Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

К тайнам фотосъемки

13 Февраля, 2012

 

 

Идут творческие люди с камерами в руках


В фойе областной филармонии открылась выставка учителей и учеников Байкальской академии фотографии.

 

Учиться этому искусству пришли любители — те, кто только начинает заниматься фотографией, и те, кто уже познал азы и теперь стремится к совершенству. Занятия делятся на курсы, каждый из которых длится шесть недель, но, пройдя занятия по одной теме, многие понимают, что полученных знаний маловато и надо бы поучиться еще, ведь фотосъемка на пленэре имеет свои особенности, а съемка студийная, постановочная — свои, и так далее.

Создавая академию, директор Наталья Щелокова привлекла к работе настоящих профессионалов. Начиная с 2008 года, когда академия только начала работать, около семисот человек прошли основы фотографического искусства у мэтров Сергея Дидоренко и Ивана Гурова, Эдгара Брюханенко и Валерия Орсоева, Анатолия Бызова, Сергея Долгих и Сергея Белова. Они постигали тонкости композиции, портретной съемки, учились обрабатывать изображения в программе «Фотошоп», чувствовать нюансы и различия в понятиях «свет» и «освещение», работать со вспышкой.

Педагоги Иван Гуров и Анатолий Бызов в прошедшем году стали лауреатами губернаторской премии Иркутской области.

В Академии учатся люди разных возрастов (от 13 до 65 лет) и разных профессий, некоторые стремятся проявить себя в профессиональной фотографии. Например, Женя Станевич начинала с азов, совершенствовалась, за три года стала штатным работником академии, членом фотографического общества.

Образовательный процесс каждый год оканчивается серьезным экзаменом — фотовыставкой, которая в этом году стала третьей по счету. Ее экспозиция состоит из трех блоков: это снимки учеников, работы учителей академии и фотографии учебного процесса.

— Каждый педагог представляет одну работу, — говорит старший преподаватель академии Сергей Дидоренко. — Ученики должны видеть новые работы учителей, чтобы знать, кто их учит. Педагог не должен расслабляться, он так же, как и ученики, постоянно совершенствует мастерство. Кроме того, педагогам необходимо внимательнее знакомиться с работами своих учеников, с которыми, в сущности, они мало знакомы.  Таким образом, получается, что выставка — это процесс познания друг друга, а также возможность показать посетителям творческий процесс, искусство фотографии — от простых кадров до вершин подлинного мастерства.

Что дает работа преподавателя такому занятому человеку, как, скажем, Анатолий Бызов? Фотограф чрезвычайно занят в академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова, где он служит, кроме того, он занимается собственными проектами, один из которых посвящен теме ветеранов Великой Отечественной. Анатолий Яковлевич говорит:

— Раньше меня спрашивали, есть ли у меня ученики. Я никогда не задумывался над этим вопросом, просто работал.

Предложение преподавать в академии принял с любопытством: почему бы не попробовать? Это занятие оказалось увлекательным. В процессе общения с учениками происходит обмен энергией, возникает необъяснимое чувство единения, которое словами не выразишь.

Иначе отвечает на этот вопрос Валерий Орсоев:

— Я очень хотел открыть курс репортажной фотографии, но, к сожалению, желающих оказалось мало. Удивляет, почему люди не понимают, что фотоискусство состоит именно из репортажных съемок. Сегодняшнего фотографа-любителя более привлекает работа прикладного, постановочного плана, и это плохо.  Человек не Господь Бог, не может улучшить природу. Натюрморт на фотографии не обязательно составляется из старинных бутылок или вазочек с сухоцветом, натюрморт лежит под ногами — надо только его увидеть.

Создавать композиции — это задача живописца, работа которого строится на воображении, размышляет Валерий Орсоев.  Фотоаппарат может фиксировать только события жизни, в этом его преимущество. Фотографу дан единственный шанс, чтобы снять художественное произведение: долей секунды раньше, долей секунды позже — фотографии нет, пропало настроение, растаяла атмосфера. Чрезвычайно сложно уловить момент, когда надо нажать на пусковую кнопку. Этот момент улавливается интуитивно — при условии, что фотограф умеет видеть, компоновать, ориентироваться в пространстве. Кроме интеллекта ему необходима еще и быстрота мышления.  Искусству фоторепортажа научиться сложно, наверное, поэтому многие идут по пути наименьшего сопротивления.

На выставке представлены выразительные, разнообразные по тематике фотографии мэтров-учителей. Работы учеников выглядят скромнее, но в некоторых чувствуется стремление не подражать, а самостоятельно видеть красоту Байкала или загадочность ночного города. Интересны и названия снимков: «Тайны предместья», «Что-то из Гоголя», «Один день из жизни «Ледовой истории», «Карамельки» — эти работы посвящены видам природы или урбанистическому пейзажу.

Привлекают фотографии, на которых изображены дети.  Черно-белые похожи на открытки конца XIX века, некоторые из цветных кажутся снятыми в будущем, те и другие вместе — это удивительный мир детства, чудо жизни.

Да, поистине в Байкальской академии фотографии учатся заинтересованные люди. Все они стремятся к вершинам мастерства, не каждый сможет достичь их, но как интересен сам путь...

 

Светлана Жартун, «Байкальские вести».

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии