Изобретатели и рационализаторы Иркутского релейного завода
13 января 90-летний юбилей отмечает один из старейших городских заводов – Иркутский релейный завод, имевший своим первоначальным названием завод «Востсибэлемент». Тогда завод выпускал гальванические элементы питания. В 1938 году заводу был присвоен литерный № 394. В военный период завод освоил выпуск деталей для мин и сухие анодные батареи БАС. В мирное время было запущено производство нескольких видов акустических приборов (громкоговорители и радиоприемники на батарейках). С 1956 года завод стал специализироваться на производстве коммутационной техники: реле, соединители, переключатели. В связи с чем, в 1963 году и получил свое современное название.
Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов поздравляет коллектив Иркутского релейного завода с юбилеем и предлагает вспомнить некоторые факты из истории деятельности заводских изобретателей и рационализаторов.
«Комбайн» для сборки элементов
21 марта 1936 года порог Восточно-Сибирского краевого совета ВОИЗ переступили два служащих завода «Востсибэлемент»: конструктор-механик Валерий Харитонович Трухин и заведующий производством, инженер-электрохимик по образованию, Алексей Васильевич Иванов.
Пришли они за помощью – хотели получить авторское свидетельство на автомат «Комбайн» по сборке элементов, охватывающий все двенадцать основных операций.
Надо сказать, что Валерий Трухин уже имел к этому времени одно внедренное на заводе «Востсибэлемент» рацпредложение – пресс для штамповки колпачков, годовой экономический эффект от которого при производстве колпачков давал 10 800 рублей. А сам автор за его внедрение получил 500 рублей премии.
Авторы «Комбайна» пояснили, что до настоящего времени отечественных автоматов по сборке элементов не существует, а германские фирмы выпускают лишь только автоматы для отдельных операций сборки элементов. Работают такие автоматы независимо друг от друга, что требует излишней транспортировки полуфабрикатов, из-за чего растут брак и дополнительные затраты.
Трухин с Ивановым предлагали все основные операции (как, например, штамповка звездочки, ее посадка, зарядка, вставка агломерата, одевание шайбы, автоэлектроотбраковка, пайка иголочек к цинковым полюсам и другие) производить в один ряд.
«Комбайн» имел главную цепь, прерывистое движение которой осуществлялось посредством мальтийского креста. И в момент остановки главной цепи одновременно совершались все операции.
Краевой совет ВОИЗ активно включился в работу по поддержке и продвижению предложенного изобретения. Были направлены письма в Центральный Совет ВОИЗ, в которых говорилось, что изобретение Трухина и Иванова является «изобретением исключительной важности» и может быть применено на только в элементном производстве, но и на фабриках треста эфирно-жировых эссенций, в фармацевтическом производстве, консервной промышленности... Кроме того Центральный Совет просили «оказать авторам всемерное содействие в организации оценки полезности и продвижении этого изобретения в элементной промышленности».
Уже 22 марта 1936 года в Бюро новизны Комитета по изобретательству при СТО СССР краевым Советом ВОИЗ были направлены документы с ходатайством выдать Трухину и Иванову авторское свидетельство на данное изобретение.
Однако данная активность не привела к желаемому результату. В экспертном заключении завода «Мосэлемент» написано, что «схема «Комбайна для батарей БАМ-50» предложенного тт. Трухиным и Ивановым…. в части изготовления элементов полностью повторяет автоматическую комбинированную машину, разработанную по н/заданию Гипроэнергопромом».
Собственная экспертиза Бюро новизны, видимо пришла к аналогичным выводам, не усмотрев в «Комбайне» новизны. В течение 1936 года, по всей видимости, авторами совместно с Краевым советом ВОИЗ предпринимались, как минимум три попытки получить авторские свидетельства, теперь уже на отдельные части «Комбайна», но и они оказались безрезультатными – во всех трех случаях в выдаче авторских свидетельств было отказано.
Однако, неудачи не сломили изобретателей. И если дальнейшая судьба Алексея Иванова нам пока не известна, то Валерий Трухин продолжил свою рационализаторскую деятельность в Свирске, где он работал в 1940-х годах на том самом, знаменитом в прошлом Свирском заводе, получившим в 1954 году название «Востсибэлемент».
Рационализаторы 1970-х
За девять месяцев 1972 года рационализаторы Иркутского релейного завода внесли 92 рацпредложения, направленных на экономию сырья и материалов, снижение трудоемкости выпускаемой продукции, облегчение и улучшение условий труда. Как сообщал начальник БРИЗ завода А. Дорофеев в производство было внедрено 49 предложений, общий годовой эффект от внедрения которых составил 28 тыс. рублей. Так, например, рационализаторами инструментального цеха внедрено 9 предложений с экономическим эффектом 7713 рублей, что составило 129 процентов от годового плана цеха.
6 июля 1978 года на Иркутском релейном заводе стали выпускать собственную газету «Спутник». И уже в первом номере одну из статей посвятили проблемам рационализаторской деятельности предприятия. В ней говорилось, что большинство рационализаторских предложений, предлагаемых работниками завода, сталкивается с трудностью в их внедрении в производство. Зачастую БРИЗ не занимается данной работой, не содействует в изготовлении опытных образцов предлагаемых новаторами идей, не помогает в оформлении чертежей и расчётах электрических схем. Вернее помогает, но за определенную «таксу», как метко подметили в газетной статье, измеряющуюся «расстоянием между вытянутыми большим пальцем и мизинцем».
Однако приводились и примеры многолетней плодотворной рационализаторской деятельности. Так, например, более сорока лет успешно внедрял свои рацпредложения слесарь Михаил Айрапетович Мелкумов. Внедрялись в производство и разработки станочника Бориса Ивановича Бартко. Внедряемость их рацпредложений объяснялась весьма прозаическими обстоятельствами – они сами изготавливали опытные образцы предлагаемых ими приспособлений. Кстати, именно Михаил Айрапетович в 1977 и в 1978 году назывался «Лучшим рационализатором завода». Всего же рационализаторской деятельностью в 1977 году занималось более 60 человек, и несмотря на трудности во внедрении, годовой эффект от внедренных рацпредложений составил 60 тыс. рублей.
В 1978 году, как отмечал председатель совета ВОИР завода Л. Кулешов на страницах заводской многотиражки, экономический эффект от внедрения рацпредложений составил 164 900 рублей. Наиболее результативными рационализаторами названы конструкторы В.И. Кузнецов, Ф.К. Пашкевич, В.П. Смирнов, слесарь Б.Г. Рябинин, фрезеровщик В.П. Дегтярев – из ОМА; работники ОГТ: В.А. Бурлакова, В.Ф. Бутаков, Н.Г. Бушков, А.Л. Ткаченко; слесарь К.Б. Амерханов, наладчик КИП Н. Пирожков, инженер А.П. Иванов, наладчик КИП О.Г. Сазонов, инженер из отдела метрологии Р.Г. Антонян; главный энергетик А.И. Белоусов, электрослесари В.П. Лысанов и М.Д. Парилов из ОГЭ; мастер по инструменту П.Д. Лебедев, слесари А.М. Белоусов, С.Х. Данельчук, наладчик В.Х. Марков из цеха № 1; технолог З.М. Перевозникова, рабочие В.Г. Шатров и В.А. Васильев, начальник техбюро В.А. Шихов из цеха № 10.
На излёте советской власти
В 1980 году, как сообщал председатель заводского совета ВОИР В. Бутаков, экономический эффект от внедрения рацпредложений составил 140 тыс. рублей. Лучшими коллективами были названы ОМА, ОМ, цеха № 10, ОГТ, цех № 3. Среди наиболее активных рационализаторов назывались старший мастер участка готового реле цеха № 10 А.М. Ковальский, работники отдела метрологии Ю.М. Лапушинский, В.С. Филатов и О.Г. Сазонов.
Одним из самых эффективных рационализаторов 1980 года была и инженер-конструктор КБ ОГТ Лидия Борисовна Ступина. Окончив Иркутский политехнический институт по специальности химик-технолог, к июню 1981 года Лидия Борисовна проработала на заводе уже восемь лет. За время работы она внесла шесть рацпредложений. Среди которых изменение конструкции литьевой формы на «шашки», изменение конструкции упаковочной коробки РЭС 48, применение точечных литников на прокладке, восьмигнёздная форма на изделие «застежка», увеличение гнёздности пресс-форм на крышку футляра, изменение конструкции пресс-форм на «000» плату МПН.
В 1982 году в рационализаторской деятельности завода участвовали 38 рабочих и 68 инженеров, которыми за первое полугодие было подано 106 рацпредложений (46 было внедрено с экономическим эффектом 72 тыс. рублей). Одним из активных рационализаторов был руководитель цеха № 3 (гальванического и пластмассового) Анатолий Степанович Кравченко, подавший за период с мая 1980 по август 1982 года восемь рацпредложений с экономическим эффектом 2926 рублей. А инженером конструкторского бюро контрольно-измерительной аппаратуры Вадимом Григорьевичем Татариновым в 1982 году было получено авторское свидетельство на изобретение «Устройство для разбраковки деталей из магнитомягких материалов по величине коэрцитивной силы», использование которого должно было позволить получать около 50 тыс. рублей годовой экономии.
В 1985 году звание «Лучший рационализатор завода», по сообщению инженера БРИЗа М. Юрченко на страницах заводской многотиражки», было присвоено мастеру инструментального участка Петру Даниловичу Лебедеву (им подано пять рацпредложений с годовым экономическим эффектом 6700 рублей), слесарю цеха № 1 Владимиру Гавриловичу Еропову (из трех поданных предложений было внедрено два с экономическим эффектом 2800 рублей) и начальнику техбюро цеха № 10 Валерию Андреевичу Шихову (четыре внедренных предложения из шести поданных, экономический эффект – 8600 рублей). Среди активных рационализаторов 1985 года отмечены механик цеха № 4 В.И. Мещеряков, автоматчик цеха № 1 П.А. Машонкин, шлифовщик цеха № 1 В.Э. Шиманский.
Кстати, спустя четыре года, в 1989-м, Президиум областного совета ВОИР присвоил Виктору Эдуардовичу Шиманскому звание «Отличник изобретательства и рационализации 1989 года» с вручением знака, удостоверения и денежной премии 100 рублей. К этому времени Шиманский внедрил на релейном заводе 22 своих рацпредложения с общим экономическим эффектом 19 131 рубль. Только в 1989 году внедрение его рацпредложения «Изменение технологии вырубки вывода «000» на штампе» позволило сэкономить 6027 кг стали или 7275 рублей.
Заслуженный рационализатор РСФСР
Для Валерия Андреевича Шихова звание «Лучший рационализатор завода» в 1985 году стало уже четвертым. Свой трудовой путь на релейном заводе Шихов начал в 1975 году. До этого работал в иркутской школе-интернате № 21. С 1978 года Валерий Андреевич – рацорг цеха № 10, тогда же он подал свое первое рацпредложение, экономический эффект от которого составил 1341 рубль. В последующие годы были и другие, одно из которых, касающееся сокращения норм расхода фторопластовой ленты, сэкономило заводу 6799 рублей в год. Как рацорг Валерий Андреевич вместе со своими помощниками инженером-химиком З.М. Перевозниковой и механиком А.Н. Белоголовым в год рассматривал до 30 рацпредложений.
За активную рационализаторскую деятельность и достигнутые экономические результаты при внедрении рацпредложений 29 сентября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Валерию Андреевичу Шихову, к тому времени уже заместителю начальника цеха, было присвоено почетное звание «Залуженный рационализатор РСФСР».
Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей»
и ИА «Альтаир»
На фото: Громкоговоритель «Заря». Иркутский релейный завод.
Фотоссайта collectionerus.ru;
Здание завода «Востсибэлемент» на улице Литвинова
в Иркутске. 1970-е годы;
Знак «Отличник изобретательства и рационализации».
1989 год;
Михаил Айрапетович Мелкумов
Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если Вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.