Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Кому живется весело да льготно на Руси?..

21 мая, 2012

 

 

И где искать дорогу в финансовый рай?

 

Круглый стол «Оценка эффективности предоставления налоговых льгот в Иркутской области» состоялся 18 мая в Законодательном собрании Иркутской области. Выяснилось, что, в отличие от обычной жизни, в экономике льготы получают самые сильные — те, кому хватает смелости их требовать и настаивать на этих требованиях.

Организатором круглого стола стал комитет по бюджету под председательством Сергея Курилова (фракция «Единая Россия»).  Несмотря на просьбы коллег-депутатов, торопившихся на следующее мероприятие, провести мероприятие за час, Курилов сразу заявил, что обсуждение будет продолжаться столько, сколько потребуется, а самую важную информацию он готов пересказать коллегам лично.

Главной целью было обсуждение итогов работы предприятий, имеющих налоговые льготы, и, в идеале, разработка методики оценки эффективности предоставления таких льгот.

Сергей Курилов пояснил, что на территории области действуют различные виды льгот, что, с одной стороны, вроде бы демонстрирует гибкость подхода областных властей к различным отраслям, а с другой — усложняет работу по оценке эффективности. Помимо результатов работы, отметил Курилов, следует оценивать и потенциальную эффективность различных программ социально-экономического развития и инвестиционных проектов.

 

В ближний бой не лезь — работай в корпус!

Заместитель председателя правительства Иркутской области — министр экономического развития и промышленности Иркутской области Игорь Корнеев начал свое выступление с новаторского обращения: «Добрый день, уважаемый депутатский корпус». Даже не начав листать презентацию, он попросил депутатов учесть, что областное правительство подписало дополнительное соглашение о социальном партнерстве с компанией Роснефть, предполагающее выделение области дополнительно 570 млн рублей.

Почему с этого надо было начать, депутаты не очень поняли, но спорить не стали, тем более что министр тут же сделал важное заявление: Иркутская область завершила формирование нефтехимического кластера, причем это будет «новый инновационный путь развития области».

Речевая избыточность выступления министра прошла незамеченной, поскольку все глубоко задумались: как это вы закончили формирование кластера, если нефтехимический комбинат и нефтепроводы работают в области несколько десятилетий? Новшеством является разве что нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», да и то ему уже два-три года от роду.

Игорь Корнеев призвал депутатов пойти навстречу бизнесу и не только оказать ему административную поддержку, с которой справляется правительство, но и создать комфортное законодательство. Если это будет сделано, пообещал министр, область и в будущем сможет рассчитывать на инвестиционные программы, социальные проекты и выплату средств, с помощью которых правительство сможет само решать некоторые проблемы области.

 

Мечты Газпрома сбываются

Сергей Курилов поблагодарил министра за выступление, отметив и его краткость, и отсутствие презентации и документов, поскольку слова в дело не подошьешь — только в стенограмму включить можно, а стенограмма не документ. Игорь Корнеев попросил разрешения выступить с «постскриптумом» и заявил, что 17 мая поздно вечером состоялись переговоры с компанией Газпром по поводу газификации региона. Компания вроде бы попросила правительство области предоставить справку о потребностях в газе, чтобы оценить возможные расходы и экономический эффект.

Правительство могло бы ответить, что оценка была сделана давным-давно и включалась в проект программы экономического развития области еще в 2006 году, при губернаторе Александре Тишанине. Но видимо, так и не успело вставить эту реплику, поскольку Газпром без всякой паузы, до всяких оценок и исполнения хоть каких-то обещаний (даже бассейн, анонсированный как подарок к 350-летию Иркутска, не достроили), потребовал себе налоговых льгот и инвестиционного комфорта. С Газпромом в нашей стране не спорят, и льготы, видимо, будут...

 

Активы — в пассиве

Руководитель регионального управления Федеральной налоговой службы Константин Зайцев напомнил, что в области действуют льготы четырех видов (по транспортному налогу, налогам на прибыль и на имущество, упрощенная схема налогообложения), и рассказал депутатам о результатах применения льгот, введенных в 2008—2011 годах.

Хотя компаний, ухитрившихся доказать необходимость применения к ним налоговых льгот, оказалось всего десятка полтора, потери областного бюджета можно оценить в несколько десятков миллионов рублей. По четыре компании сумели обновить свое оборудование и реализовать небольшие инвестиционные проекты, при этом рост стоимости основных активов у компаний, получивших льготы, составил 11 процентов, а у остальных компаний в тех же отраслях — в среднем 19 процентов.

Такой парадоксальный результат сильно удивил и самого докладчика, и депутатов. Многие предприятия, особенно в сфере строительства, систематически, на 27—35 процентов в год, показывают в своей отчетности снижение налогооблагаемой базы — тоже способ «оптимизации расходов».

— Если простым языком говорить, у нас в строительстве полный провал, — заявил Константин Зайцев и предложил депутатам тщательней проанализировать ситуацию в отрасли.

 

Лучше год потерять, а потом — наверстать...

Министр финансов области Алексей Зезуля привел свои аргументы в пользу налоговых льгот. Он напомнил депутатам, как устанавливаются налоговые льготы (это делает федеральный законодатель) и как могут внести в этот процесс лепту областные и местные власти.

В области действуют льготы на сумму более 6,7 млрд рублей, причем 5,6 млрд введены федеральным законодательством.  Ключевыми и наиболее важными для формирования бюджета, по оценке минфина, являются льготы по налогу на прибыль и на имущество.

Распространение тех или иных льгот происходит волнообразно: после очередного выступления экс-президента Дмитрия Медведева появились льготы для фармацевтов, потом — для тех, кто добывает нефть и газ, сейчас идет речь о льготах для перерабатывающей промышленности. Оценивать эффективность той или иной льготы можно с шагом в полтора года, то есть в 2012 году можно с полной уверенностью обсуждать только итоги применения льгот в 2010-м.

— Вводить льготы для всех скопом нельзя, — заявил министр, — так мы сразу порушим нашу устойчивую бюджетную конструкцию.

Федеральное правительство наметило курс на постепенное снижение налоговых льгот, напомнил министр, что неизбежно приведет к росту поступлений в консолидированный бюджет. В то же время полностью отказаться от них вряд ли стоит: предоставление льгот нефтедобывающим предприятиям привело к росту производства и опережающему (на 900 млн рублей выше прогноза) наполнению бюджета.

Всего есть три критерия эффективности льгот: экономическая — конкретные итоги деятельности предприятия; социальная — воздействие работы предприятия на отдельные категории населения; бюджетная — как льгота влияет на бюджет. Для минфина важна последняя, и чиновники оценивают в первую очередь воздействие льгот на формирование бюджета: как правило, два-три года бюджет теряет некоторые суммы, но после реализации инвестиционных проектов и расширения производства происходит рост поступлений.

Министерство финансов заинтересовано в среднесрочной стабильности, и министр хотел бы разработать «такой механизм, который гарантировал бы нам стабильное поступление налогов».  Именно минфин проводит ревизию применения льгот и в данный момент может заявить, что применение льгот на протяжении трех лет (2009—2011) имело положительный эффект.

— То, что поступление налога на имущество обгоняет темпы роста валового регионального продукта, говорит о правильности проводящейся политики, — заявил Алексей Зезуля.

В завершение своего выступления министр предложил ввести дополнительные критерии оценки эффективности предоставления льгот, причем включить их в налоговые декларации плательщиков. Это позволило бы сделать предоставление информации более быстрым, а налоговую политику регионов — более гибкой.

 

А может, лучше — каникулы?

Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева обратила внимание депутатов на упущения в законах и постановлениях о предоставлении предприятиям льгот. В этих документах нет таких критериев оценки, как отсутствие задолженности по налогам и платежам и долгов по зарплате, проведение в отношении предприятия процедуры банкротства и так далее. Более того, по информации Ирины Морохоевой, нет прямой связи между предоставлением льгот и инвестиционной активностью предприятия — КСП настаивает на том, чтобы льготы получали только те, кто увеличивает налогооблагаемую базу, причем на территории области.

Между тем, напомнила Ирина Морохоева, по всем прогнозам Иркутская область должна была увеличить свой бюджет до 100 млрд рублей уже через год после объединения с Усть-Ордынским округом, но этого до сих пор не произошло. Этот факт свидетельствует о неправильном подходе к оценке налогооблагаемой базы и доходов, начислению налогов и взиманию их с налогоплательщиков.

Ирина Морохоева призвала депутатов следовать в русле политики федерального правительства и отказаться от предоставления налоговых льгот, а для улучшения инвестиционного климата использовать другие методы — например, налоговые каникулы или инвестиционные налоговые кредиты.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии