Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Кто «заказал» депутата Потапова?

12 января, 2012

 

 

 

Покушение на известного в городе Алзамае, Нижнеудинского района,  предпринимателя состоялось белым днем, во дворе жилого дома, на глазах свидетелей — посторонних людей. Лишь по чудесному стечению обстоятельств никто не пострадал. За исключением дорогостоящей иномарки…

 

Дамир был злой…

Погибнуть депутату Алзамайской городской думы Сергею Потапову предстояло 22 декабря во дворе дома № 6 по улице Блинова. Сюда он  приехал на своем «Фольксвагене» модели «Туарег», чтобы в 16 часов провести  обычную деловую  встречу. Чуть подальше находилась контора фирмы, которую Сергей Анатольевич когда-то создал буквально из ничего, на пустом месте. В настоящее время эта фирма — одна из самых успешных в небольшом провинциальном городке.

На мобильный телефон Потапова позвонил некто Дамир Ибатулин, ничем не примечательный молодой  человек, не имеющий  постоянной работы. Было дело — Потапов помогал Ибатулину преодолевать жизненные невзгоды, а потому Сергей Анатольевич не очень удивился этому звонку. Дамир сказал, что нужно срочно переговорить. Спросил, где находится Потапов, и  несколько минут спустя бежевая «Нива» припарковалась рядом с «Туарегом».

В машине Потапова безмятежно работал видеорегистратор, объектив которого, к сожалению, постоянно фиксировал лишь одну картинку: двухэтажный жилой дом, возле которого женщина в красной куртке занимается переноской дров  в сарайчик. Но микрофон  модного ныне и, надо признать, полезного устройства исправно улавливал все переговоры, которые вели Дамир Ибатулин, приехавший с ним Александр Ильющенков, ранее неоднократно судимый, и Сергей Потапов. Чтобы избежать любых обвинений в необъективности, приведу состоявшийся разговор почти дословно, со всей его подозрительной бессмысленностью  и бестолковостью:

Потапов: — Что опять?

Ибатулин: — Анатольич…

Потапов:  —  Ну, опять пьяные сегодня, да? Что случилось, Дамир?

Ибатулин: — Ничё не случилось… Вот так вот… Ты со всей душой, да?..

Потапов: — Ну, говори. Что случилось?

Ибатулин: — У тебя все нормально?

Потапов: — У меня всегда все нормально. Рассказывай, что случилось.

Последовала пауза.

Ибатулин:  — Я недопонимаю маленько…

Потапов: — Чего?

Ибатулин: — Недопонимаю тебя.

Потапов: — Что случилось?

Ибатулин: — Я злой. Видишь, я злой…

В это время, судя по обрывкам реплик, Александр Ильющенков пытается открыть левую заднюю дверь иномарки, но Потапов ему говорит: не надо, Саня, там кое-что лежит… Снова возникла пауза, и в это время в объектив видеофиксатора попадает, одним боком, Дамир, который достает из «Нивы»  ружье. Надо понимать, что Ибатулин с этим ружьем вернулся к машине Потапова. Увидев направленные ему в голову два ствола, Потапов спросил: «А это что за х…ня?». Потом снова голос Потапова:  «Ты дурак  или что?».

Как потом мне комментировал эти события Сергей Анатольевич, в промежутке между двумя последними репликами Ибатулин нажал на спусковой крючок ружья, но патрон дал осечку. Если бы осечка не случилась, мозги депутата и предпринимателя Потапова следственно-оперативная группа соскребала бы со всего салона «Туарега». Сергей  Анатольевич, человек тренированный, спортивного телосложения, мгновенно среагировал на опасность. Он успел рукой немного опустить  направленное в него оружие, и последовавший  выстрел из второго ствола прошил левую дверь автомобиля, повредил механизм подъема стекла, а уже ослабленный заряд картечи влип в правую переднюю дверь.

Флеш-карта видеофиксатора сохранила отборный русский мат, которым Потапов отреагировал на выстрел. Слышатся шум, крики, голос Потапова: «Ой, дебил, ой, дебил!..». Кто-то орет что-то вроде: «Завали его с той стороны!». Снова голос Потапова: «Дурак, уйди, ты что делаешь?!». На экране видно, как «злой Дамир» возвращается к «Ниве» — чтобы перезарядить ружье, как пояснял мне Сергей Анатольевич. Сам он в это время выскочил из своей машины через правую дверь, успел забежать в контору фирмы и позвонил в отделение полиции.

Ибатулин и Ильющенков с места неудавшегося покушения уехали без промедления. Анастасия Мардакова — это она убирала дрова — после выстрела спряталась в сарай и уже оттуда слушала, как кто-то из этих двоих орал: я тебя все равно завалю!  Будучи беременной, Анастасия Мардакова не сразу оправилась от пережитого стресса: «Не каждый день такой ужас  приходится видеть в десяти метрах от себя!». Девушке пришлось даже под капельницей побывать…

 

Полицейские задержали, а следователи  отпустили...

Сотрудники полиции на телефонное сообщение Потапова о совершенном преступлении отреагировали немедленно, однако  застать  на месте происшествия Ибатулина и Ильющенкова не удалось. При этом были  собраны  вещественные доказательства — ружейные патроны 16-го калибра — и опрошены  свидетели. В первую очередь — Анастасия Мардакова.

Не составило большого труда найти  Ибатулина и Ильющенкова. Уже будучи задержанным, «злой Дамир» в  служебном кабинете начальника отделения полиции  Алексея Таргонского высказал сожаление, что из-за осечки ему не удалось застрелить Сергея Потапова. Иначе говоря, ни малейшего раскаяния  в содеянном киллер-неудачник  не испытывал. На этот факт я  особенно обращаю внимание читателей. Задержан был, естественно, и Ильющенков. Обоих участников нападения на Сергея Потапова доставили в город Нижнеудинск — по месту дислокации   межрайонного следственного отдела (далее — МСО)  Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области.

Даже не обладая особой фантазией, легко представить себе, какой стресс пережил чудом оставшийся в живых Сергей Потапов. А каково было его жене и двум дочерям узнать о том, что их муж и отец был на волосок от смерти?.. Лишь поздним вечером Сергей Анатольевич смог заснуть — но только  для того, чтобы в три часа ночи проснуться от телефонного звонка. Номер мобильного телефона, заканчивающийся на три единички, не был известен Потапову. Он ответил на звонок и узнал голос Ильющенкова. Тот произнес нечто неправдоподобное, а именно: сегодня нас отпустят, и мы тебя все равно завалим!..

Тут само собой напрашиваются два  предположения. Первое: оба  задержанных в связи с покушением на Потапова не были надлежащим образом обысканы, и потому мобильный телефон оказался у Ильющенкова в камере изолятора временного содержания (ИВС). Второе: некие доброхоты из числа должностных лиц в погонах дали Ильющенкову трубку, позволив ему  позвонить.

— Конечно, я ошалел от этого звонка, — говорит Сергей Анатольевич. – Поразительно, что один из  задержанных имеет возможность пользоваться мобильным телефоном, находясь в камере ИВС. Но совершенно невероятным казалось  утверждение Ильющенкова, что и его самого, и Ибатулина должны отпустить на свободу. Они были задержаны по подозрению в совершении тяжкого преступления! А потому должны находиться под стражей! Признаться, я не поверил, что этих граждан освободят, но все именно так и оказалось…

Ильющенкова  и Ибатулина отпустили на подписку о невыезде 23 декабря. Когда Потапов попытался узнать у следователя Царева, расследовавшего уголовное дело по факту покушения, почему оба фигуранта оказались на свободе, тот ответил следующим образом: такова позиция руководства. Правда, кто именно подразумевался под словом «руководство», следователь Царев не уточнил.

Тенденция, однако!..  В августе прошлого года наша газета опубликовала статью «Братья против братвы». В этом материале рассказывалось о том, как в центре города Ангарска было совершено нападение на двух братьев – Вячеслава и Валерия Кобзарей. В них стреляли из травматического пистолета и из ружья. По невероятному стечению обстоятельств никто из жителей Ангарска не пострадал, кроме Вячеслава Кобзаря. С огнестрельными  ранами головы он был доставлен в больницу. По утверждению братьев, одним из нападавших и стрелявших был якобы Александр Самбур. Он был допрошен… в качестве свидетеля и потом отпущен на свободу!  Елена Попова, исполнявшая в тот период времени обязанности начальника следственного подразделения по г. Ангарску, заявила, что именно такое решение было принято ею, и не только ею… Между прочим, расследование уголовного  дела, возбужденного по факту нападения на братьев Кобзарей, продолжается, по моему мнению,  не без некоторых забавных странностей. Впрочем, это тема отдельной публикации…

Избирать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, для людей, подозреваемых в совершении тяжкого преступления, это что —   абсурд, возведенный в правило сотрудниками ведомства, возглавляемого Александром Бастрыкиным?..

Пожалуй, есть смысл подчеркнуть, что на волю вышел и «злой Дамир» — тот самый, который стрелял в Потапова и который вскоре после задержания в присутствии начальника отделения полиции г. Алзамая Алексея Таргонского сожалел, что не смог застрелить Сергея Потапова. Однако и этот поразительный, по моему мнению, факт меркнет перед другим фактом. А именно:  я своими  глазами наблюдал, как на входе в помещение МСО  в городе Нижнеудинске следователь Царев здоровался — за руку! — с Дамиром Ибатулиным!  То есть следователь жал руку подследственному — ту самую руку, которой «злой Дамир» нажимал на спусковой крючок ружья, целясь в голову депутату Потапову!..

Хоть стой, хоть падай, уважаемые сограждане! Я уж чуть было не воспользовался правилом Козьмы Пруткова: не верь глазам своим… Но ту же самую  картину рукопожатия следователя и подследственного вместе со мной наблюдали Сергей Потапов и водитель такси, доставивший нас в Нижнеудинск. Так что галлюцинации,  которые я едва  не  заподозрил сам  у себя, исключаются!

 

«Он без моего согласия стрелял…»

У некоторых должностных лиц в погонах покушение на Сергея Потапова вызвало ожидаемую и предсказуемую (лично для меня) реакцию. Опять же: тенденция!..  Один из уважаемых мною сотрудников Следственного управления СКР России по Иркутской области сразу сказал: бандитская разборка. Дескать, бандит Потапов с другими бандитами что-то не поделил. Мол, потому и дело дошло до стрельбы…

Я лишу себя удовольствия и не стану никак комментировать это безответственное  заявление. Но при этом я считаю необходимым озвучить выдержки из характеристики на Сергея Потапова, которую на днях подписал глава Алзамайского муниципального образования Александр Лебедев.   Итак: «Индивидуальный предприниматель с 2001 года. Созданный им бизнес развивается успешно. Как индивидуальный предприниматель Потапов С.А.  постоянно оказывает спонсорскую помощь  в проведении городских мероприятий, оказывает содействие школам, Дому детского творчества, Совету ветеранов войны и труда, Совету общественности. При финансовой поддержке Потапова С.А. благоустроена центральная  площадь города… Сергей Анатольевич является депутатом думы Алзамайского муниципального образования третьего созыва. Ранее также избирался депутатом… первого и второго созывов. К исполнению депутатских обязанностей относится добросовестно… Имеет свою позицию… Жалоб, заявлений в администрацию города Алзамая в отношении Потапова С.А. не поступало».

От себя добавлю,  что Сергей Потапов, призванный на службу в армию, участвовал в боевых действиях, за что был награжден орденом и двумя медалями.  Другими словами, нет ни малейших оснований хоть как-то связывать Сергея Потапова с местными или любыми  другими бандитами. А значит, убить его решили не потому, что кто-то чего-то не поделил:  сомнительным, а уж тем более  криминальным бизнесом Потапов никогда не занимался.

Так кому же он все-таки помешал до такой степени, что его понадобилось убить?..  Не ответ на этот вопрос, но почву для размышлений дает, как я полагаю, фрагмент телефонного выяснения отношений Потапова с Ильющенковым. Когда этот гражданин с сомнительной репутацией  позвонил Потапову в десятый, может быть, раз за время нашей с Сергеем Анатольевичем беседы, я попросил включить на телефоне функцию громкой связи. Состоявшийся разговор зафиксировал мой диктофон.  Вот основные реплики.

Потапов: — Ты чего хотел, Саня?

Ильющенков: — Увидеться.

Потапов: — Нет-нет, не хочу видеться, Саня. Желания никакого нету после этой стрельбы вашей.

Ильющенков: — Я понимаю, но объясниться надо…

Потапов: — А зачем объясняться?.. Если бы у Дамира осечки не было, меня сейчас хоронили бы…

Ильющенков: — Я эти два ствола в глаза не видел. У меня есть свой ствол. Я в тебя не стрелял…

Потапов:  — Если бы не осечка, был бы мой труп. Ты согласен?..

Ильющенков: — Согласен…  Он же без моего согласия стрелял…

Сделаю паузу, чтобы осмыслить сказанное. Со слов Ильющенкова, «злой Дамир», видимо, должен был получить от Ильющенкова согласие  на стрельбу, а он нажал на спусковой крючок, не получив такого согласия. Из этой фразы следует также предположение, что Ильющенков знал, для чего они встретились с Потаповым, но не собирался мешать Ибатулину. И не помешал — дал возможность выстрелить!  Хотя мог остановить Ибатулина.

Потапов: — А смысл? Зачем было меня убивать?

Ильющенков: — Не знаю… Не могу объяснить…

Бывший зек, с синими от наколок кистями рук, бормочет, что он не знает, для чего понадобилось убивать Потапова…  Но ни один нормальный, здравомыслящий человек в этот детский лепет не поверит. Похоже на то, что Ильющенков просто хочет скрыть заказчика убийства. Похоже также, что этот таинственный заказчик обещал «исполнителям» кровавого «заказа»  свое покровительство и помощь — как говорится, в случае чего… Ведь более наглое и дерзкое покушение придумать невозможно: убивать Потапова  решили  белым днем, при свидетелях, во дворе жилого дома, куда преступники приехали на автомобиле с государственным номером! Они даже не скрывали своих лиц! Лично у меня складывается впечатление, что Ильющенков и Ибатулин были уверены: убийство Потапова им сойдет с рук. Из этого предположения напрашивается вывод: тот, кому понадобилась смерть Потапова, человек достаточно влиятельный, чтобы спустить убийство депутата на тормозах…

Проанализировав ситуацию, я высказал собственное мнение. А именно:  похоже, что покушение, имевшее место 22 декабря, — это страшный отголосок конфликта с сотрудниками транспортной милиции, в котором  Потапову довелось принять участие 9 октября 2011 года. Сергей Анатольевич сказал, не задумываясь:

— Теперь и мне так кажется…

Но об этом инциденте — в следующей публикации…

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

 

P. S. Этот материал был подготовлен к  публикации, когда стало известно об еще одном кровавом преступлении. В ночь с 1 на 2 января 2012 года в собственном  доме подверглась нападению  супружеская пара — Ирина и Евгений  Бураковы, а также находившийся у них в гостях Валерий Кобзев.  Со слов потерпевших  (все они попали в больницу с рублеными ранами различной степени тяжести),  среди трех нападавших, вооруженных топором, находился якобы и Александр Ильющенков. Тот самый, который присутствовал при покушении на Сергея Потапова. Тот самый, который был отпущен под подписку о невыезде и надлежащем поведении (!) сотрудниками МСО Следственного управления СКР  по Иркутской области. Тот самый, который якобы проходит в настоящее время всего лишь свидетелем по делу о покушении на депутата Потапова.

После преступления, совершенного в ночь с 1 на 2 января, череда злодеяний,  которые начались 9 октября 2011 года (о них отдельный разговор), представляется какой-то невероятной фантасмагорией, порожденной, как я полагаю, сотрудниками правоохранительных и следственных органов. Совершенно немыслимой  и неправдоподобной мне представляется информация о том, что по состоянию на 9 января 2012 года, когда я пишу эти строки, Александр Ильющенков якобы пребывает на свободе. По крайней мере, мне об этом сообщили граждане, в чьей информированности я не сомневаюсь.

Злодей, отпущенный на свободу, продолжает творить свои черные дела. Кто ответит за все, что произошло в городе Алзамае и, не приведи, конечно,  господи, может произойти еще?..

И еще одна немаловажная ремарка. Накануне  Нового года правоохранительные органы начали собирать любой негативный материал на депутата Сергея Потапова. Этой  же самой «работой» они энергично занимаются и в наступившем 2012 году. Видимо, у людей в погонах не остается времени на то, чтобы задерживать реальных, настоящих, полновесных преступников, уже совершивших кровавые злодеяния.  Похоже на то, что полицейские намерены превратить Сергея Потапова в некоего «плохого парня» и таким образом если не оправдать, то хотя бы объяснить факт покушения на него. Дескать, сам виноват в том, что в него стреляли… С правовой точки зрения — полный абсурд, но и  ситуация, которую я поведал читателям в этой статье, абсурдна по сути, но, увы, реальна по содержанию…

 

Фото автора.

На фото: Сергей Потапов рассказывает и показывает, как его пытались убить;
На двери «Туарега» отчетливо видна  пробоина от заряда картечи

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии