Ликвидация и последствия
Областные депутаты собрались на внеочередную сессию из-за наводнения
16 июля состоялась внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области. Заседание, которое вел председатель ЗС Сергей Сокол, посвятили ликвидации последствий наводнения, которое произошло в западных районах Прибайкалья в конце июня – начале июля. В повестке значилось три вопроса. Первый касался дополнительных мер государственной поддержки граждан, сельхозтоваропроизводителей, пострадавших при паводках, финансовой помощи муниципальным образованиям. Второй – о бесплатном выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство людям, которые в результате стихийного бедствия оказались без жилья. Кроме того, состоялся правительственный час.
Законодательная база для федеральной помощи
По первому вопросу выступил заместитель прокурора области Роман Шергин. Он отметил, что правительство России выделило Прибайкалью средства на восстановление дорог, мостов и жилья, компенсацию утраченных посадок и лизинговые платежи для приобретения техники. Только на восстановление домов направят 16 млрд рублей. Чтобы правительство региона могло передать эти средства муниципальным образованиям, необходимо принять соответствующий областной закон. Депутаты проголосовали за него без каких-либо возражений в окончательном чтении.
Второй законопроект предусматривал упрощенный порядок предоставления земельных участков для индивидуального строительства при условии, что человек был собственником или нанимателем жилья в пострадавших районах. Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роман Габов сообщил, что комитет рассмотрел и одобрил законопроект на заседании. Сессия его приняла.
Проблемы из зоны ЧС
Правительственный час начался с минуты молчания в память о 25 погибших при наводнении. Затем первый заместитель губернатора Владимир Дорофеев напомнил депутатам основную информацию о размерах зоны подтопления, количестве пострадавших жилых домов, объектов социальной и коммунальной инфраструктуры:
– В Тулуне остаются подтопленными 49 домов. Восстановлено движение по дорогам и мостам, закрытыми пока остаются два моста и три участка дорог. Из федерального бюджета для ликвидации последствий стихии и выплаты компенсаций поступило 1 млрд 576 млн рублей. По 10 тыс. рублей единовременной помощи получили 31 515 человек из 36 953 пострадавших. Из-за полной утраты имущества по 100 тыс. рублей выплатили около 11 тыс. пострадавшим, по 1 млн рублей перечислили родственникам 18 погибших, – добавил Владимир Дорофеев. – Действует правительственная комиссия, ее заседания проводят каждый день. Сейчас перед нами стоит задача составить полный список пострадавших и оценить состояние их жилья. Мы знаем, что должны дойти до каждого пострадавшего и предложить несколько вариантов по новым домам и квартирам.
Депутат Ольга Носенко предложила привлечь к ликвидации последствий паводка безработных и студенческие отряды. По ее мнению, добровольцы для этого не слишком хороши.
– Понятно, что волонтеры там работают из разных регионов страны, но у них же нет никакой ответственности, – внезапно заявила Ольга Носенко.
Владимир Дорофеев согласился с тем, что к работе волонтеров есть большие вопросы: непонятно, на каком основании их можно кормить и размещать. А объем работ, которые необходимо выполнить в зоне наводнения, «не для волонтеров».
Депутат Ирина Синцова потребовала рассказать, как будут помогать тем, кто фактически жил в Тулуне, но не может подтвердить этот факт. Владимир Дорофеев пояснил, что необходимо обращаться в суды.
Депутаты высказали претензии к алгоритму обхода и осмотра пострадавших территорий, количеству справок, которые необходимо собрать для подтверждения факта проживания и утраты имущества. Привели и примеры роста цен на «товары первой необходимости» – мотопомпы, тепловые пушки и другие устройства. Владимир Дорофеев заявил, что он по этой проблеме работал в зоне затопления с самого первого дня: информации о росте цен на товары действительно первой необходимости нет ни в СМИ, ни в заявлениях граждан. Что касается увеличения стоимости мотопомп, то правительство готово собрать представителей бизнеса и вместе с депутатами обсудить этот вопрос.
Отвечая на вопросы депутатов, Владимир Дорофеев сообщил, что из 10,8 тыс. домов, пострадавших от наводнения, обследовано более 5,7 тыс., около 1,5 тыс. признаны непригодными для дальнейшего проживания, остальные будут ремонтировать. Справки для жителей выданы всего по 2 тыс. домов, однако тут нет вины правительства области: в комиссии для обследования должны принимать участие представители федеральных органов, и эти комиссии были образованы лишь 13 июля.
Как с учебным годом?
Список претензий депутатов к правительству пополнили как вполне реальные жалобы рядовых граждан (например, на отсутствие средств для дезинфекции и борьбы с насекомыми), так и довольно абсурдные – оказывается, группа депутатов хотела организовать благотворительный марафон, но не смогла из-за того, что нет статистики по пострадавшим.
По поводу дезинфекции Владимир Дорофеев пояснил, что комиссия по ЧС рассматривала этот вопрос. Потребность в средствах для проведения этой работы была обозначена Роспотребнадзором в первые же дни, когда произошло наводнение. По мере выяснения масштабов бедствия объем необходимых препаратов вырос в семь раз. В зоне паводка был резерв одного из препаратов, а специальный препарат для обработки водозаборов доставили из Франции, поскольку в России его было всего около 540 кг на всю страну.
Депутаты от имени жителей региона поинтересовались, начнется ли в пострадавших районах 1 сентября учебный год. Заместитель губернатора Валентина Вобликова заявила, что все вопросы по этой теме решены с участием федерального Министерства образования: там, где это возможно, откроются школы, из остальных населенных пунктов детей будут возить в ближайшие действующие образовательные учреждения. Для этого купят 11 автобусов.
Отдельный вопрос был посвящен числу погибших сельскохозяйственных животных и компенсациям на их покупку. Депутаты полагают, что суммы компенсаций нужно увеличить до реальных цен, к тому же в Иркутской области не хватит скота для собственных нужд. Дело в том, что хозяйства, занимающиеся разведением животных, как правило, работают под конкретный заказ. Владимир Дорофеев заявил, что в зоне затопления работают министр сельского хозяйства области Илья Сумароков и представитель Россельхоза. До конца недели должен быть составлен список пострадавших хозяйств, также определят, сколько необходимо голов скота для ферм и личных подсобных хозяйств.
Принять к сведению
Выступил и заместитель начальника ГУ МЧС по Иркутской области Валерий Шанц. По его словам, уровень воды во всех реках области, по данным на 16 июля, находился на безопасной отметке. Начавшиеся в понедельник дожди не мешают проведению ликвидации последствий паводка.
Итоговое постановление по правительственному часу состоит из двух пунктов: «Принять информацию правительства Иркутской области к сведению, Законодательному собранию взять реализацию мероприятий, направленных на устранение последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, произошедшего в июне-июле 2019 года, а также на возмещение причиненного паводком ущерба, на особый контроль».
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.