Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Критика по плану, работа по графику

02 декабря, 2013

 

 

Губернатор и правительство области настроены решительно бороться со всеми негативными явлениями, но в первую очередь — с недоработками чиновников и органов местного самоуправления.

Заседание правительства Иркутской области началось с того, что губернатор Сергей Ерощенко официально объявил о кадровых новостях. Екатерина Мохкамова назначена заместителем председателя правительства с возложением на нее обязанностей по управлению финансовым блоком; Елена Осипова после недолгого пребывания в статусе заместителя министра была назначена министром образования. Представляя новых сотрудниц, губернатор подчеркнул, что Елена Осипова родом из Жигалово и проблемы территорий знает, а Екатерине Мохкамовой следует больше бывать на территориях — «в отличие от Алексея Зезули, чтобы знать о ситуации на местах, по крайней мере, не меньше меня». Руководителем областной службы финансового контроля вместо Екатерины Мохкамовой назначена Татьяна Николашкина.

 

Есть ли у вас план?

На отчет руководителя Службы архитектуры Иркутской области Екатерины Протасовой о разработке документов территориального планирования губернатор пригласил мэров нескольких городов и районов — именно муниципальные власти должны готовить схемы территориального планирования районов и генеральные планы городов.

— Эти документы можно условно назвать стратегией развития территорий на ближайшие 20—30 лет, — пояснила Екатерина Протасова, — а планы землепользования и застройки — это уже механизмы реализации этой стратегии на конкретной территории.

Процесс разработки документов территориального планирования начался в области в 2009 году, однако большая часть действующих контрактов была заключена в 2011—2012 годах. Это случилось только благодаря тому, что областным правительством была разработана и реализована программа софинансирования муниципалитетов в целях разработки документов территориального планирования. Утверждение документов происходило уже после разработки, то есть в конце 2012-го и на протяжении всего 2013 года. На начало декабря картина складывается уже позитивная: разработаны все схемы территориального планирования, утверждено 78 процентов документов по городским поселениям, 67 процентов — по сельским поселениям, по муниципальным районам — 88 процентов (то есть 29 районов из 33). До сих пор не утверждены схемы Жигаловского, Катангского, Куйтунского и Шелеховского районов. Что примечательно — Жигаловский и Шелеховский районы заключили контракты на разработку схем еще в 2007—2008 годах, однако до сих пор числятся в отстающих, и их названия звучат на каждом заседании правительства на эту тему. Семь сельских поселений приняли решение о нецелесообразности разработки собственных планов — такое в принципе действующим законодательством допускается.

В декабре 2012 года в федеральные законы, в том числе в Градостроительный кодекс, были внесены очередные поправки, установившие предельные сроки предоставления документов территориального планирования на согласование — до 31 марта 2013 года для муниципальных районов и до 31 декабря 2013 года для всех остальных муниципалитетов. Четыре упомянутых Екатериной Протасовой района обещали предоставить свои документы 1 декабря, и правительству, в общем, осталось недолго ждать либо выполнения этого обязательства, либо очередного обещания и просьбы о переносе срока. Важнее другое: с этого срока вступает в силу запрет производить резервирование, выделение и перевод в другую категорию земельных участков, предназначенных для строительства любых объектов — от федеральных до частных, если этих объектов нет в генеральном плане. Понятно, что при отсутствии генерального плана как такового, нельзя будет выделить вообще ни одного участка. Екатерина Протасова представила членам правительства список муниципалитетов, которые уже вышли за установленные временные рамки, и назвала районы, в которых утверждение схем идет медленно. Так, в Братском районе не утвержден план одного городского и 13 сельских поселений, в Куйтунском районе — 17 сельских поселений из 21 имеющегося; в Нижнеудинском районе — 10 из 23, в Тулунском — ни одно из 24 и так далее.

В правительстве Иркутской области на согласовании находятся документы 110 сельских поселений. Однако не оно тормозит процесс — гораздо сложнее согласовать документы в федеральном правительстве. Причина, по словам Екатерины Протасовой, состоит в том, что Рослесхоз с большим трудом согласовывает схемы развития городов и поселков за счет лесных территорий, и именно из-за этого вести переговоры в министерстве регионального развития очень трудно. Разработка схем территориального планирования вскрыла множество проблем с постановкой на кадастровый учет лесных участков, и сейчас в непростой ситуации находятся Усть-Кутский, Нижнеудинский и Братский районы. Из-за отсутствия в муниципалитетах правил землепользования вскоре нельзя будет получить и разрешение на строительство любых объектов, за исключением тех территорий, для которых градостроительные регламенты не распространяются.

В итоге из 446 муниципалитетов области в пяти районах приняли решение не разрабатывать правила развития межселенных территорий, три муниципалитета — поселок Кеуль в Усть-Илимском районе и два поселка в Тайшетском районе — ликвидируются. Из остальных правила утверждены для 75 процентов городских и 55 процентов сельских поселений.

 

Областной центр в эпицентре внимания

— По городу Иркутску ситуация настораживающая, — заявила Екатерина Протасова. — Здесь 30—40 процентов не охвачено утвержденными правилами землепользования и застройки, это вся центральная часть города. Соответственно, норма, запрещающая выдачу разрешений на строительство, в случае неутверждения правил будет для Иркутска задействована.

Мэр Иркутска Виктор Кондрашов в ответном выступлении заявил, что причиной задержки стал тот факт, что центральная часть города была включена в список исторических поселений. Для таких территорий попросту не существовало утвержденного порядка согласования правил застройки, но сейчас этот вопрос решен, и на последнем в уходящем году заседании городской думы 26 декабря правила будут утверждены.

— У вас-то уверенность есть, а вот у нас ее совсем нет, — ответил на это губернатор Сергей Ерощенко. — Объясните мне, как при наличии генерального плана вы меняете назначение земельных участков? Мы это уже с Сергеем Брилкой на заседании фракции «Единой России» в Законодательном собрании обсуждали. Не пора ли провести какие-то общественные слушания, чтобы разобраться в этой проблеме? Даже сегодня мне министр строительства Литвин рассказывал, как трудно идет процесс выделения земли для строительства детских садов. Тем не менее при наличии  генерального плана Управлению капитального строительства выделяется земля под благоустройство, а потом один человек — мэр города Иркутска — без всякого конкурса, своим распоряжением меняет назначение земли на многоэтажную застройку. При этом в бюджет города не поступает ни копейки денег, а иногда еще и производится расселение за счет бюджета города! В градостроительных документах раз и навсегда должно быть прописано, что одним распоряжением одного человека такие вещи не делаются. Если это происходит, то это уже забота не правительства, а совсем других органов.

Губернатор потребовал от службы архитектуры подготовить предложения по внесению изменений в областное и федеральное законодательство, защищающие центр Иркутска от застройки, — своего рода охранной грамоты. Заместитель председателя Законодательного собрания Сергей Брилка в своем выступлении поддержал губернатора полностью, а вот депутат Законодательного собрания и экс-председатель городской думы Андрей Лабыгин — частично. По мнению Лабыгина, случается, что нужно принять какое-то оперативное решение, и тогда нет времени собирать комиссию, созданную при городской администрации для решения земельных вопросов.

— Правда, деятельность комиссии должна быть гласной, — оговорился Лабыгин. Можно, например, пригласить в нее депутатов городской думы, и тогда будет понятна логика действий этой комиссии.

Андрей Лабыгин, видимо, забыл на секунду, что в городской думе у целого ряда депутатов есть интересы в строительном бизнесе и приглашением их в комиссию можно будет добиться не гласности, а  того результата, который бывает при свободном пропуске козла в огород. Не поверил экс-спикеру и губернатор, заявивший, что происходящее в городе «ни в какие цивилизованные рамки не лезет».

— Гласно или закрыто у вас там это все происходит — не имеет значения, — заявил губернатор. — Мы все равно по городу Иркутску отстаем по всем параметрам, мы не можем выделить земли под строительство детских садов, у нас отвратительное соотношение «цена — качество» жилищного строительства. Все соседние регионы нас превосходят, даже Бурятия. Это происходит именно потому, что в городской бюджет не поступают платежи за землю и не на что строить инфраструктуру. Коммуникации из воздуха не появятся! В Красноярске от одной только рекламы в бюджет города поступает по 300 млн рублей в год, а нам не на что строить больницы и детские сады. Если УКС города Иркутска строит жилье и продает его по ценам даже выше рыночных, нужно, чтобы в это предприятие пришли налоговые органы и потом доложили нам — сколько средств получил бюджет города Иркутска, сколько построено дорог, больниц, школ и так далее.

 

Будем лес тушить по инструкции

Руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Владимир Шкода доложил правительству о мерах по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки работы Агентства, и в лесном комплексе области в целом. «Волжским институтом леса» в соответствии с заключенным контрактом  внесены поправки в лесной план Иркутской области. Тем самым план был приведен в соответствие с федеральным законодательством, подготовленный по этому случаю проект указа губернатора об утверждении плана находится на согласовании в правительстве. Приведение в порядок лесохозяйственных регламентов и всей работы лесничеств в целом запланировано на 2014 год. Приведены в порядок внутренние документы подчиненных Агентству структур.

На оснащение пожарно-химических станций из бюджетов всех уровней выделено 375 млн рублей. Предполагалось, что в течение года будут куплены 167 единиц специальной техники – куплено, правда, всего 64 машины на сумму 153 млн рублей (за счет федеральной субвенции). Из бюджета Иркутской области на приобретение и содержание (доукомплектование) девяти пожарно-химических станций выделено 159 млн рублей. В ходе этих хлопот сотрудники Агентства обнаружили вопиющее несоответствие регламента о работе пожарно-химических станций, разработанного еще в 1997 году, и реалий современной жизни — часть оборудования уже не выпускается, современного, напротив, нет в регламенте. Как тут не вспомнить аналогичный случай с лабораторией мониторинга окружающей среды в одном из городов области, до середины 90-х годов работавшей по регламенту конца 1950-х. По нему нельзя было приобрести электронный микроскоп (при Хрущеве и слов-то таких не знали), зато можно было иметь в хозяйстве лошадь с телегой для дальних поездок.

Агентство активизировало работу по взысканию недоимок по аренде лесных участков. Всего природопользователи задолжали бюджету более 250 млн рублей, для взыскания которых было подано 137 исковых заявлений в суды. Суды приняли исков на сумму 49 млн рублей, расторгнуто девять договоров об аренде лесных участков и еще семь исков находятся в судах. Судебным приставам переданы исполнительные листы на сумму 141 млн рублей. Одному из арендаторов предъявлен иск из-за невыполнения договорных обязательств по восстановлению и противопожарной защите лесов. Заодно придется заплатить неустойку на сумму 2 млн рублей. Ряд сотрудников Агентства — вплоть до заместителя руководителя — были уволены со своих постов за недосмотры в работе с арендаторами и накопленные недоимки и неэффективное расходование бюджетных средств. Многие сотрудники получили взыскания в виде выговоров.

Губернатор и члены правительства высказали Агентству еще ряд замечаний — в том числе и по незаконному захвату лесных участков в Иркутском районе. Сергей Ерощенко предложил Владимиру Шкоде активнее обращаться за помощью в правительство и федеральные структуры.

— Ко мне в среднем раз в месяц приходят с просьбами выделить тот или иной лесной участок под застройку, — поделился губернатор. — Раньше приходили чаще, теперь реже. Я ни одного участка не подписал и не подпишу: есть территориальное планирование, есть генеральные планы, нужно действовать нормальным порядком. Я поддержу планы развития городов и районов, но сделать это нужно цивилизованно — и потом отчитаться перед жителями региона.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: В 2014 году из-за отсутствия схем территориального планирования
и генеральных планов может быть остановлено любое строительство


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии