Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Когда дурак на «Ангаре» свистнет?

14 мая, 2012

 

Легендарный ледокол не может пробить лед непонимания

 

Пожалуй, любой иркутянин знает: как у Петербурга есть легендарный крейсер-памятник «Аврора», так у Иркутска есть ледокол-музей «Ангара». Он находится в акватории Иркутского водохранилища, в небольшом заливе в микрорайоне Солнечном.

«Ангара» стала музеем 22 года назад — в результате усилий многих людей, в особенности активистов и руководителей Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Исторический ледокол несколько лет находился в катастрофической ситуации — полуразрушенный и полузатонувший, он ржавел и буквально погибал в том же Иркутском море. Общими усилиями его спасли, отремонтировали, превратили в музей и поставили на вечный прикол у отдельного причала. Сюда приходят туристы и горожане, гости и школьники.

Но если кто думает, что музеи живут спокойно, — тот заблуждается!

Вот уже более полугода Иркутское региональное отделение ВООПИиК подвергается бесконечным проверкам со стороны Восточно-Сибирского УГРН Ространснадзора. Используя несовершенство законодательства и пробелы в Кодексе водного транспорта РФ, этот орган предъявляет требования к стоящему на приколе ледоколу «Ангара» как... к транспортному средству!

Игнорируется очевидный факт, что двадцать два года судно стоит на тросах-расчалках без движения у специально построенного пирса. Чиновники требуют предоставить свидетельство о разрешении плавания по акваториям РФ под флагом РФ, судовую радиостанцию установленного образца, нанести бортовой номер в соответствии с требованиями речного регистра. Выдвигаются и другие требования, в том числе наличие средств пожаротушения как для транспортного средства. Будто кто-то собирается отправиться на «Ангаре» по Ангаре! Абсурд!

Пояснения, что в соответствии с действующим законодательством ледокол «Ангара» внесен в реестр памятников РФ и является объектом недвижимости, что требования представителей ВС УГРН противоречат целому ряду законов, тоже игнорируются. Представители общества подробно разъясняют, что Речной регистр в Российской империи был образован в 1913 году, ледокол работал в составе железнодорожной переправы через Байкал с 1900 по 1906 год, а последние 20 с лишним лет музеефицирован. Это разъяснение, как и все остальные, опять же никем не услышано.

Иркутское региональное отделение ВООПИиК доказало в суде несостоятельность подавляющего большинства требований, признав лишь необходимость устранения противопожарных недостатков, но согласия все равно не достигнуто! И теперь Ространснадзор вновь грозит судом, игнорируя статус ледокола как памятника истории и техники, находящегося в сфере законодательства об охране культурного наследия.

Председатель президиума ИРО ВООПИиК Владимир Китаев обратился к руководителю службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталию Барышникову с призывом оказать содействие в разрешении возникшего конфликта, видя в этом последнюю надежду.

Члены общества не сомневаются, что тучи над ледоколом сгущаются из-за подготовки его к продаже. Так ради сиюминутной выгоды отдельных лиц отвергаются вечные ценности...

Многим известно, что ледокол «Ангара», уникальный по возрасту и своей истории (был построен в Англии в Ньюкасле в 1899 году по разработкам великого русского флотоводца адмирала Макарова), сыграл стратегическую роль в годы Русско-японской войны, обеспечив переправу русских дивизий через Байкал при прорыве фронта.

За Уралом в России таких народных музеев только два: наш и Владивостокская крепость. Казалось бы, власти должны только гордиться такой исторической и технической реликвией и всячески поддерживать общественную организацию, которая вот уже 23-й год самостоятельно содержит ледокол в обстановке безудержного роста тарифов, особенно на электроэнергию.

На деле большую часть времени новые власти как бы не замечали ледокола и связанных с ним проблем либо неоднократно пытались с ним «разобраться», а попросту ледокол отобрать. Но общество охраны памятников защищалось гарантиями, полученными на законных основаниях от прежних властей, искало выход в обстановке сужения прав общественных организаций и спада благотворительной помощи из-за обнищания основной части населения, изменения законодательства, регулирующего благотворительность юридических лиц не в интересах благотворителей.

В 2006 году партия «Единая Россия» в ответ на обращение общества за помощью включила пункт о капитальном ремонте ледокола «Ангара» в свой партийный проект «Историческая память». Однако когда дело дошло до реального выделения денег на ремонт, выяснилось, что используемые партией деньги — федеральные государственные средства, которые на объект областной собственности использованы быть не могут.

Остается одно: как и в конце 80-х, совместными усилиями спасать ледокол от чиновников. Давайте подарим ледоколу порошковые огнетушители и брезентовые пожарные рукава. Это несложное оборудование можно просто купить и принести на борт судна-музея. Таким образом, как надеются воопиковцы, еще можно спасти музей — достояние города и всех горожан.  Спасти от продажи частным лицам, которые непременно превратят его в развлекательный ночной клуб или во что-нибудь «поинтереснее»...

 


Чиновники требуют предоставить свидетельство о разрешении плавания по акваториям РФ под флагом РФ, судовую радиостанцию установленного образца, нанести бортовой номер в соответствии с требованиями речного регистра. Игнорируется очевидный факт, что двадцать два года судно стоит на тросах-расчалках без движения у специально построенного пирса.
 

 

Сегодня с общественной организации ВООПИиК и ее руководства спрашивают документы, разрешающие плавание по российским рекам ледокола «Ангара», который больше двух десятков лет стоит на приколе в качестве музейного экспоната и ни в какое плавание не собирается. Это объект недвижимости, и мысль о его выходе на простор речной волны никому в голову не приходит. Но Ространснадзору — пришла!

Тогда возникает другой вопрос. А почему в мирное время на улице Советской вот уже много лет стоит военная машина?  Гроза фашистов, боевой танк «Т-34», чьи башня и дуло орудия направлены прямиком на иркутский аэропорт... Что это, собственно, значит: все самолеты — под прицелом? Где технический паспорт на боевую машину? Где разрешение вести любые действия, в том числе и просто стоять? Может, это у него передышка между боями, привал? И в любой момент он двинется с пьедестала...

А где бортовые документы, знаки, разрешение на полеты у самолетов, которые стоят у въезда на бывшую территорию ИВВАИИ и у здания авиазавода? Они, говорите, не собираются летать? Но ведь и «Ангара» не намерена плавать! И ледокол, и танк, и самолет — все это памятники.

А как ведет себя конь под маршалом Жуковым? Под Петром Великим — еще вон когда заметили — медная коняга скачет по ночам «по потрясенной мостовой». А наш? Что он делает в микрорайоне Солнечном? Кому подчиняется, к каким конюшням приписан?..

Скоро они, наши законники, доберутся и до мамонтов: по какому праву вымершие несколько веков назад животные торчат в музеях, среди нас, людей двадцать первого века?

Но не будем продолжать подобные маразматические рассуждения, пока нас не отправили прямиком на бульвар Гагарина. Но разве не такого же порядка утверждение о том, что ледокол «Ангара» «создает угрозу безопасности судоходства»?!

Требуемое «Свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации» предъявить никому невозможно, поскольку, как уже говорилось, судно не жаждет такого права и не может им быть обременено против воли руководства региональной организации ВООПИиК. А список членов экипажа и судовой журнал не могут быть предъявлены проверяющим хотя бы потому, что экипажа — нет! Судового журнала — нет! И испрашивать их у «Ангары» — все равно что требовать «черные ящики» с бортовыми записями от самолета-памятника.

И тем более интересно, как на балансе речного судоходства может числиться судно, которое 22 года назад музеефицировано, а до того момента, как это произошло, болталось по верхнюю палубу в акватории залива, и никому из чиновников до этого не было никакого дела!

Никто, кроме областного ВООПИиКа и его активистов, его в упор не видел. Это сейчас, когда ледокол восстановили и поставили на вечный прикол, кто-то, возможно, спохватился: а зачем строить яхту, если вот он — готовый корабль? Нужно его только приватизировать, а для этого все средства хороши.  Даже устаревшие законы...

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии