Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Последний адрес Виталия Дорогостайского

25 мая, 2015


Dorogost_vypusk.jpg

Окончание. Начало в № 10, 15

Пытки и избиения, сопровождающие каждый допрос, вынудили Виталия Чеславовича признаться в так называемой «антисоветской деятельности»: «Наша белогвардейская организация ставила своей главной задачей подготовку вооруженного восстания. Мы объединяли бывших белых офицеров, кулаков и другие контрреволюционные элементы. Наши банды грабили крестьян, убивали коммунистов и активистов деревни. Руководство осуществлял полковник Сазонов. К 1923 году созданные нами банды были разгромлены отрядами Красной Армии. Наша организация как бы прекратила свою деятельность. Но в дальнейшем организация возродилась на основе закордонных директив и инструкций, поступающих из Германии и Японии. В 1936 году подпольный штаб во главе с генералом Большевым имел шесть полков и резервный батальон. На оборонных заводах и заводе им. Куйбышева созданы диверсионные группы для совершения терактов. К началу войны с Японией все эти заводы должны выйти из строя».

Профессор В.Ч.Дорогостайский, по агентурным сведениям, которыми располагало следствие, вел подготовку групп для ведения бактериологической войны. Эти группы должны были распространять среди населения и в воинских частях вирусы  тифа, чумы, сибирской язвы, холеры.

Постановлением наркома внутренних дел СССР Ежова и прокурора СССР Вышинского от 5 сентября 1938 года согласно ст.58-1а, 58-2, 58-8, 58-9 и 58-11 УК РСФСР Виталий Чеславович Дорогостайский был приговорен к высшей мере социальной защиты — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 ноября 1938 года. Тело казненного, вероятно, было вывезено на спецполигон в Пивоварихе и зарыто в одном из пяти рвов-накопителей.

Военный трибунал Забайкальского военного округа 8 октября 1957 года реабилитировал Дорогостайского Виталия Чеславовича. Справка о реабилитации была вручена дочери Евгении, которая умерла в 1999 году в Санкт-Петербурге. Детей у неё не было – сказались суровые условия Севера. Татьяна умерла раньше. У неё был сын, судьба его неизвестна, как и Кости, старшего сына Дорогостайских.

В ХХI веке, судя по наведенным справкам, родственников Дорогостайских, ни дальних, ни близких, уже нет ни в Иркутске, ни в России. Их фамильный корень, прижившейся в Прибайкалье в конце ХIХ века, был выбит рабоче-крестьянской властью, что вела семидесятилетнюю войну с собственным народом, его лучшими представителями. Помнит эту замечательную иркутскую семью, вероятно, один Борис Алексеевич Демьянович. Его нравственный долг и исключительная память  дали нам возможность узнать историю ещё одной иркутской семьи.

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей».

На фото: 1937 год. Виталий Дорогостайский (в центре) со своим
первым — и последним — выпуском студентов-зоологов  

Р.S. Использованы материалы документального издания «Жертвы политических репрессий Иркутской области».   

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии