Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как же так, Виктор Иванович?

08 декабря, 2014

 

Мэр Иркутска, избранный народом, втянулся в обсуждение отмены выборов

 

По-настоящему открытая, публичная политика уходит в прошлое — во всяком случае, в Прибайкалье. Если трудный, сложный, нелицеприятный, но откровенный разговор власти с народом, когда черное называют черным, белое — белым, а истинные, пусть и не всегда красивые мотивы серьезных решений не подменяют политическими сказками, прежде, хоть и редко, но имел место, то сейчас уже безудержно правят бал информационные технологии (по-иностранному — пиар). Вот и в истории с инициативой об отмене прямых выборов мэра Иркутска много темных углов и закоулков.

Очевидна, например, нелепость финансово-бюджетных аргументов в письме депутатов городской думы в региональное отделение «Единой России». Так, например, удельный вес дефицита (превышения расходов над доходами) в бюджете Иркутска на 2015 год почти в десять раз меньше, чем в областном бюджете или бюджетах Братска и Ангарска, и в три с лишним раза меньше, чем в Ангарском муниципальном образовании (АМО). Более того, за счет повышения эффективности работы, например, муниципальных унитарных предприятий, в Иркутске можно сделать бюджет-2015 вообще бездефицитным.

 


Выборы мэра Иркутска 2010 года, когда в высоких кабинетах запланировали одно, а избиратели сказали совсем другое, до сих пор не дают покоя областному руководству. Уж и тогдашнего губернатора, «варяга» и карьерного чиновника Дмитрия Мезенцева, давно сменил крупный бизнесмен Сергей Ерощенко родом из Черемхово, а песни в коридорах власти, оказывается, все те же
.
 

 

Вызывают удивление и слова вице-спикера городской думы Александра Ханхалаева, что институт сити-менеджеров — градоначальников, не избранных народом, а назначенных конкурсной комиссией, — показал свою эффективность. Правда, показал в Бурятии (о чем, кстати, тоже можно поспорить), а опыт нашего региона Александр Казакович почему-то приводить не стал. Между тем он, этот опыт, перед глазами: полный, безоговорочный крах системы сити-менеджеров в Братске, Усолье-Сибирском и Ангарском районе. Если точнее, то низкая легитимность таких, с позволения сказать, градоначальников, соединившись с управленческой неэффективностью, образовала гремучую смесь самоуправства, коррупции и произвола.

Наверное, выборы мэра Иркутска 2010 года, когда в высоких кабинетах запланировали одно, а избиратели сказали совсем другое, до сих пор не дают покоя областному руководству. Уж и тогдашнего губернатора, «варяга» и карьерного чиновника Дмитрия Мезенцева давно сменил крупный бизнесмен Сергей Ерощенко родом из Черемхово, а песни в коридорах власти, оказывается, все те же. А в качестве инструмента для проведения очередного сеанса по обрезанию демократии опять используется «Единая Россия», включая ее региональное и городское отделения.

 


Практически все избиратели, голосовавшие за Виктора Ивановича в 2010 году, да и многие из других избирателей восприняли бы как должное совсем иное поведение мэра. Он, скажем, мог дать жесткий, ясный, решительный отпор инициаторам затеи по отмене выборов, поставить на место любителей закулисных комбинаций. За мэром — и это главное — избиратели Иркутска, причем в числе, несоизмеримом с голосами, полученными депутатами городской думы. И морально Кондрашов не вправе, не спросив мнения избирателей, пускаться в странные переговоры, выражая «полуодобрение-полуотрицание».
 

 

Ну да ладно, с инициаторами «оптимизации городского управления в Иркутске» более-менее ясно и понятно, как бы они ни напускали туману и ни запутывали следы. А вот что действительно вызывает удивление и печаль, так это позиция героя и победителя тех самых выборов—2010, мэра Виктора Кондрашова. Точнее, положа руку на сердце, отсутствие этой самой позиции как таковой.

Посудите сами. Человек, получивший на выборах поддержку более 62 процентов избирателей, пришедших голосовать, а это десятки тысяч иркутян, оказавших ему доверие, с легкостью не только соглашается обсуждать отмену всенародных, прямых выборов, но и, по существу, соглашается с этой самой отменой. Нет, хуже: он вначале (по уверениям многочисленных свидетелей — депутатов-единороссов) сначала согласился, затем, через пару-тройку часов, уточнил через пресс-службу, что все же «не поддерживает отмену выборов», хотя, судя по формулировке, как-то нерешительно. На следующий день — опять поддерживает, но с оговорками…

Уверен, что практически все избиратели, голосовавшие за Виктора Ивановича в 2010 году, да и многие из других избирателей восприняли бы как должное совсем иное поведение мэра. Он, скажем, мог дать жесткий, ясный, решительный отпор инициаторам затеи по отмене выборов, поставить на место любителей закулисных комбинаций. За мэром — и это главное — избиратели Иркутска, причем в числе, несоизмеримом с голосами, полученными депутатами городской думы. И морально Кондрашов не вправе, не спросив мнения избирателей, пускаться в странные переговоры, выражая «полуодобрение-полуотрицание». Широкие консультации с «нефильтрованной» аудиторией — вот что для начала должен, обязан был сделать мэр. Но не сделал.

По многим оценкам, Виктор Иванович Кондрашов победит на прямых выборах мэра в 2015 году, если они, конечно, состоятся. Но уклончивость градоначальника точно не прибавляет ему поддержки среди горожан. Не надо быть витиеватым там, где требуется быть прямым. Правда, не следует и преувеличивать урон Виктора Кондрашова от его собственных метаний. В конце концов, избиратели в большинстве своем у нас не злопамятные. Лишь бы мэр достойно работал в интересах города, а минутные слабости можно и простить. За примером далеко ходить не надо. В похожей ситуации пять лет назад оказался Сергей Серебренников — едва победив на выборах мэра Братска, получив доверие земляков на второй срок полномочий, он «сделал ручкой», ввязавшись в странную и бесславную эпопею за кресло иркутского градоначальника. И с треском проиграл как раз Виктору Кондрашову.

С тех пор утекло немало воды, братчане простили Серебренникова — на выборах мэра Братска минувшей осенью он одержал уверенную победу. Да и первые шаги в старом качестве показали, что Сергей Васильевич, сделав надлежащие выводы, взялся за работу по-настоящему — может, самоотдачи прибавило и чувство вины. Так же может получиться и с Виктором Ивановичем — с кем, в конце концов, не бывает? И все же из головы не выходит «бородатый» анекдот советской поры: ложки-то нашлись, а осадок остался…

Юрий Пронин, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: По многим оценкам, Виктор Иванович Кондрашов
победит на прямых выборах мэра.
Но уклончивость градоначальника
не прибавляет ему поддержки среди горожан


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии