Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Конституция РФ: время менять документ?

16 декабря, 2013

 

 

29 ноября в Иркутском государственном техническом университете проведены научно-практические и общественно-политические слушания «Конституции Российской Федерации – 20 лет». Организаторами слушаний выступили Законодательное собрание Иркутской области и ИрГТУ. В пленарном заседании и слушаниях на пяти площадках приняли участие заместитель председателя Законодательного собрания Сергей Брилка, председатели комитетов и комиссий ЗС Андрей Лабыгин, Борис Алексеев и Владимир Матиенко, и. о. ректора ИрГТУ Александр Афанасьев, депутат Государственной думы Иван Грачев, а также более трехсот студентов, аспирантов и преподавателей вузов Иркутска (НИ ИрГТУ, ИГУ, БГУЭП). Слушания были разделены на несколько секций — «Конституционные основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»; «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ: проблемы реализации и защиты»; «Политические партии как институт политической системы РФ: состояние и перспективы развития»; «Конституция РФ и перспективы инновационного развития экономики России».

 

Владимир Матиенко (справа) и Михаил Мушинский ведут заседание секции

 

Не совсем обычная область

Открывая заседание второй секции, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике  и связям с общественными объединениями ЗС Владимир Матиенко отметил, что в регионах России сформировались собственные локальные модели гражданского общества. Эти сообщества формируются под воздействием местных обстоятельств — в Иркутской области, например, существуют коренные народы; большие группы потомков переселенцев XVII—XX веков и относительно новые национальные диаспоры, формирующиеся в последние два десятилетия. Тем не менее в области нет серьезных межнациональных конфликтов, и необходимо прилагать максимум усилий, чтобы так и было впредь.

— Конституция, которая была принята двадцать лет назад, не лишена недостатков, — отметил Владимир Матиенко, — как и почти любой другой документ такого рода. Но в целом это добротный документ, создавший отправные условия для формирования нашего современного государства. Для меня, как председателя комиссии по связям с общественностью, представляется очень важной работа по дальнейшей отладке связей между властями всех уровней, бизнесом, общественными объединениями и отдельными гражданами.

Владимир Матиенко напомнил участникам круглого стола и о такой особенности Иркутской области, как большое количество временно пребывающих на ее территории иностранцев. С одной стороны, это многочисленные студенты и аспиранты из Монголии и Китая (многие из них учатся именно в ИрГТУ), граждане Вьетнама, Южной Кореи и других стран Юго-Восточной Азии, приезжающие к нам с деловыми и туристическими целями. С другой  — это многочисленные общины граждан ближнего зарубежья, в том числе бывших республик СССР, приезжающих в основном на заработки. Почти у каждой такой национальной группы в области имеется собственное общественное объединение, национально-культурная автономия или землячество — очень важно найти общий язык с каждой из них, сохранить тот специфический мирный уклад, который удалось создать в последние десятилетия. Большую роль в этом сыграла Конституция Российской Федерации, дающая иностранцам и даже людям без гражданства многие важные права наравне с гражданами России.

К сожалению, отметил депутат, далеко не всегда и не все ведут себя так, чтобы развитие страны шло именно по конституционным принципам равенства и демократии. В ходе недавно прошедших выборов в Законодательное собрание против оппозиционных партий, в том числе «Гражданской платформы», применялись незаконные методы борьбы — административный ресурс, давление на кандидатов, кандидаты-двойники и партии-спойлеры (то есть партии, не имеющие реальных кандидатов, но с очень похожими названиями). На сессии Законодательного собрания, прошедшей 27 ноября, был принят областной закон, разрешающий муниципальным образованиям самостоятельно решать вопрос о проведении выборов по одной из трех схем — по одномандатным округам, по партийным списка или по смешанной (в той или иной пропорции) системе. По сути, партия «Единая Россия», которая провела этот закон в полном одиночестве (депутаты от всех других партий официально отказались голосовать за этот закон), сделала все возможное, чтобы затормозить развитие в области партийных организаций и сохранить свою монополию на власть.

 


Конституцию нельзя постоянно корректировать и подвергать пересмотру — это закон, который призван описывать главные параметры курса государства. Если поправки вносятся, это означает решительную смену курса, как, собственно, и произошло в 1993 году. С другой стороны, общественные отношения развиваются и законодательство приходится корректировать — в том числе иногда стоит поправить и основной закон.
 

Конституция — основа, но не догма

Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Михаил Мушинский согласился с высказанной Владимиром Матиенко оценкой Конституции как «несовершенного документа», остановившись, в частности, на статье 56, трактующей порядок введения на части территории страны чрезвычайного положения. Эта статья не допускает ограничения основных прав и свобод, но ситуация наводнения на Дальнем Востоке, случившегося в августе-сентябре 2013 года, отчетливо показала, что право на предпринимательскую деятельность в такой обстановке должно быть ограничено, иначе чрезмерно ловкие коммерсанты начинают распродавать гуманитарные грузы и взвинчивают цену на бутилированную воду.

— Понятно, что эта норма попала в Конституцию именно потому, что авторы документа не хотели возврата к советской системе, но сейчас она выглядит излишне категоричной, — констатировал Михаил Мушинский.

Конституцию нельзя постоянно корректировать и подвергать пересмотру — это закон, который призван описывать главные параметры курса государства. Если поправки вносятся, это означает решительную смену курса, как, собственно, и произошло в 1993 году. С другой стороны, общественные отношения развиваются и законодательство приходится корректировать — в том числе иногда стоит поправить и основной закон. В 2008 году, например, депутаты Государственной думы увеличили срок полномочий президента, а в 65-ю статью внесли 10 поправок, вызванных процессом объединения «матрешечных» субъектов. Иркутская область, как все помнят, была в числе таких регионов и после проведения референдума объединилась с Усть-Ордынским автономным округом.

С технической точки зрения можно пойти американским путем и добавлять к конституции поправки (каждая из которых может быть самостоятельным большим документом со многими разделами), но гораздо удобнее править имеющийся текст, исключая устаревшие положения и добавляя к нему новые.

— Я так подробно говорю об этом, — пояснил заведующий кафедрой, — потому что тема, кажется, уже назрела. Только что Совет федерации одобрил поправку, объединяющую Верховный и Арбитражный суд, а глава 7 будет теперь называться не «Судебная власть», а «Судебная власть и прокуратура». Нужно, однако, учитывать, что относительно легко принять поправки в главы с 3-й по 8-ю, а вот главы 1-я, 2-я и 9-я потребуют перепринятия всей Конституции, потому что тут речь идет об основах конституционного строя.

 Среди участников конференции много студентов

 

 

Конфликты были, есть и будут

Участники секции в живой и непринужденной атмосфере обсудили доклады, положение некоммерческих и негосударственных организаций, возможность их участия в экспертизе законов — в том числе используя возможности Общественной палаты Иркутской области. Общественные организации могли бы принять участие в антикоррупционной экспертизе законодательства и работы государственных органов — если бы правоохранительные органы, для которых эта экспертиза стала бы поводом для действия, не были поражены коррупцией сильнее, чем любые другие структуры.

Межнациональные отношения и возможности специально подготовленных посредников-медиаторов в локализации и прекращении таких конфликтов были признаны важными, но пока довольно скромными. Общеизвестно, что все страны бывшего СССР являются полиэтническими и на территории шести из них имели место военные конфликты. Большая часть жителей России оценивает межнациональные отношения как сложные и напряженные — но в то же время для ведения переговоров между сторонами, для любых попыток сгладить конфликт или прекратить его требуется, чтобы переговорщик был не только хорошо подготовленным человеком, но и авторитетом для обеих сторон.

Как ни парадоксально и не обидно будет сказанное для представителей диаспор, прочно обосновавшихся в различных общественных советах, но исследования социологов доказали: лишь девять процентов мигрантов (вокруг которых сегодня концентрируется самое большое количество проблем и конфликтов) знают о существовании национально-культурных объединений. Официальные диаспоры вмешиваются в конфликт только после того, как он уже разгорелся и, как правило, успел зайти в тупик. Диаспоры вообще не успевают дойти до тех людей, с которыми чаще всего общаются коренные жители региона — в маршрутках, на рынках, в магазинах, на стройках и так далее. Законы об обязательном изучении государственного языка действуют только в стенах вузах, но не действуют для основной массы трудовых мигрантов.

Результат понятен: мигранты стараются замкнуться в небольших группах (семьях, бригадах, общинах); коренные жители на словах и для вида в «официальных» обстоятельствах демонстрируют гостеприимство, в реальной жизни очень часто настроены на конфликт и агрессию. Решения этой проблемы пока нет нигде — ни в США, ни в Европе, ни в России. Понятно, по крайней мере, что национальные автономии не могут служить посредниками между конфликтующими сторонами — и в силу отсутствия авторитета у «своих», и в силу отсутствия доверия у коренного населения. В идеале функцию посредника должно было бы взять на себя государство, одинаково относящееся ко всем — гражданам РФ и иностранцам. Увы, и в этом случае требуется большая дополнительная подготовка, которая стала бы гарантией того, что сотрудники полиции не войдут в шапках в православный храм или в ботинках — в мечеть.

Все материалы слушаний будут опубликованы в специальном сборнике статей, издание которого запланировано на начало следующего года.

Арнольд Ларионов, «Байкальские  вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии