Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Льготный проезд по закону

31 октября, 2022


1ы.jpg

Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 27 октября под председательством Тимура Сагдеева ознакомилась с результатами проверки законности и результативности использования в 2020 –2021 годах бюджетных cредств, направленных на оплату перевозки льготных категорий пассажиров в городском, пригородном, междугородном транспорте. Это было второе за несколько дней заседание комиссии.

Арифметика поездок

Аудитор КСП Ксения Корень сообщила депутатам, что по сравнению с 2020 годом, когда льготникам выдавали бумажные проездные и не было никакой возможности проверить количество реальных поездок, расходы бюджета на одни только садоводческие маршруты сократились на 3,6 млн рублей и составили всего 9,2 млн рублей. Чтобы был понятен масштаб перерасхода в прошлом, в ковидном 2020 году перевозчики предъявили областному бюджету счет на 230 840 поездок, совершенных 23 тысячами садоводов. После введения электронного проездного оказалось, что 18,8 тыс. граждан совершили всего 178,6 тыс. поездок – то есть на 28 процентов меньше.

– Переход на электронные проездные билеты увеличил прозрачность субсидий, их обоснованность и позволил сократить расходы областного бюджета, – отметила Ксения Корень.

Сумма экономии для льготников могла быть больше, если бы вместо трех карт (для городского, пригородного и садоводческого маршрутов отдельно) они пользовались единой картой. Цена активации каждой из карт для льготников составляет 150 рублей, в то время как реальная стоимость – от 8,25 до 8,45 рубля. Происходит это потому, что областное учреждение «Информационный транспортный центр» не имеет собственного оборудования для активации, а субагенты берут за свои услуги от 2,25 до 7,2 рубля. Областной бюджет тоже мог бы сэкономить на этом около 1 млн рублей – именно в такую сумму обошелся выпуск 13 тыс. карт для пригородных маршрутов.

Дальше – больше

При расчете размеров субсидии перевозчики включают в формулу параметр «среднее расстояние перевозки», причем включают в любой расчет. Хотя по федеральным нормам такой параметр существует только для пригородных маршрутов. Затем еще интереснее: маршрут № 601 Иркутск – Усть-Илимск по версии перевозчика составляет 1005 км, хотя по любым другим системам измерения – не более 910 км. Поэтому КСП предлагает привлечь независимых экспертов и заново установить протяженность основных междугородных маршрутов области.

Дальше – больше. Перевозчики предъявляют областным ведомствам данные на одних и тех же пассажиров, утверждая, что их перевозили и по садоводческим, и по пригородным маршрутам. Ущерб вроде бы невелик, всего 30 тыс. рублей, но это то, что удалось установить аудиторам. Сложность заключается в том, что управления социальной защиты по Шелеховскому и Ангарскому районам дважды, в 2020 и 2021 году, ухитрились уничтожить контрольные талоны от перевозчиков 31 декабря. Во-первых, трудно поверить, что в этот день кто-то действительно работал. Во-вторых, контрольные талоны – это документы строгой отчетности,  без них нельзя проконтролировать реальные затраты.

Стоит только захотеть

В итоге по результатам проверки на 230 млн рублей затрат, понесенных областным бюджетом, аудиторы нашли нарушений на 12 млн рублей. В целом, по оценке КСП, системе все еще есть что изменить к лучшему, с чем согласен и областной министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов, заявивший о выполнении части предложений палаты. Министр напомнил, что проблема перевозок и дотаций на них была крайне острой на протяжении нескольких лет, а иногда правительство области становилось «объектом для давления и шантажа со стороны перевозчиков». В 2013 году область тратила на льготные перевозки более 612 млн рублей, а в 2021-м (несмотря на инфляцию, рост цен на топливо и запасные части) – всего 355 млн. Сокращению расходов способствовало исключение из документации министерства и данных перевозчиков 13 тысяч не существующих в природе льготников.

За эти годы министерство 32 раза обращалось в правоохранительные органы и лишь один раз получило положительный отклик. Зато по итогам проверки ОБЭП в 2021 году в бюджет удалось вернуть 95 млн рублей. По жалобам перевозчиков на министерство «вешали всех собак», из-за чего министерство проверяли все ведомства, а на одном из федеральных каналов вышла весьма грязная публикация. Время показало, что переход с бумажного проездного на электронный позволил привести систему в больший порядок, а переход на единый проездной – это задача для минсоца и министерства цифрового развития. Сложность состоит в том, что из 55 тыс. льготников только 5 тыс. пользуются всеми тремя видами льготного проезда, поэтому замену удобнее всего будет организовать по желанию самого гражданина – если он захочет, то приложит усилия и получит единую карту.

Несмотря на то что в целом ситуация явно изменилась к лучшему, депутаты рекомендовали министерствам, принимающим участие в организации льготных перевозок, изучить опыт других регионов. Одно из дополнительных улучшений, которое может быть реализовано в области, – единый электронный проездной, который будет действовать во всех населенных пунктах области.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании комиссии по контрольной деятельности

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии