему лучше без промедления уволиться по собственному желанию.

— Павел Ильич процитировал слова Глеба Жеглова из сериала «Место встречи изменить нельзя», — говорит Леонид Воловченко. — Дескать, вор должен сидеть в тюрьме. А что и у кого я  украл?! Ну что?..

Заявление об увольнении Воловченко написал в кабинете следователя, под диктовку Павла Сумарокова, о чем и жалеет по сей день: смалодушничал, дескать… Если бы во время этой процедуры присутствовал адвокат Леонида Пантелеевича, возможно, он предостерег бы своего доверителя от такого опрометчивого шага. Но адвоката не было…

Уголовное дело в отношении Воловченко, возбужденное следователем Воронович, лопнуло, как и следовало ожидать. Помимо того, что, в нарушение закона, депутат был задержан и привлечен к уголовной ответственности без соблюдения необходимых юридических процедур, так он, Леонид Воловченко, еще и не являлся субъектом преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, — в его должностные обязанности не входили какие-нибудь управленческие функции. При возбуждении уголовного дела и при его, с позволения сказать, «расследовании» было допущено бесчисленное количество различных нарушений законов, не говоря уже о морально-этических аспектах этой грязной истории.

В начале декабря 2006-го старший следователь прокуратуры г. Усолья-Сибирского А.Зограбян вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Л. Воловченко за отсутствием состава преступления. С этого момента Леонид Пантелеевич был чист перед законом и собственной совестью, но генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс» Илья Сумароков по-прежнему относился к нему  (и относится по сей день) с недоверием. Впрочем, об этом — чуть ниже…

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела говорится: «Факт получения  денежных средств Воловченко в сумме 100 000 рублей нашел свое подтверждение. Но версия последнего о том, что указанная денежная сумма была передана ему в счет погашения перед ним долга со стороны Мухаметшиной за ранее проданный дом не нашла своего опровержения (выделено мною. — Авт.) в материалах проведенной проверки,  том числе  материалами ОРД (оперативно-розыскной деятельности. — Авт.), в соответствии с которыми объективных сведений, указывающих на то, что вышеуказанная денежная сумма получена Воловченко за совершение в интересах Мухаметшиной действий, не установлено…».

Но к моменту своей юридической и фактической реабилитации Леонид Пантелеевич был уже безработным, а главное — на нем оставалось клеймо нечестного человека: ведь не мог же он на каждом углу каждому встречному-поперечному доказывать, что он никакого преступления не совершал и тому, дескать, есть документальное подтверждение… Снова взять Воловченко на работу Сумароков не соглашался: сомнение, которое в нем зародили сотрудники милиции, незаконно, как я полагаю, ознакомив его с материалами уголовного дела, никуда не исчезло. Может быть, Илья Алексеевич просто не хотел признавать, что тогда, пять лет назад, он слишком поторопился, уволив Леонида Пантелеевича. Но факт остается фактом: Сумароков не намерен принимать на работу реабилитированного Воловченко!..

Пять лет ведет переписку Леонид Пантелеевич со всеми государственными инстанциями и общественными организациями, пытаясь добиться не только юридической, но и фактической реабилитации. Жалобы, заявления и ответы на них, которые он получил за минувшие годы, измеряются килограммами. Что показательно, сотрудники ОВД по Усольскому району даже не извинились перед человеком, чью судьбу они сломали. Никто из полицейских, нарушавших закон в отношении депутата и вообще порядочного человека, не понес никакого наказания. А кое-кто, например Сергей Чернигов, даже пошел на повышение и теперь занимает хорошую должность в полиции Ангарска. Правда, мне сказали, что следователь Воронович вроде бы намерена сама уволиться из органов внутренних дел…

Однако пять лет борьбы с правоохранительной системой страны, с чиновничьим равнодушием не закончились для Воловченко полным поражением. Сегодня у него есть надежда привлечь к уголовной ответственности супругов Мухаметшиных, которые своим ложным доносом на пять лет превратили жизнь Леонида Пантелеевича в сплошную пытку. И когда состоится суд над Мухаметшиными, и когда будет вынесен обвинительный (лично я на это надеюсь) приговор, у Воловченко появятся новые основания идти в суд и требовать восстановления на работе в прежней должности. С морально-этической точки зрения он, по моему разумению,  имеет на это полное право!..

Редакция намерена следить за дальнейшим развитием событий.

Юрий Удоденко, «Байкальские вести»

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии