Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Короткая сессия с большим резонансом

22 декабря, 2014

Внеочередная сессия Законодательного собрания, проведенная 17 декабря, стала неожиданностью даже для многих депутатов. Собрал ее, воспользовавшись своим правом главы региона, губернатор Сергей Ерощенко. Он же предложил и всю повестку сессии, так что депутаты не могли ни прибавить, ни отнять ни одного пункта. Как пояснила председатель Законодательного собрания Людмила Берлина, вся повестка была обусловлена требованиями федерального законодателя и, по всей видимости, даже для губернатора решение о проведении внеочередной сессии стало вынужденным.

Мы странно встретились...

В повестку дня предварительно были включены четыре вопроса, однако представитель губернатора в Законодательном собрании Роман Буянов попросил снять с повестки дня проект закона Иркутской области «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», что и было сделано. Председатели комитетов по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, по собственности и экономической политике и по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве просили сделать в работе сессии перерыв, во время которого они планировали провести заседания своих комитетов и сделать все возможное, чтобы в рамках текущей сессии принять законы в окончательном виде. И эта просьба была принята депутатами.


«По данным министерства финансов, все деньги были освоены в прошлом году, — отметил региональный уполномоченный по правам человека. — Сообщаю: объекты социальной инфраструктуры в поселке Луговое до сих пор не введены. Они будут введены не тогда, когда правительством документы подписаны, а когда ими будут пользоваться граждане. В сентябре министр строительства перерезал ленточку, и СМИ сообщили, что детский сад наконец-то введен. Морозы, которые были в начале месяца, показали, что детей туда водить нельзя, потому что там плюс семь-восемь градусов всего. Точно так же не начала работать поликлиника».

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова представила депутатам проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». В соответствии с Бюджетным кодексом налог на доходы физических лиц в сельской местности устанавливается в размере 2 процентов, единый сельхозналог — 20 процентов. Правительство Иркутской области предложило увеличить НДФЛ на 8 процентов и довести его до 10 процентов.

Что касается межбюджетных трансфертов, то министр финансов предложила отступить от принципа распределения средств по количеству жителей. Это объясняется тем, что 45 процентов населения области проживают в трех городах — Иркутске, Братске и Ангарске, то есть муниципальных образованиях, где и без того средств хватает. Поскольку профильный комитет законопроект рассмотрел и поддержал, сессия приняла решение одобрить закон.

Министр имущественных отношений Антон Протасов представил проект закона Иркутской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области». Министр напомнил, что региональные власти во многих областях страны вообще отнимают у муниципалитетов все полномочия, за исключением минимального набора, необходимого для функционирования городов и районов. Правительство Иркутской области подошло к проблеме более избирательно: к правительству переходят всего семь полномочий, регулирующих вопросы распоряжения земельными участками всего в двух муниципальных образованиях — Иркутске и Иркутской области. Хотя на заседании комитета власти обоих муниципальных образований выступали против этого предложения, на сессии дискуссии не возникло, и закон был принят в первом чтении.

Закон есть, денег пока нет

Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан» представила депутатам министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Марина Садовская. Министр пояснила, что необходимость внесения изменений возникла в связи с реальной практикой применения закона — в частности, с необходимостью расселить две улицы в городе Усть-Илимске, построенные в непосредственной близости от берега Ангары и попадающие в зону воздействия Богучанского водохранилища.

Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин попросил объяснить, почему закон вынесен на рассмотрение сессии, если он поступил в аппарат Законодательного собрания за три рабочих или пять календарных дней до сессии. Регламент Законодательного собрания требует, чтобы законы вносились не менее чем за 30 дней. Более того, исполнение закона потребует дополнительных трат в размере 38 млн рублей, а параллельные поправки в бюджет — как того требует Бюджетный кодекс — не вносятся.

— Мои поправки, — напомнил Валерий Лукин, — неоднократно отвергались именно на этом же основании.

Марина Садовская пояснила, что закон вступит в силу только с 1 января 2015 года, следовательно, в бюджет 2014 года поправки вносить не нужно, а в бюджет 2015 года поправки внесут в январе. Что касается задержки с внесением, то виновата якобы прокуратура области, задержавшаяся с заключением. Комитет поддержал правительство и рекомендовал сессии принять закон.

Людей просто обманули

Валерий Лукин воспользовался своим правом на выступление.

— Так уж повелось, что только у меня есть свое мнение, и один из работников правительства сказал: «Ты бузотер, Лукин». А я не бузотер, я отстаиваю права и свободы граждан, причем так, как говорил в своей клятве: на принципах справедливости. Что касается текста закона. О том, что потребуются поправки, было известно еще в сентябре, когда закон рассматривали на комитете Алдарова и правительство отчитывалось по подготовке ложа водохранилища к затоплению. Я считаю, что сегодня некорректно сваливать вину на прокуратуру, якобы она не вовремя подготовила заключение. У нас два года подряд законы о переселении граждан вносятся на сессию в пожарном порядке, в конце года и депутатам все время говорят: надо срочно принимать, иначе будут проблемы у тех, кто хочет переселиться. Поэтому страдала и правоприменительная практика, и необходимо было каждый раз вносить изменения. Я знаю, что на комитете было принято решение принять закон, хотя я предлагал отклонить.

Первое основание для отклонения — несоответствие федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Полагаю, что нормы, ограничивающие права собственников определенной датой, записанные в этом законе, являются нарушением Конституции. Эти нормы не должны иметь места в этом законе. Что касается сроков действия закона, то у нас уже было 31 декабря 2013 года — к этой дате не справились, не были реализованы мероприятия, предусмотренные правительством области. Закон был внесен в новой редакции, причем это был беспрецедентный случай, когда между первым и вторым чтением закон полностью изменился даже в концепции. И вот сейчас мы опять продлеваем действие закона. Я знаю, что этим законом мы хотим подстегнуть тех, кто не хочет переселяться. Известно, как происходило переселение из Кеуля, когда там перестали работать школы и детские сады, отключили электроэнергию, людям обещали — «Переселитесь в Луговое, там все будет». Год назад на сессии первый заместитель губернатора Владимир Пашков уверял депутатов, что все запущено, все работает. Через неделю после этого я привез фотографии, где было видно, что у некоторых объектов в Луговом даже крыши нет.

По данным министерства финансов, все деньги были освоены в прошлом году. Сообщаю: объекты социальной инфраструктуры до сих пор не введены. Они будут введены не тогда, когда правительством документы подписаны, а когда ими будут пользоваться граждане. Мне пришлось несколько раз напоминать министерству строительства, что объекты не введены, и пояснять: когда не исполняются обещания, теряется доверие к органам власти. В сентябре министр строительства перерезал ленточку, и СМИ сообщили, что детский сад наконец-то введен. Морозы, которые были в начале месяца, показали, что детей туда водить нельзя, потому что там плюс семь-восемь градусов всего. Я обратился к новому министру с вопросом: почему Управление капитального строительства, которое является заказчиком, не предъявляет требования к строителям? Но к сожалению, это не было услышано. Точно так же не начала работать поликлиника.

В этом поселке ведь не только переселенцы из зоны затопления, но и другие жители, их больше трех тысяч. Люди не могут пользоваться качественными услугами здравоохранения, школы в поселке нет. В Кеуле все было через дорогу, а сейчас детей возят в Марково. Людей просто обманули. Это ненормально, это не красит власть. Я вынужден говорить об этом публично, потому что мои письменные обращения не получают ответа, — завершил свое выступление Валерий Лукин.

Представитель губернатора Роман Буянов заверил депутатов, что в первом полугодии 2015 года правительство решит все проблемы, связанные с расселением из зоны затопления, — пройдут суды, будут выплачены компенсации. Однако о сроках завершения строительства и дате ввода в строй социальных объектов не было сказано ни слова. Несмотря на возражения Валерия Лукина, законопроект был принят.

...И быстро разошлись

После получасового перерыва, во время которого состоялись заседания комитетов, все законы были приняты во втором и окончательном чтении. Сессия завершилась всего через полтора часа после начала. Следующая — и последняя в уходящем году — сессия областного парламента состоится 24 декабря.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Валерий Лукин опечален законотворческой деятельностью правительства области

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии